Последний измененный: 
13.05.2021

Из истории охраны ландшафтов Оренбургского края

< < < База знаний "Оренбуржье" < < < Историко-культурное наследие

 

Историю охраны и интенсивного изменения природы Оренбуржья можно проследить с первой половины 18 в., когда были основаны крепости и города (по Уралу, Сакмаре и Самаре) и началось хозяйственное освоение края. Практически к этому же времени отно­сятся и первые мероприятия по сохранению лесов. Так, оренбургский губернатор И.И.Неплюев уже в 1750 г. запретил яицким казакам рубить лес по доли­нам Самары и Сакмары и по Уралу от Оренбурга до крепости Рассыпной. П.И. Рынков в «Топографии Оренбургской губернии» (1762) сообщал, что лес для снабжения Оренбурга заготовляется по Большому Ику и др. притокам Сакмары, и что «для сбережения тех лесов, и ради смотрения при рубке и сплавке их к Оренбургу, из находящихся в Пречистенской крепости обер-офицеров один бывает в вальдмейстерской и имеет на то особую инструкцию».

П.И.Рычков был первым лесоводом Оренбуржья, заботившимся об охране и увеличении лесных площадей. Его перу принадлежит первая статья по степному лесоводству «О сбережении и размножении лесов» (1767), в которой он предупреждал: «...от недостатку лесов жизнь наша подвержена будет великим трудностям, а в случае неимения их и самым бедственным приключениям».

Однако призывы П.И. Рычкова к сохранению лесов и его предложения по степному лесоразведению не находили поддержки у чиновников, управлявших Оренбургской губернией. Пойменные и водораздельные леса продолжали хищнически истребляться. Вследствие острой нехватки лесов уже тогда возникла идея искусственного облесения Оренбургской пограничной линии. В 1817 г. оренбургский обер-форстмейстер, по заданию губернатора П.К.Эссена, составил докладную записку «О сохранении и посеве лесов в окрестностях города Оренбурга». В ней было освещено общее состояние лесов в долинах Урала и Сакмары и сделаны выводы о принятии строгих и ско­рых мер по их сохранению.

В 20-х гг. 19 в. в долине Урала при­ступают к первым посадкам лесов. В 1834 г. посадка леса вменяется в обязанность всем жителям Оренбургской погра­ничной линии. В 1836 г. в Оренбурге со­здается лесное училище, просуществовав­шее 30 лет. Его выпускники вели лесо-культурные работы во многих населенных пунктах по Уралу, Илеку и Сакмаре. Архивные данные говорят о том, что старые приселитебные рощи из осокоря, ветлы и черной ольхи имеют нередко искусственное происхождение.

Во второй половине 19 в. лесокультурные работы получают еще более значительное развитие. Первые опытные посадки сосны закладывают лесоводы Бузулукского бора, рукотворные сосновые леса появляются на песчаном правобережье Самары и по ее притокам. В настоящее время сохранилось не менее 20 ис­кусственных сосновых посадок, созданных в дореволюционный период.

В те же годы было заложено немало парков при помещичьих усадьбах. Замечательными памятниками степного лесоразведения в 80-х гг. прошлого столетия являются лесопосадки А.Н.Карамзина у с.Полибино и Платовская лесная дача (1882 — 1900) — один из крупнейших культурно-лесных массивов, заложенных в нашей стране в 19 в.

Но меры по охране и восстановле­нию лесов не могли существенно изме­нить общую картину деградации естественных ландшафтов, оскудения растительного мира, истребления живот­ных и уничтожения их местообитаний. Поэтому не случайно крупнейший исследователь природы Оренбуржья начала 20 в. С.С.Неуструев вынужден был заключить, что местная природа «еще находится в состоянии разрушения, а на место разрушенной природной красоты русский человек не создал еще новой и пока живет среди неуютных пустырей, вытоптанных, вытравленных лесов» (1918).

Ему же принадлежат и первые призывы к сохранению ландшафтов оренбургских степей: «В Оренбургской губернии есть еще мало затронутые плугом уголки, еще кое-где разнотравная степь пестреет цветами, а ковыльные степи в Зауралье еще простираются на десятки верст. Было бы хорошо сохранить обломки этой древней растительности на вечные времена... обратив их в народные парки, где молодежь могла бы изучать природу по живому примеру, а не из книг, а нуждающиеся в отдыхе могли бы любоваться красотою вечной природы».

Обращаясь к истории охраны ландшафтов в Оренбуржье, мы узнаем, что в первом десятилетии 20 в. в имении Карамзиных в Бугурусланском уезде (ныне Бугурусланский р-н Оренбургской области) сохранялся заповедный степной участок площадью около 650 га.

В 1914 г. при Оренбургском отделе Русского географического общества была учреждена Природоохранительная комиссия. Она официально обратилась к заве­дующему переселенческим отделом в Тургайско-Уральском районе с просьбой выделить отделу территорию не менее 15 тыс. десятин «для обращения в заповедник». В том же году переселенческое управление выделило местному географическому обществу 5 тыс. десятин в северной части Кустанайского уезда.

Конкретные шаги по созданию заповедника сорвала начавшаяся война.

В 1921 г. ботаник О.Смирнова обосновала необходимость сохранения в не­прикосновенности лесостепного уголка в оренбургском Предуралье (г.Олимп), участков с зарослями алтея лекарственного близ Соль-Илецка, участка степи на г. Сулак с адонисом весенним и тюльпа­нами, а также уремных лесов по Уралу. «Мы в хвосте, но мы не запоздали, — писала Смирнова, — пойдем навстречу разумной эксплуатации края, не забывая музейного отношения к природе».

В 1933 г. по инициативе бывшего Государственного комитета по заповедникам в центральной части Бузулукского бора был основан государственный заповедник, просуществовавший до середины 1948 г. В 50-е гг. были взяты под особую охрану многие лесные массивы Оренбуржья.

С 1971 по 1990 гг. в области образовано 23 охотничьих заказника общей площадью более 800 тыс. га. Специальным решением Оренбургского облисполкома в районных планировках выделены территории, не подлежащие промышленному освоению до 2000 г. В 1968 г. объявлены памятниками природы шесть при­родных объектов, а в 1980 г., по представлении местного филиала Русского географического общества, еще 62. К концу 1994 г. Институтом степи Российской академии наук было выявлено и описано 1026 памятников природы, из них 512 объектов в 1998 г. специальным распоряжением администрации Оренбургской области взяты под охрану государства.