Последний измененный: 
13.05.2021

Река Урал: перспективы развития туризма и рекреации

< < < База знаний "Оренбуржье" < < < Туристско-рекреационные ресурсы

 

В июле 1997 года по инициативе ученых и краеведов Западно-Казахстанской области при поддержке акимата г.Уральска началась серия эколого-краеведческих экспедиций под названием «По следам Валериана Правдухина». Возглавила экспедицию заместитель акимата г.Уральска Е.И.Тарасенко. С 2001 года к западно-казахстанцам присоединились участники из г. Оренбурга и ежегодная экспедиция приобрела международный характер.

Экспедиция не случайно стала называться Правдухинской; в 1927-1936 годах известный писатель В.П.Правдухин вместе со своими братьями организовал и провел 11 лодочных туров по реке Урал. Ступниками Правдухина в этих путешествиях были его братья, писатели Алексей Толстой, Лидия Сейфуллина, а также другие ученые и журналисты. От этих путешествий остались путевые очерки братьев Правдухиных, А.Н.Толстого, Л.Сейфуллиной. В этих очерках Урал сравнивается с Эльдорадо, а раскаленные пески называются лечебными пляжами будущих курортов. Собирая в экспедицию 1929 года своих друзей, Правдухин писал: «Что делать тому, в чьей груди бьется сердце с задором и охотничьей ярью зверей-прародителей? Что делать тому, кто не может жить без девственной природы, кто должен хоть раз в год слышать ее голос? Ответ один: тот должен ехать на реку Урал!». Этот призыв каждый год собирает вместе на берегах реки казахстанцев – оренбуржцев.

Российско-казахстанские экспедиции – это лишь фрагмент повсеместного рекреационно-туристического освоения природных ресурсов бассейна реки Урал.

Об исключительном значении общения человека с живой природой, позволяющего снимать усталость, восстанавливать работоспособность, укреплять нервную систему, хорошо известно. Возникла даже особая отрасль медицины — ландшафтотерапия — лечение природой. И действительно, в царстве первозданной природы, как писал С.Т. Аксаков, «улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос... Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятеж­ность мысли, кроткость чувств, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твердости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта черная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека».

Эти строки написаны Аксаковым еще в первой половине прошлого века. Минуло 100 лет, и отдых на природе превратился в отрасль народного хозяйства.

«Отдых на лоне природы, — констатирует уже в 40-х годах нынешнего столетия американский эколог Олдо Леопольд,— превратился в проблему в начале века, когда железные дороги, изгнавшие эту природу из городов, начали массами доставлять горожан на ее лоно. Вскоре стало ясно, что чем больше желающих приобщиться к ней, тем меньше приходящийся на душу рацион безмятежного покоя, безлюдия, диких животных и красивых пейзажей». Видимо, именно с тех пор «красивый пейзаж» стал приобретать не только духовную, но и экономическую ценность особого эстетического природного ресурса. Думается, что свойства ландшафта, способствующие отдыху человека, едва ли не важнее тех, что дают нам материальные ресурсы и экономическое могущество. А самое главное, общение человека с природой сохраняет в нем истинно человеческие качества, учит доброте, любви, пониманию прекрасного, осознанию того, что он, человек, — часть природы.

Самые разнообразные природные комплексы восстанавливают здоровье человека, благоприятно влияют на его нервную систему. Совокупность природных условий, используемых для отдыха, лечения и туризма, для удовлетворения физических, эстетических и познавательных потребностей человека называют рекреационными ресурсами. Слово «рекреация» — латинское, оно означает «восстановление сил», «отдых», возвращение человека к активной жизни и деятельности.

В последние годы проектирование рекреационных зон превратилось в серьезную научную проблему. Это связано с тем, что потребность в отдыхе на природе резко возросла. Увеличилась нагрузка отдыхающих на природные территории. Неорганизованные туристы стали наносить заметный ущерб природе. Благодаря автомобилю, увеличению свободного времени человеку стали доступны любые дальние укромные уголки, и они тоже подверглись изменению, а подчас и уничтожению. Возникла необходимость организации территорий, специально приспособленных для отдыха.

Природа не очень щедро позаботилась о рекреационных ресурсах приуральских степей. Места, благоприятные для отдыха, расположены узкими полосками вдоль рек, сосредоточены на берегах озер и водохранилищ. Лишь в горных и предгорных районах природа более богата и разнообразна, отличается живописностью лесистых холмов и гор.

Но везде, где однообразные степные ландшафты Приуралья вдруг оживляются зеленой рощицей или голубым плесом степной речки, мы видим стоянки самодеятельных туристов или следы их пребывания.

Больше всего отдыхающих привлекает к себе долина Урала. Это зона отдыха не только национального, но и международного значения. Возникла она, можно сказать, стихийно. Никаких государственных учреждений, помимо турбаз под Уральском, Илеком, Оренбургом, Орском, здесь нет. Тем не менее на берегах Урала в разгар лета кроме местных жителей можно встретить отдыхающих из Южного Казахстана, Башкирии, Челябинской, Самарской, Саратовской областей. Не редки на Урале автотуристы из Средней Азии, Центральной России, Украины. Многие из них приезжают на Урал из года в год, живут здесь семьями, группами оборудуя многодневные стоянки. Урал привлекает туристов чистотой своих вод, обилием рыбы, великолепными пляжами. В один из августовских выходных дней на участке от Раннего до Студеного мы насчитали на Урале более 200 рыбацких лодок, а общее число отдыхающих на пляжах, ярах, островах Урала на этом 90-километровом отрезке его русла составило не менее полутора тысяч человек. Очень много отдыхающих привлекают в конце лета, в пору сбора грибов, шиповника, ежевики, терна, берега пойменных озер.

Посещение приуральских лесов автотуристами можно рассматривать как «автомобильное браконьерство». Для стоянки транспорта выбираются самые укромные полянки с нетоптанными травами, нависающими кронами вековых деревьев. По проторенным дорожкам эти живописные уголки осваивают все новые и новые туристы. И неслучайно поэтому некогда самые ценные в природном отношении урочища превращаются в голые площадки.

Большой ущерб природе наносят «механизированные» заготовки даров пойменных лугов и лесов. Часто приходится видеть, как автотуристы колесят прямо по лугам и лесным полянам, собирая грибы и ягоды. Нетрудно подсчитать, что 10 км автомобильных следов уничтожают 6-8 ц урожая сена.

Нагрузка отдыхающих на природные комплексы долины Урала сейчас настолько велика, что давно стоит вопрос о регулировании численности автотуристов в уральском уреме. Все приуральные лесхозы разработали специальные мероприятия по упорядоче­нию доступа туристов в пойменные леса. Но такое решение проблемы представляется упрощенным. Рациональное использование рекреационных ресурсов уральской поймы может быть достигнуто лишь путем организации здесь природных парков и лесопарковых зон.

Национальные природные парки создаются в России и Казахстане для сохра­нения особо живописных местностей и ценных объектов природы, в целях организации отдыха, туризма и научных исследований. Основная особенность национальных парков — функциональное деление территорий на зоны: заповедную (или зону покоя), рекреационную (или зону массового отдыха), туристическую и хозяйственную (где допускается ограниченная сельскохозяйственная и лесохозяйственная деятельность, рыболовство, кустарные и народные промыслы).

В государственных национальных парках проводятся мероприятия по сохранению или восстановлению природных комплексов, повышению их рекреационных и эстетических качеств. Исходя из их целевого назначения, национальные парки следует создавать в первую очередь там, где имеется наибольшая потребность в массовом отдыхе, где уже традиционно существуют зоны отдыха и турбазы, а природные условия отличаются уникальностью, живописностью и разнообразием.

Всем перечисленным условиям отвечает участок уральской поймы от села Илека до села Январцева, расположенный на границе Казахстана и Российской Федерации. Еще в октябре 1917 г. В.П. Семенов-Тян-Шанский представил Природоохранительной комиссии Русского географического общества проект создания в стране 46 национальных парков. В их число был включен «„уремный” парк на казачьих землях по Уралу в Уральской области». Впоследствии лесо-лугово-озерная пойма среднего течения реки Урала неоднократно входила в перспективные схемы развития сети заповедников в СССР.

Межреспубликанский национальный парк «Уральская урема» предлагается создать в пойме Урала в пределах существующих государственных заказников Кинделинского в Оренбургской области и Кирсановского в Уральской области на площади около 80 тыс. га.

В зону покоя этого парка намечено включить эталоны пойменных дубрав, вязовников, осокорники, белотополевники, значительную часть плесов реки Урала с зимовальными ямами и нерестилищами осетровых рыб. К заповедной зоне также следует отнести лесистые речные острова, места гнездования и обитания крупных хищных птиц (орлана-белохвоста, беркута, могильника), озера-старицы, где сохранились реликтовые растения (водяной орех и сальвиния), а также местообитания русской выхухоли.

В состав национального парка войдет несколько уникальных памятников природы: Утвинские меловые горы, Алебастровский яр, исток Кирсановской протоки, озера Муровое, Джилимное, Старый Яик, Орешки и другие.

В зону регулируемого рекреационного использования (туризма и кратковременного отдыха) должна войти значительная часть проектируемого национального парка: пойменные леса и луговые опушки, чистоводные озера-старицы, ряд плесов и песчаных пляжей на реке Урал и т. д. Рыбная ловля и сбор дикорастущих растений должны разрешаться только по специальным лицензиям. Маршруты пеших походов должны предусматривать посещение и осмотр памятников природы парка. Количество отдыхающих в этой зоне необходимо строго регулировать. В ее пределах допустимы сенокошение и санитарные рубки леса. В отношении всего животного мира должен соблюдаться заповедный режим.

Национальный парк «Уральская урема», совмещая в себе функции заповедника и специальной зоны отдыха, позволит не только сохранить ценные ландшафты среднего течения Урала, но и сделать их доступными для посещения людьми.

Второй межгосударственный природный парк, «Урало-Губерлинское ущелье», может быть создан в оренбургско-казахстанском участке долины реки Урал от с.Хобарное до устья рАлимбет. На левобережье Урала в Актюбинской области в настоящее время создан ландшафтный заказник «Эбита», на правобережье давно развивается рекреационная зона преприятий Орска, Новотроицка, Медногорска. Создание межгосударственного трансграничного природного парка «Урало-Губерлинское ущелье» позволит совместно решить местные экологические проблемы.

Кроме трансграничных рекреационно-туристических природных резерватов «Уральская Урема», «Урало-Губерлинское ущелье» в бассейне Урала созданы и проектируются такие особо охраняемые природные территории как «Мурадымовские ущелья», «Хребет Ирендык» в Башкирии, «Ириклинское водохранилище» и «Хребет Шайтантау» в Оренбургской области, «Озеро Шалкар» в Западно-Казахстанской области. Дальнейшее развитие рекреационно-туристической инфораструктуры позволит осуществить мечту писателя В.П.Правдухина и его друзей, которые более около 80 лет назад пришли к выводу, о том, что речные ландшафты бассейна реки Урал представляют собой «настоящее туристическое Эльдорадо», а замечательные песчаные пляжи Урала являются основой для создания курортов будущего.