В 2019 году сотрудниками отдела проводились научно-исследовательские работы:
Краткое содержание НИР исполнителей от отдела и полученные ими результаты:
В рамках госзадания «СТЕПИ РОССИИ: ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДОПОДОБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНЫХ И АНТРОПОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»:
Пространственная оценка уровня антропогенной нагрузки степных регионов России (к.э.н. Чибилёв А.А. (мл.), Григоревский Д.В., Мелешкин Д.С.):
Выявлены показатели, характеризующие факторы антропогенного воздействия, по которым в России ведётся официальное статистическое наблюдение в разрезе регионов-субъектов; составлена база данных соответствующих абсолютных и относительных показателей по степным регионам России на основе актуальной и достоверной информации из официальных источников; предложена группировка выделенных показателей по блокам факторов антропогенного воздействия; разработана методика оценки интегрального показателя уровня антропогенной нагрузки степных регионов на основе расчёта индексов по каждой группе факторов; составлена картосхема результатов сопряжённого анализа антропогенной нагрузки исследуемой территории; проведена оценка корреляционной зависимости между рассчитанными индексами и валовым внутренним продуктом субъектов исследуемой территории.
Построена картосхема, отображающая пространственное распределение групп факторов и интенсивность антропогенного прессинга на природную среду. В результате выявлено, что на исследуемой территории значение интегрального индекса растёт в юго-восточном направлении и наибольшая антропогенная нагрузка отмечается в Краснодарском крае – 4,6 и Белгородской области – 4,2. Отмечена высокая сила связи между показателями валового регионального продукта и общими уровнями антропогенной нагрузки степных регионов России, которая характеризуется коэффициентом корреляции – 0,95.
Сочетание природных условий на рассматриваемой территории определяет экологический эффект антропогенных воздействий. Оценка уровня антропогенной нагрузки может быть скорректирована показателями эколого-экономической безопасности и ландшафтно-экологической устойчивости. Схожие виды и интенсивность антропогенного воздействия на разные ландшафты приводят к разным последствиям. Большая часть рассматриваемой территории, ввиду сильного хозяйственного освоения и степени трансформации человеком, постепенно утрачивает свой природный экологический потенциал. При существующих способах и структуре природопользования с экономическим ростом экологическая ситуация будет лишь ухудшаться.
Анализ факторов и прогноз эволюции систем сельского расселения в степной зоне РФ с учетом специфики регионов (к.г.н. Руднева О.С., к.г.н. Соколов А.А.):
Выявлены направления динамики демографических процессов в степной зоне; определены масштабы процессов демографической поляризации территории; выделены основные группы факторов, влияющих на систему сельского расселения; проведен анализ процессов эволюции системы расселения на региональном уровне.
Выявлено стабильное снижение численности сельского населения при одновременном уменьшении его доли от общего населения регионов степной зоны. Активный миграционный прирост 90-х сменился оттоком населения из сельской местности при повсеместной естественной убыли. На основе анализа динамики изменения плотности сельского населения в регионах степной зоны России на уровне муниципальных образований за период 2000-2017 гг. определен масштаб процессов демографической поляризации территории. Наибольшая площадь степной зоны России находится в состоянии демографической стагнации, на 15% территории снижение населения превышает 30%, формируя демографическую «полупустыню». Установлены основные группы факторов, влияющие на систему сельского расселения: экономические (разнонаправленная динамика агропромышленного сектора экономики в регионах); социальные (дестабилизация социальной и институциональной инфраструктуры в селах); исторические (расположение степных регионов по основной полосе расселения); географические/природные (благоприятные условия для ведения сельского хозяйства); демографические (современный тип воспроизводства, высокая смертность, в т.ч. и от внешних причин, активная миграция из села). На территории степной зоны выделены основные ареалы концентрации населения. Процессы рурализации наблюдаются в Краснодарском крае, юге Ставрополья и востоке Ростовской области. Эти территории характеризуются активным развитием сельскохозяйственного производства, задействованием большого колличества экономически активного населения. Выявлено, что эволюционная трансформация сети расселения идет в трех направлениях:
- поляризация – сельские населенные пункты (СНП) укрупняются, население концентрируется в больших узловых поселениях – Белгородская область, Самарская область, Саратовская область, Республика Башкортостан, Республика Адыгея.
- деполяризация – доля мелких СНП увеличивается, численность населения в средних и крупных с.н.п. снижается – Воронежская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Волгоградская область, Ставропольский край, Новосибирская область, Омская область, Курганская область, Алтайский край, Челябинская область
- разнонаправленная поляризация – система поселений и населения в них находится в промежуточной стадии укрупнением/концентрацией и разукрупнением/рассредоточением – Ростовская область, Оренбургская область.
В целом по степной зоне прослеживается тренд на уменьшение средних и больших СНП Определен разреженный характер расселенческой сети, слабое горизонтальное взаимодействие периферии соседствующих регионов, границы носят разделительный характер. В Белгородской, Самарской и Саратовской областях активно идут процессы стягивания населения в крупные сельские поселения и города. Постепенно система расселения из мелконаселенной трансформируется в средне- и крупноселенную. В Белгородской области на фоне стабильного роста населения этот процесс будет замедленным, но в двух других областях динамика будет ускоренной, что может привести к увеличению числа нежилых селений, тем самым ослабив освоенность территории. Краснодарский и Ставропольский край характеризуются развитой сетью сельских населенных пунктов. В дальнейшем система расселения этих территорий может укрупняться и поляризоваться, отражая современные общероссийские тенденции с исторически сложившимся здесь преобладанием крупно поселенческой структуры и активно развивающимися отраслями сельского хозяйства.
Оценка потенциала экономико-географического положения крупных городов степной зоны России (к.г.н. Соколов А.А., к.г.н. Руднева О.С.):
Проведен территориальный анализ положения городов в системе расселения; выполнена оценка их транспортно-географического и промышленно-географического положения; проведен анализ гео-демографического и рекреационно-географического положения.
В результате исследования (проведенного для 50 крупных городов степной зоны России с населением более 100 тыс. чел.) выявлено существенная пространственная дифференциация потенциала ЭГП городов степной зоны России. Выделены 5 уровней потенциала межгородского ЭГП крупных городов. Максимальный потенциал ЭГП сосредоточен в крупнейших агломерациях, расположенных на западе степной зоны (Ростов-на-Дону, Самара, Волгоград), меньшим потенциал обладают города Сибирского, Уральского, Южного и Центрального сектора степной зоны (Новосибирск, Салават, Пятигорск, Стерлитамак, Ессентуки, Липецк, Кисловодск, Уфа, Воронеж) и в непосредственной близости от них (Ставрополь, Краснодар, Старый Оскол, Саратов, Курск, Белгород, Магнитогорск, Челябинск). Города, расположенные на периферии степной зоны, обладают существенно меньшим потенциал ЭГП (Оренбург, Волгодонск, Барнаул, Тамбов, Пенза, Омск и др.) Худшее ЭГП у городов степной зоны Урала, Сибири и Юга России (Курган, Орск, Элиста, Рубцовск).
Комплексная оценка ЭГП городов степной зоны России выявила прямую зависимость потенциала ЭГП от центрально-периферийного положения города в системе расселения, транспортно-географического, гео-демографического и рекреационно-географического положения. При этом полученные результаты представляют практический интерес для территориального планирования, обоснования инвестиционной политики, совершенствования инфраструктурного обустройства территории и использования природных ресурсов.
Выявление территориальных закономерностей и устойчивости расселения населения на водосборах рек степного Заволжья и Южного Урала (к.г.н. Падалко Ю.А.):
Составлена геоинформационная база данных элементарных водосборов с атрибутивной информации по численности населения; определены районы с высокой концентрацией населения на водосборах бассейна; установлены пояса и районы наибольшей плотности населения; проведен картографический анализ динамики хозяйственной деятельности на водосборах по спутниковым снимкам; выявлены общие черты и закономерностей системы расселения на водосборах российской части бассейна р. Урал; дана оценка устойчивости системы расселения по порядкам водосборов.
Составлены картосхемы, характеризующие закономерности системы расселения в природных границах водосборов рек бассейна р. Урал. Установлено наличие высокой территориальной концентрации (более 50 %) всего населения на 8 водосборах, составляющих в сумме 11 % от общей площади бассейна. Выявлены пояса и очаги наибольшей плотности населения по следующим водосборам: верховья р. Урал, Верхнеуральское водохранилище, р. Бол. Кизил, нижнее течение р. Сакмара. Определено сохранение устойчивости системы расселения на притоках первого порядка р. Урал с ростом 4–9 % в группе средних и малых населенных пунктов. Сокращение более чем на 30 % отмечено на водосборах 2-го и 3-го порядков в группе поселений с 1–2 тыс. жителей.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы: деление речного бассейна на водосборы различного уровня в зависимости от удаленности от главной реки схоже с центр-периферийным расселением населения, что отражается в уменьшении численности населения по порядкам водосборов; отмечается территориальная высокая концентрация населения на отдельных участках (водосборах), сосредотачивающих более 50 % всего населения. Устойчивость системы расселения в значительной степени сохраняется на притоках первого порядка в средних и малых населенных пунктах. На водосборах играющих ключевую роль в формировании стока в бассейне р. Урал отмечается средняя и высокая плотность населения.
Пространственный анализ и перспективы использования туристско-рекреационного потенциала ООПТ регионов степной зоны РФ и пути его интеграции в социально-экономическое развитие регионов (к.э.н. Чибилёв А.А. (мл.), к.г.н. Руднева О.С., Григоревский Д.В., к.г.н. Семёнов Е.А.):
Проведен анализ информационной доступности ключевых элементов природно-заповедного фонда степных регионов России; оценена роль индустрии экологического туризма в системе социально-экономического развития регионов степной зоны России.
В результате выявлено, что среди исследуемых заповедников и национальных парков, максимальными значениями показателя информационной доступности обладают Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г.Шапошникова (1,17) и Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова (1,06). Регионы степной зоны по наполненности туристической инфраструктурой, числу посещений и наличию туристических объектов варьируют по всероссийскому рейтингу от 90,3 (Краснодарский край) до 17,9 (Курганская область). Большинство регионов занимают срединное положение в вышеуказанном рейтинге, что отражает перспективу регионов степной зоны к развитию туристического направления, в том числе и экологического туризма
В целом для реализации задач экологического просвещения текущую деятельность в большей части заповедников и национальных парков можно признать удовлетворительной. Современное развитие средств коммуникации и связи побуждает дирекции федеральных ООПТ быть более открытыми, более эффективно использовать инструментарий популярных социальных сетей и Интернет-платформ. В этой связи туристско-рекреационный потенциал охраняемых территорий может вносить существенный вклад в развитие регионального туризма. Акцент на экологический туризм, сохраняющий равновесие между развитием природной территории и сохранением, а также воспроизводством ее ресурсообеспеченности будет способствовать поддержанию благоприятной экологической ситуации в регионах степной зоне при повышенной антропогенной нагрузке прочих сфер экономике (в частности зерноводство, животноводство, тяжелая промышленность, металлургия и пр.).
Социально-экономические и эколого-географические аспекты оптимизации пространственного развития степных регионов (к.э.н. Чибилёв А.А. (мл.), Григоревский Д.В., Мелешкин Д.С.):
Оценена ландшафтно-экологическая устойчивость геосистемы Среднего Поуралья; проведен анализ эколого-экономической безопасности природно-хозяйственной системы Среднего Поуралья.
На основе рассчитанных индексов блоков ЭЭБ, проведена группировка муниципальных образований Среднего Поуралья на основе метода равных интервалов. В результате выявлены диспропорции экономического и экологического состояния территорий: 8 муниципальных образований из 12 характеризуются низким уровнем экономического развития, но в разрезе экологического состояния, в Среднем Поуралье отсутствуют муниципальные образования низкого уровня. Однако, индекс экологического состояния территории в г. Оренбург обратно пропорционален индексу экономического развития, и является минимальным среди исследуемых муниципальных образований (0,409). Противоположные значения индексов наблюдаются в Кувандыкском ГО, в котором минимальные индексы экономического развития (0,108), развития социальной сферы (0,290) и максимальный индекс экологического состояния (0,772). В целом, значения интегрального индекса ЭЭБ распределены достаточно равномерно, большинство значений располагаются в интервале от 1,1 до 1,3. Наибольших значений интегральный индекс ЭЭБ достигает в г. Оренбург (1,8) и Соль-Илецком городском округе (1,7). Минимальное значение наблюдается в Переволоцком районе (0,9). В результате анализа корреляционной зависимости коэффициента экологической стабильности ландшафтов с показателями его образующими выявлено, что высокой силой связи (по шкале Чеддока) характеризуется зависимость КЭСЛ от площади особо охраняемых природных территорий (коэффициент корреляции 0,8).
Проведённые расчёты позволяют получить общую информацию об уровне ландшафтно-экологической устойчивости исследуемой территории, способствующей выбору комплекса мероприятий по стабилизации, сохранению и восстановлению ландшафта. Так, если в Акбулакском и Беляевском районах увеличить площадь таких стабильных элементов ландшафта как сенокосы и пастбища, а также вернуть выведенные из перечня региональных ООПТ памятников природы, то состояние стабильности ландшафтов этих территорий будет увеличиваться. Повышению ландшафтно-экологической стабильности Среднего Поуралья будет способствовать перевод части низкорентабельных пахотных земель в категорию пашни под многолетние травы, увеличение площади сельскохозяйственных угодий под сенокосами и пастбищами. Эффективной с точки зрения повышения стабильности ландшафта является реализация комплекса мероприятий по расширению площади земель занятых под особо охраняемыми природными территориями. При управлении процессами урбанизации и развития на территории Среднего Поуралья таких городов, как Оренбург, Кувандык, Медногорск и Соль-Илецк, необходимо учитывать природоохранные интересы, стараясь оптимизировать расположение населения и промышленных объектов, создающих высокую нагрузку на окружающую среду и ландшафт.
По проекту УрО РАН «ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЛАНДШАФТОВ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ В УСЛОВИЯХ КЛИМАТИЧЕСКИХ И АНТРОПОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»:
По гранту РНФ «СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТЕПНЫХ И ПОСТЦЕЛИННЫХ РЕГИОНОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ НА ОСНОВЕ КАРКАСНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СЕТЕЙ»:
По гранту РГО-РФФИ «ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОЦЕНКА ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ РЕГИОНОВ СТЕПНОЙ ЗОНЫ РОССИИ»: