АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ БАССЕЙНА НИЖНЕГО ДОНА В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ

LATE BRONZE TIME ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS OF THE LOW DON REGION

Л.С. Ильюков

L.S.Ilyukov

Южный научный центр РАН
(Россия, 344006, Ростов-на-Дону, просп. Чехова, д. 41)
Southern Scientific Center RAS
(Russia, 344006, Rostov-on-Don, Chekhov prosp., 41)
e-mail: Iljukov@ssc-ras.ru

Степной ландшафт бассейна Нижнего Дона в эпоху поздней бронзы был освоен племенами срубной культурно-исторической общности. По данным радиоуглеродной хронологии срубная культура датируется ХХ-ХV вв. до н.э. Племена срубной культуры оставили в этом регионе более 1000 погребений и около 100 поселений.

Steppe zone of the Low Don river's region was settled by Srubnaya cultural community of tribes in XXth - XVth centuries BC. More than 1000 graves and 100 settlements from Srubnaya culture in the region were found.

Дон – одна из крупных рек Восточной Европы с большим количеством притоков. Для него характерно асимметричное строение долины; правый берег высокий и крутой, левый – пологий и низменный. Как правило, на первой террасе правого берега располагались поселения, на водоразделах – курганные могильники. Южная часть реки расположена в степной зоне, для нее характерна черноземная почва и разнотравно-дерновинно-злаковая растительность. Часть этой территории находится в пределах Ростовской области, которая в эпоху поздней бронзы была занята земледельческо-скотоводческими племенами, оставившими памятники срубной культуры. Срубную культуру выделил еще в 1901-1905 гг. В.А.Городцов после проведения археологических раскопок в Бахмутском и Изюмском уездах на Донетчине. Культура была выделена по форме погребального сооружения, на дне которого находился скелет человека в скорченном виде на левом боку. Яма была обложена бревнами, которые образовывали сруб. Но уже сразу стало ясно, что тип погребального сооружения не является ортодоксальным. Однако за этими погребениями с баночными и ребристыми горшками закрепилось название срубных погребений, данное по форме вида погребального сооружения. Как выяснилось, такая форма погребального сооружения встречается крайне редко и не повсеместно. Но привычка оказалась сильней. Выделение культуры по одному яркому признаку оказалось порочным занятием. И в ряде случает исследователи смело отмели аналогичные определения.

Обширный «евразийский степной пояс» охватывал огромные пространства от Подунавья до Маньчжурии. Хозяйство этих культур в основном базировалось на животноводстве, земледелие никогда не играло большой роли в жизни этих народов [1]. Их формирование складывалось в начале эпохи раннего металла. Ко II тысячелетию до н.э. этот пояс уже сложился [2, с. 36-38]. Третий этап его формирования совпал с поздним бронзовым веком и формированием евразийской металлургической провинции [2, с. 46]. Его территория была занята единой срубно-андроновской общностью [2, с. 49]. В Восточной Европе располагались памятники срубной культуры, а к востоку от них – андроновские (алакульские и федоровские). По данным абсолютной хронологии срубная культура датируется ХХ-ХV вв. до н.э. На основе срубно-андроновской общности сформировалась общность культур с так называемой валиковой керамикой [2, с. 50]. Контакты между срубной и андроновской культурами в рамках этой общности были многосторонними. Известны многочисленные андроновские инновации в срубной культуре не только в металле, но и в других категориях инвентаря [3, с. 136-138; 4, с. 133-135]. Меновая торговля не ограничивалась металлическим сырьем или изделиями из металла. По-видимому, был широкий спектр товаров, которые широко перемещались в рамках каждой культуры, но и между ними. В этой торговле особое место, вероятно, отводилось домашнему скоту [5, с. 33].

Нижнее Подонье расположено в южной части «степного пояса» блока культур эпохи поздней бронзы. Насколько памятники эпохи бронзы, относящиеся к срубной культуре, были распространены к югу от долины Маныча – неизвестно. Племена срубной культуры оставили в этом регионе более 1000 погребений и около 100 поселений.

Начало поздней бронзы на Нижнем Дону открывают покровские памятники, они перерастают на позднем ее этапе в срубную культуру. Некоторые исследователи в рамках раннесрубного времени выделяют покровско-срубные памятники [6, с. 37-54]. В раннесрубное время поселения располагались на надпойменных террасах, ближе к долинам рек, курганные могильники – всегда в стороне от поселений. Обычно курганные группы находились на водоразделах рек и их притоков (Нижнедонские Частые курганы). Как правило, курганы этого времени имели индивидуальные насыпи или были впущены в более древние насыпи.

В период расцвета срубной культуры поселения занимали пойменные террасы. Рядом с ними находились курганы. В это время получает распространение обычай сооружения могилы рядом с курганом, отмеченным небольшой насыпью. Выкид из могильной ямы, уложенный рядом с ямой, составлял небольшой холмик. Над такими могилами не возводились настоящие насыпи. Таким образом, складывался обряд сооружения без курганных кладбищ над могилами умерших. По мере роста кладбища захоронения совершались в виде рядов, вытянутых в широтном направлении. На правобережье Дона, где обнажались горные породы, над неглубокими могильными ямами возводились ритуальные каменные площадки, на левобережье Дона, где их не было, они не сооружались. Сохранялся тот же принцип формирования кладбища, оно становилось вытянутым в широтном направлении. По-видимому, над этими неглубокими могилами насыпались едва заметные «грунтовые площадки». Погребальный инвентарь был скудным, обычно ограничивался 1-2 горшками. Среди них более 50% составляли простые баночные сосуды. Изменения погребальной практики, вероятно, были обусловлены трансформацией идеологических основ культуры этих племен. Наряду с традиционным путем путешествия «в мир иной», альтернативным становится путь быстрого достижения «мира предков». Для этих целей, останки умершего сжигали на стороне, а затем кальцинированные остатки помещали в «манекен», которому, очевидно, придавали антропоморфные очертания и который оставляли на дне могильной ямы. А рядом с ним помещали скупой заупокойный инвентарь умершего, по всей видимости, для демонстрации его состоятельности или престижа на надмогильную площадку или «грунтовую подушку». Затем это имущество разбирали живые, совершая обряды поминовения над усопшим, оставляя в окрестностях могилы осколки посуды или остатки тризны [7, с. 222, 223]. Из более 1000 захоронений срубной культуру в Нижнем Подонье погребения с трупосожжениями составляют около 1% [8, с. 157].

В позднем бронзовом веке происходит перерождение срубной культуры, на ее смену приходит обычай распространения бескурганных кладбищ, которые находились не только неподалеку от самих поселений. Иногда захоронения совершались в черте самих поселков, по-видимому, в заброшенных жилищах (Ливенцовское поселение I).

В заключительный период бронзового века, как правило, бытовые поселки всегда располагались ближе к реке. Часто они находились у самой реки, в ее пойме, на ее возвышенных участках (Пробужденовское, Мясниковань). Такие изменения в месторасположении поселков, по-видимому, были обусловлены тем, что в степи наметилась относительная политическая стабильность. Отсутствовала военная угроза, поэтому поселки не нуждались в укреплении своих границ. Данный период связан с распространением Нижнем Дону поселений с так называемой валиковой керамикой. По мнению Е.Н.Черных [2, с. 50], в этот период времени возникла расплывчатая и аморфная общность культур, объединенных валиковой керамикой, у которой валик располагался под венчиком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лебедева Е.Ю. Археобатаника и изучение земледелия эпохи бронзы Восточной Европы // OРUS: Междисциплинарные исследования в археологии. М., 2005. Вып. 4. С. 50-68.

2. Черных Е.Н. Формирование евразийского «Степного пояса» скотоводческих культур: взгляд сквозь призму археометаллургии и радиоуглеродной хронологии // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2008. № 3 (35). С. 36-53.

3. Ильюков Л.С. Инновационные процессы в позднем бронзовом веке в степях Нижнего Подонья // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов: Материалы Всерос.науч.конф., Ростов-на-Дону, 21-22 сентября 2009 г. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. С.136-38.

4. Ильюков Л.С. Бронзовый браслет из Нижнего Подонья: к проблеме этнокультурных связей срубной и андроновской культур // Фундаментальные проблемы пространственного развития юга России: междисциплинарный синтез: Тез. Всерос.науч.конф., Ростов-на-Дону, 28-29 сентября 2010 г.. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 133-135.

5. Антипина Е.Е., Моралес А. «Ковбои» восточно-европейской степи в позднем бронзовом веке // OРUS: Междисциплинарные исследования в археологии. М., 2005. Вып. 4. С.29-44

6. Шарафутдинова Э.С., Житников В.Г. Курганные могильники раннесрубной культуры на Верхнем Чире (юг Среднего Подонья). СПб., 2011. 177 с.

7. Ильюков Л.С. Поминальные площадки срубной культуры Нижнего Дона // Труды III (ХIХ) Всерос.археол.съездаМ., 2011. . Том I. С. 222-223.

8. Шарафутдинова Э.С. Периодизация срубной культуры Нижнего Подонья // Срубная культурно-историческая общность (Проблемы формирования и периодизация). Куйбышев, 1985. С. 146-177.