БАШКИРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Самарская область относится к наиболее многонациональным регионам нашей страны. Башкиры являются народом, издавна живущим в степных районах нашей области.
В Самарской области, по данным Всероссийской переписи 2002 года, проживает 7885 башкир [1].
Территорией компактного расселения башкир является юго-восток области (Большеглушицкий и Большечерниговский районы). Там, среди широких степей, на берегах реки Большой Иргиз и ее притоков расположились башкирские поселения Муратшино, Таш – Кустьяново, Имелеево, Денгизбаево, Кочкиновка и другие. Кроме того, башкиры живут в соседних населенных пунктах вместе с русскими, татарами, казахами, чувашами и другими народами. Численность башкир в Большечерниговском районе составляет 2207 человек, в Большеглушицком – 909 человек [2].
Башкиры Самарской области относятся исследователями к южной подгруппе юго-западной этнографической группы башкир [3].
Основу традиционного хозяйства башкир Самарского края составляло полукочевое скотоводство. Летом население вместе со скотом кочевало на пастбищах, а осенью возвращалось в свои поселения. Среди разводимых животных наиболее распространенными были лошади, овцы, крупный рогатый скот. Башкиры содержали и верблюдов. Первоначально эти животные использовались как средство передвижения. В отличие от других тюркских народов, башкиры Самарского края верблюдов не навьючивали, а запрягали их летом в телеги, а зимой в сани [4]. В связи с переходом к земледелию верблюдов стали использовать во время полевых работ – их запрягали в плуги и в косилки. Один верблюд, по словам стариков, заменял двух лошадей. Верблюды содержались в хозяйствах башкир Самарской области вплоть до второй половины ХХ столетия. Исчезновение этих животных местные жители связывают с развитием средств механизации: верблюдов вытеснили тракторы.
Важной составляющей частью традиционного хозяйства местных башкир являлась также охота.
Долгое время у местных башкир сохранялась традиция выезда на летние кочевья.
Земледелие у башкир Самарского края начинает развиваться в концеXVIII - начале XIX в. Этому способствовало интенсивное общение с земледельческими народами (русскими, украинцами и др.), а также политика местной администрации, направленная на приобщение башкир к земледелию.
Согласно этнографическим исследованиям последних лет башкиры Самарской области сохранили этническое самосознание и ряд особенностей традиционной материальной и духовной культуры. В их поселениях и сегодня встречаются дома, сложенные из саманного кирпича, некоторые из них снаружи обложены деревом или кирпичом. В большом количестве встречаются также сложенные из самана хозяйственные постройки и летние кухни.
В прошлом к основным компонентам интерьера относились нары. Вплоть до середины ХХ в. нары делали в основном из глины, затем им на смену пришли деревянные нары, установленные на подпорках, сделанных также из дерева. Нары выполняли универсальную функцию: на них жители дома сидели, принимали трапезу и спали. В углу нар на сундуке складывалась горкой постель, а для красоты она перетягивалась лентой. Сегодня нары сохранились лишь в отдельных жилищах, в кухонной части, но там, где они есть, нары не утратили своих функций (нередко пожилые люди предпочитают нары кроватям). Как и прежде, в углу нар складывается горкой постель (иногда на сундуке, иногда без него), но теперь она не перетягивается лентой.
У некоторых пожилых людей сохранились элементы традиционной одежды, во время праздников используется стилизованная на традиционный манер одежда. В каждом башкирском поселении области можно услышать интересные предания, легенды, былички (например, о фантастических существах, которые якобы обитали раньше в этих местах).
Ежегодно в области проводятся традиционные башкирские праздники, наиболее яркий из которых – Йыйын. Во время его проведения проходят выступления местных фольклорных коллективов, звучат любимые башкирами традиционные инструменты – курай (род флейты, который обычно изготавливается из ствола одноименного растения) и кубыз (щипковый инструмент), исполняются национальные песни и танцы, предлагаются блюда башкирской кухни и т.д.
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время башкиры юго-востока Самарской области находятся в трудном положении. В связи с нехваткой, а то и полным отсутствием работы молодежь уезжает в Самару и другие города. Закрываются школы. Некоторые населенные пункты находятся в особенно плачевном состоянии. На проводимых в башкирских селах праздниках обычно присутствуют только местные жители и представители национально – культурных объединений. Для сохранения башкирской традиционной культуры необходимо сохранить сами сельские населенные пункты.
В связи с этим представляется целесообразным, наряду с другими отраслями экономики, развивать этнический туризм. Под этническим туризмом понимается туризм, целью которого является ознакомление туристов с особенностями традиционной культуры и быта различных народов (этносов).
В целях активного привлечения башкирские поселения туристов из других регионов России и зарубежных стран необходимо объединить усилия органов государственной и муниципальной власти, национально – культурных объединений и туристских организаций. Во время проведения башкирских праздников турфирмы должны организовать автобусные поездки из Самары к местам проведения данных праздников, а также активизировать рекламную деятельность. Гости праздников получат возможность увидеть людей в национальных одеждах, попробовать блюда традиционной кухни, принять участие в зажигательных танцах. Посещение туристами и башкирских сел можно организовать и в обычные дни – благодаря им туристы смогут посетить традиционные жилищные и хозяйственные постройки, соприкоснуться с башкирским бытом, послушать местные предания и легенды. В целях развития туризма хочется порекомендовать возродить верблюдоводство – туристы будут иметь уникальную возможность прокатиться в санях, запряженных верблюдом!
Этнический туризм, с одной стороны, призван увеличить доход местного населения, с другой – поможет гостям нашей области познакомиться с особенностями богатой традиционной культуры башкирского народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Расселение национальностей по муниципалитетам Самарской области (по результатам переписи населения 2002 года). – Самара, 2007. – С. 11.
2. Там же. – С. 12.
3. Кузеев Р.Г. Этнографические группы башкир в XIX в. и история их формирования. Общая характеристика этнографических групп и принципы их выделения // Археология и этнография Башкирии. Т.III – Уфа, 1968. – С. 388.
4. Надергулов У.Ф. Иргизо-камеликские башкиры (лингвистическое исследование). – Уфа, 1996.– С. 17.