БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕРНОЗЕМА ОБЫКНОВЕННОГО ЗАПОВЕДНОЙ СТЕПИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проводимые исследования влияния антропогенного пресса на степные ландшафты Юга России сталкиваются с проблемой отсутствия эталонных целинных участков степей. В Ростовской области и Краснодарском крае остались единичные небольшие участки с разнотравно-ковыльной растительностью, занимавшей ранее большую часть территории, и сформировавшие самые плодородные почвы мира – черноземы ?2?. Оставшиеся нераспаханные участки в большинстве своем находятся на склонах с разной степенью экспозиции. Водораздельных участков с природными ландшафтами практически не осталось, а ведь только сравнивая с ними можно осуществлять экологический мониторинг агроландшафтов. В настоящее время приходится в качестве эталонов привлекать редкие залежные участки, участки под старыми кладбищами, военными полигонами и аэродромами.
В настоящее время ведутся интенсивные исследования эталонного участка ООПТ «Персиановская степь», расположенного на территории учхоза «Донское» ДГАУ Октябрьского района Ростовской области. Объект исследований был выбран не случайно, а в результате поисков эталонных участков Приазовских степей с зональными почвами – черноземами обыкновенными. В прежних работах сотрудников кафедры исследовался многолетне залежный участок степи в пределах учхоза РГУ недалеко от пос. Танаис, Мясниковского района Ростовской области. Однако биологические свойства участка «Приазовская степь» в меньшей степени подходят для эталонного сравнения с антропогенно-измененными почвами. Связано это с тем, что хотя он не пашется в течение последних 60 лет и подвергается процессам восстановления естественной зональной растительности, биоразнообразие этого участка до сих пор полностью не восстановлено и уступает участку «Персиановская степь». Этому способствуют и малый размер «Приазовской степи» – около 2,4 га и низкое содержание гумуса в почве – около 3–4%.
По растительности «Персиановская степь» относится к сухому варианту приазовских степей. Постоянные многолетние наблюдения флоры заповедника определили максимальную численность видов – 166 ?1?. В течение 2001 года при учете всех проявлявшихся видов в динамике с начала вегетации (обычно первая декада марта) до ее конца (последняя декада октября, первая декада ноября) Н.М. Новиковой и Н.А. Николаенко установлено разнообразие в пределах 120–140 видов. Основная роль принадлежит дерновинным плотно кустовым злакам: ковыль Лессинга, ковыль волосатик, типчак или овсяница бороздчатая, тонконог изящный. Из разнотравья типичными являются степная астра, полынь австрийская, подмаренник желтый, тысячелистник, гвоздики, коровяки, молочаи и др. Из бобовых для степных фитоценозов характерны люцерна румынская, астрагалы, чина клубневая, солодка голая. Весной наблюдается развитие эфемеров и эфемероидов. Кроме травянистых растений в степи встречаются кустарники (дикий миндаль, шиповник, терн) и кустарнички (карагана кустистая или сибирец).
По данным П.Д. Локтионова ?4?, в черноземе обыкновенном (североприазовском) – 276 видов насекомых при содержании 115,3 экз./м2.
Исследования микрофлоры чернозема обыкновенного ООПТ «Персиановская степь» показали, что содержание микроорганизмов вниз по профилю снижается независимо от вида угодий ?3?. В то же время характер снижения численности разных групп микроорганизмов в существенной степени определяется характером угодий.
Снижение численности микроорганизмов вниз по профилю соответствует снижению содержания гумуса. Характер снижения микроорганизмов разных групп неодинаков. Общая численность бактерий, определенная методом люминесцентной микроскопии, вниз по профилю чернозема снижается как в целинной почве, так и на пашне. При этом общая численность бактерий на пашне выше, чем на целине. Это объясняется созданием более благоприятных условий обитания для микроорганизмов в распахиваемых почвах, например, улучшением аэрации.
Сезонная динамика численности микроорганизмов в целом для такого варьирующего показателя не превышает 40%. При сельскохозяйственном использовании исследуемых черноземов под пашней сезонные различия в численности микроорганизмов выражены еще в меньшей степени, чем под естественной растительностью на целинном участке.
Различия в численности микроорганизмов в целинном и пахотном черноземе незначительны, учитывая большую вариабельность показателей.
Одной из задач исследования является инвентаризация фауны территории Персиановской степи, мало затронутой человеческой деятельностью. При анализе изменений в составе почвенных беспозвоночных использованы материалы 1979 и 1999–2002 гг. с целью выяснения генезиса природы Персиановской степи в целом и тех изменений, которые происходят в настоящее время.
Веским аргументом необходимости слежения за состоянием почвенного населения служит многосторонняя роль животных в почвообразовательных процессах. Анализ видового состава почвенной фауны Персиановского степного участка показывает следующее распределение животных по отношению к пище: фитофаги – 42,2%, сапрофаги – 24,4%, хищники – 9%, миксофаги – 13,3%. Это вполне соответствует зональным закономерностям изменений в питании животных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаш А.П. Приазовские степи правого берега Дона. – Ростов-на-Дону, 1961. – С. 3–173.
2. Казеев К.Ш., Колесников С.И. Значение эталонных участков при исследовании процессов деградации почв // Деградация почвенного покрова и проблемы агроландшафтного земледелия: Материалы 1-ой междунар. конф. – Ставрополь, 2001. – С. 94–95.
3. Казеев К.Ш., Колесников С.И, Вальков В.Ф. Биология почв Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во ЦВВР, 2004. – 350 с.
4. Локтионов П.Д. Почвенные насекомые Дона. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1981. – 144 с.
М.Г. Сизова, К.Ш. Казеев