БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ОСТРОВНЫХ СТЕПЕЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ОКРАИНЕ АРЕАЛА (ЮЖНОЕ ПРЕДБАЙКАЛЬЕ)

 

Южное Предбайкалье – огромная страна с очень характерным, переходным между степью и лесом, составом флоры и фауны, занимающая весь юг Иркутской области. В широтном направлении она охватывает территории около 1,50 с.ш. и включает несколько крупных участков островных степей, расположенных в нижних и средних участках рек, впадающих в р.Ангару, а также прибрежную полосу, прилегающую к Байкалу с запада и северо-запада. Все степные острова Предбайкалья относятся к Евразиатской хвойнолесной области и входят в состав Евро-Сибирской и Восточно-Сибирской подобластей, Средне-Сибирской таежной, Алтае-Саянской горнотаежной и Забайкальской горнотаежной провинций [3, 11].
Восточно-Сибирская подобласть на территории Предбайкалья охватывает небольшие степи, по своей сути локальные участки, приуроченные к устьям небольших рек и крутым южным склонам Байкальского хребта, севернее д. Кочериково (территория Байкало-Ленского заповедника), относящиеся к Прибайкальско-Хилокскому горно-таежному округу. Все остальные степные участки входят в состав двух округов: Приангарского лесостепного и Ольхонского, включающего острова Малого Моря, пролива, отделяющего о. Ольхон от материка [3, 10, 11]. Вдоль западного побережья Байкала участки степей данного округа встречаются приблизительно до окрестностей д.Кочериково [5, 9, 11].
Степные участки Предбайкалья сильно преобразованы деятельностью человека: основная их часть распахана, другие используются под интенсивный выпас скота, часть степей, преимущественно луговых, отведена под сенокосы. Последний способ использования, при соблюдении сроков сенокошения, обеспечивающих успешное обсеменение территории, является наиболее щадящим. Относительно небольшие участки степей, как правило, окружены лесами и в пределах лесной зоны являются экстразональными включениями. Основная их часть представляет лесопольный ландшафт, с отдельными участками первичных степей, расположенных на неудобных для освоения участках: крутые склоны и косогоры по распадкам, речные острова, крутые горные склоны, небольшие массивы среди полей, не стравленные скотом [9].
По всей территории определенно преобладают луговые степи. Из них наиболее заметны клубниковые ассоциации, которые, несмотря на мезофильный облик, Г.А. Пешкова [11] относит к степным, так как вне таких участков они встречаются лишь в остепненных лесах. Широкое распространение имеют также разнотравные степи, отличающиеся относительно хорошими условиями увлажненности почв (небольшие массивы среди лесов). Достаточно характерна для Приангарья и желтолилейная степь, которая до сих пор, правда небольшими фрагментами, встречается по нераспаханным участкам. Все эти степи отличаются сложным составом и представляют смесь типично степных и лесоопушечных видов растений [9]. В большей степени они характерны для небольших участков, расположенных по границе с лесом на самой северной окраине ареала степей.
На достаточно больших участках преобладают ленскотипчаковые, ковыльные, мятликовые, алтайскоовсецовые, житняковые, а, местами, леймусовые и холоднополынные степи. На самом северо-востоке их ареала (территория Байкало-Ленского заповедника) преобладают житняковые и алтайскоовсецовые степи [12]. Достаточно хорошо просматривается возрастание обилия более ксерофильной растительности на южных лесостепных участках, по сравнению с более северными и западными. Особенно хорошо это видно при сравнении северных лесостепных участков (Унгино-Осинские степи) с Тажеранскими и Ольхонскими степями (западное побережье Байкала) [9, 10, 11]. Кроме того, разнообразие степей заметно снижается к северо-востоку и на территории Байкало-Ленского заповедника, где преобладают небольшие их участки (до 5 км?), оно является минимальным [12]. В целом, не менее трети флоры данного региона представлено степными видами [11].
Присутствие степных островов, вне всякого сомнения, значительно повышает общее биоразнообразие Южного Предбайкалья. Это относится ко всем элементам степей, в частности, кроме флоры, и к фауне земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих [4–8], отдельные виды которых проникают до самых северных границ лесостепи [5]. Встречаются здесь и узкоспециализированные виды, обитающие исключительно на степных участках. Сложный состав флоры и фауны данного региона указывает на достаточно специфические пути их формирования.
Среди земноводных (5 видов) представителем степной фауны является монгольская жаба (Bufo raddei), распространенная в Южном Предбайкалье очень локально. Она встречается на о.Ольхон и в Приольхонье, дельте р.Голоустной и, временами, в устье р.Иркут [4, 5, 8]. Из 6 видов рептилий, несомненно, к степным относится узорчатый полоз (Elaphe dione), обычный на о.Ольхон, в Приольхонье. Крайне редко он встречается среди выходов скал на степных участках под г.Иркутском [5, 8, 9].
Степные млекопитающие представлены 8 видами. Прежде всего, необходимо отметить обитание здесь эндемичного вида Южного Предбайкалья – ольхонской полевки (Alticola olchonensis), распространение которой ограничено о.Ольхон, островами Малого моря и Тажеранской степью (от Ольхонских ворот до д.Еланцы) [6]. Повсеместно встречается и местами является фоновым видом узкочерепная полевка (Microtus gregalis), тем не менее, отсутствующая в Приольхонье и на о.Ольхон [5, 6]. Очень редка степная мышовка (Sicista subtilis), обитание которой требует подтверждения, поскольку она долгое время здесь никем не отлавливалась [1].
Достаточно широко по югу региона представлен даурский хомячок (Cricetulus barabensis), у которого здесь отмечено два подвида. На большей части этого региона обитает C. b. barabensis Pallas, а на Ольхоне и в Приольхонье – C. b. griseus Milne-Edwards, который ближе стоит к хомячкам из Забайкалья и Монголии. Однако далеко на север, даже по островным степям этот вид не проникает. На восток от Приольхонья он отловлен у д.Кочериково [7], а на территории Байкало-Ленского заповедника пойман С.Ю. Артемьевой на мысе Рытый. Это самый крупный участок степи в данной части ареала. Возможно, этот вид встречается и восточнее этого участка, но полноценных сборов на остальной территории не проводилось.
Другой очень обычный вид – длиннохвостый суслик (Citellus undulatus) распространен очень широко, но встречается в настоящее время локально, поскольку все основные его местообитания распаханы. В Приольхонье, возможно, обитает самостоятельный подвид данного вида [5, 6], населяющий практически все, даже небольшие, степные участки. Однако на территории Байкало-Ленского заповедника он заселяет все степные участки только в годы высокой численности (2002 г.). В это время отмечено его обитание даже в районе мыса Большой Солонцовый, а норы встречены еще севернее (мыс Заворотный). В периоды депрессии численности (2004 г.) даже в окрестностях мыса Рытый встречаются только единичные пары.
Светлый хорь (Mustella eversmanni) встречается повсеместно, заселяя практически все степные участки, но численность его невысока и ее подъемы обычно связаны с ростом обилия длиннохвостого суслика. Более многчисленные – барсук (Meles meles) и обыкновенная лисица (Vulpes vulpes) в отдельные годы достигают высокой численности и являются обычными промысловыми видами. Таким образом, общее разнообразие наземных позвоночных Южного Предбайкалья за счет степных элементов повышается на 11,0%.
Много здесь настоящих степных видов и среди птиц. При этом часть редких птиц принадлежит именно степному ландшафту. К таким видам относятся орел-могильник (Aquila heliaca), мохноногий курганник (Buteo hemylasius), балобан (Falco herrug), каменка-плясунья (Oenanhte isabellina), каменка-плешанка (O. pleschanka), обыкновенная каменка (O. oenanhte), красноухая овсянка (Emberiza cioides), восточная дрофа (Otis tarda dybowskii), бородатая куропатка (Perdix dsuurica), азиатский бекасовидный веретенник (Limnodromus semipalmatus) и многие другие. Из более чем 300 видов птиц, обитающих в этом регионе, около 15,0% являются типично степными.
Специальный анализ имеющихся материалов убедительно показывает, что степная флора и фауна Южного Предбайкалья – фрагмент некогда единой степной Байкальской Сибири. Степные острова, встречающиеся здесь в настоящее время, являются плиоценовыми или раннеплейстоценовыми реликтами [5, 9, 11]. В связи с большим смешением флоры и фауны смежных природных зон данная территория представляет собой широкую экотонную полосу, отличающуюся своеобразным сочетанием степных и лесных элементов и значительно повышенным биоразнообразием, по сравнению с равновеликими участками степи или леса. Она является границей в распространении флоры и фауны в более северные и южные районы. В тоже время, данный рубеж не является линейным и, за счет большого разнообразия специфичных местообитаний, по своей сути представляет собой трудно преодолимый экологический барьер [2].
Одновременно данный регион является рефугиумом для многих видов флоры и фауны более северных и южных территорий. В особо неблагоприятные периоды, частота которых значительно усилилась в конце XX столетия (крупные и часто повторяющиеся засухи на территории Монголии и Китая), сюда могут проникать многие виды смежных территорий, а отдельные из них переселяются практически полностью, покидая прежние районы обитания. Прежде всего, это относится к наиболее подвижной группе животных – птицам. Именно поэтому их разнообразие здесь заметно выше, по сравнению с прилегающими территориями. Однако даже они, во многих случаях, не способны преодолеть данный рубеж. В тоже время некоторые виды млекопитающих, при определенных условиях, могут заселять данную территорию, формируя достаточно устойчивые размножающиеся группировки.
Двойственный характер Байкальского рубежа, отличающегося повышенным биоразнообразием и являющегося, с одной стороны, трудно преодолимой границей, а с другой – рефугиумом, при неблагоприятных условиях как южнее, так и севернее его, требует дополнительного, более тщательного изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидович А.П. Экология мышевидных грызунов антропогенно-трансформированных ландшафтов Южного Предбайкалья: Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Иркутск, 2000. – 15 с.
2. Доржиев Ц.З. Байкальская Сибирь как один из важнейших орнитогеографических рубежей Северной Палеарктики // Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии. – Улан-Удэ, 2000. – С. 50–52.
3. Дылис Н.В., Рещиков М.А., Малышев Л.И. Растительность // Предбайкалье и Забайкалье. – М., 1965. – С. 225–281.
4. Литвинов Н.И. Монгольская жаба на Ольхоне и в Приольхонье // Организация и технология производства в охотничьих хозяйствах Восточной Сибири. – Иркутск, 1977. – С. 78–79.
5. Литвинов Н.И. Некоторые особенности териофауны южной части Байкальской впадины // Зоологические исследования в Восточной Сибири. – Иркутск, 1992. – С. 35–45.
6. Литвинов Н.И. Фауна млекопитающих Иркутской области. – Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2000. – 80 с.
7. Лямкин В.Ф. Особенности населения мелких млекопитающих южной оконечности Байкальского хребта // Экология позвоночных животных Восточной Сибири. – Иркутск, 1983. – С. 186–201.
8. Мельников Ю.И. и др. О распространении земноводных и пресмыкающихся в Прибайкалье // Тр. / Госзаповедник “Байкало-Ленский”. – Иркутск, 2001. – Вып. 2. – С. 119–123.
9. Мельников Ю.И., Трошкова Т.Л. Реликтовые степи Предбайкалья: проблемы охраны и восстановления // Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении исчезающих степей Евразии – Чебоксары.-М., 2002. – С. 30–33. – (Тр. госзаповедника “Присурский”. – Т. 9).
10. Петроченко Ю.Н. Растительный покров // Биоценозы островов пролива Малое Море на Байкале. – Иркутск, 1987. – С. 21–64.
11. Пешкова Г.А. Степная флора Байкальской Сибири. – М.: Наука, 1972. – 207 с.
12. Трошкова Т.Л. Материалы к инвентаризации степных сообществ северо-западного побережья Байкала // Степи Северной Евразии. Эталонные ландшафты: проблемы охраны, экологической реставрации и использования. – Оренбург, 2003. – С. 527–529.

Ю.И. Мельников