БИОРАЗНООБРАЗИЕ КАК ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АРИДНЫХ ЭКОСИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛУПУСТЫНЬ КАЛМЫКИИ)

 

В данной работе излагаются предварительные итоги по инвентаризации фауны наземных позвоночных Республики Калмыкия и изучению состояния их мест обитания, полученные нами в ходе I этапа Международной научной экспедиции «По следам Великого шелкового пути» под руководством Ф. Конюхова.
Большая часть Калмыкии расположена в полупустынной зоне. По ландшафтно-экологическим условиям территория республики подразделяется на три района: 1. Ергенинская возвышенность, 2. Прикаспийская низменность, 3. Кумо-Манычская впадина. В свою очередь в них выделяют отдельные подрайоны. В ходе экспедиции, в хронологической последовательности были обследованы следующие подрайоны: Сарпинская низменность, Черные земли, Приморский район, Кумо-Манычская впадина, Ергенинская возвышенность, Лощина Даван (общая протяженность маршрута составила около 1500 км, время наблюдений на стационарных участках 120 часов, а общая площадь рекогносцировочного обследования составила более 300 км2). Их положение между степью и пустынями Турана определило проникновение в регион представителей Туранской фауны. Типичными представителями фауны пустынь Турана являются: ушастая круглоголовка (Phynocephalus mystaceus), емуранчик (Stylodipus telum), мохноногий тушканчик (Dipus sagitta), полуденная и гребенчуковая песчанки (Meriones meridianus, Meriones tamariscinus). Поселения этих видов соседствуют с представителями европейско-сибирской фауны: малым сусликом (Citellus pygmaeus), большим тушканчиком (Allactaga major), обыкновенной полевкой (Microtus arvalis). Такие смешанные поселения диффузного типа отмечены нами в восточных районах республики, на Черных землях. В общем, многовидовые сообщества грызунов на сравнительно малой территории характерны для Калмыкии, ландшафты которой подверглись значительной антропогенной трансформации.
При обследовании стационарного участка «Тройник» нами выявлено, что зарастание песчаного массива около канала привело к снижению численности мелких песчанок (M. meridianus, M. tamariscinus). Плотность микропопуляции песчанок снизилась с 20 до 5 особей на га. Подобные явления отмечены нами и на других участках. Дальнейшее зарастание песков, по-видимому,  приведет к полному исчезновению популяций песчанок. Похожая участь ожидает другой псаммофильный вид – мохноного тушканчика (D. sagitta)
Сокращаются площади пригодные для обитания малого суслика (C. pygmaeus). В настоящее время основные поселения которого приурочены к прикошарным участкам со  сильносбитым травостоем. Основная причина его исчезновения во многих местах – высокотравье, обусловленное снижением пастбищной нагрузки на естественные кормовые угодья. На Ергенинской возвышенности раннее существовавший ленточный тип поселения малого суслика, приуроченный к овражно-балочным понижениям, в настоящее время приобрел разреженный, мозаичный характер. Плотность поселений здесь составила от 5 до 10 особей на га. Участки с плотностью до 20 особей на га сохранились в основном на нижних террасах балок. На плакорных участках суслик отсутствует уже давно.
Учитывая тот факт, что малый суслик является основой кормовой базы многих хищников, нетрудно предсказать последствия: это приведет к депрессии численности светлого хоря (Mustla eversmanni), степного орла (Aquila nipalensis), могильника (Aquila heliaca).
Засухи 1998, 1999, 2000 гг. и малоснежные зимы последних лет стали причиной высыхания многих водоемов Прикаспийской низменности и Ергенинской возвышенности. За этим последовала деградация растительности и снижение кормовых и защитных условий ряда грызунов.
На протяжении всей экспедиции нами не обнаружено ни одного поселения обыкновенного и гигантского слепыша (Spalax microphthalmus, S. giganteus). Это дает основание исключить гигантского слепыша из списка животных Калмыкии, а обыкновенного слепыша причислить к разряду исчезающих. Исчезнувшим, по всей видимости, следует считать степную пеструшку (Lagurus lagurus), которая когда-то была доминирующим видом на Ергенях. Последние сведения о попадании этого вида в ловушки относятся к 1973 году.
Многие мезофильные виды мышевидных грызунов по тростниковым зарослям оросительных каналов проникали далеко на восток республики, где находили подходящие биотопы на орошаемых полях и успешно размножились. Сейчас на Черных землях встречаются домовая (Mus musculus), лесная (Apodemus sylvaticus) и полевая мышь (Apodemus agrarius), численность которых подвержена значительным колебаниям. При наступлении неблагоприятного периода в качестве станций переживания они используют скирды сена, кустарниковые и тростниковые заросли. Удачно приспособившись к местным условиям, они создают определенную конкуренцию автохтонным видам, вытесняя их из биотопов. Так случилось со степной мышовкой (Sicista subtilis), которая стала редким видом на Черных землях. Фоновым видом на Черных землях являются обыкновенная и общественная полевки (Microtus arvalis, Microtus socialis). В период экспедиции нами зарегистрирована повышенная численность обыкновенной полевки (M. arvalis).
Наблюдения за хищными птицами показали, что стабильной остается численность степного (Circus macrourus) и болотного (Circus aeruginosus) луней, курганника (Buteo rufinus), обыкновенной пустельги (Cerchneis tinnunculus). Редкими являются степной орел (Aquila nipalensis), могильник (Aquila heliaca), черный коршун (Milvus korschun).
Самую многочисленную экологическую группу в республике составляют лимнофильные птицы, среди которых ведущая роль принадлежит колониальным видам. Большую роль в их жизнедеятельности играет гидрологический режим водоемов. В результате почти полного высыхания исчезло оз. Ханата, а вместе с озером исчезла уникальная орнитофауна водоема. Многолетние засухи стали причиной исчезновения и других водоемов. Опрос местного населения и специалистов показал, что процессы обеднения фауны происходят и во многих других урочищах.
Предварительный анализ эколого-хозяйственной ситуации и инвентаризации фауны показал, что в регионе продолжаются процессы опустынивания. Однако, опустынивание ландшафтов следует связывать не с деградациями пастбищ и развеванием песков (как раз происходят обратные процессы), а с обеднением флористического состава, сведением древесной растительности и уменьшением биоразнообразия животных. Энергетический баланс в экосистемах поддерживается не за счет разнообразных видов организмов, а за счет экологически пластичных массовых видов (домовая мышь, серая крыса, грачи, вороны, чайки).
Во многих случаях причиной ухудшения состояния окружающей среды становится не антропогенный фактор, а естественные природные процессы (засухи, понижение уровня грунтовых вод, уплотнение почвенного покрова и пр.).
Огромный вред биогеоценозам приносят летние пожары, являющиеся своеобразным стрессом, нарушающим нормальное функционирование экосистем. Участившиеся пожары являются следствием снижения пастбищной нагрузки и разрастания бурьянистой и злаковой растительности. Другим следствием этого является возрастание численности иксодовых клещей, усугубляющих эпизоотологическую и эпидемиологическую ситуацию в регионе.
Инвентаризация фауны Республики Калмыкия показала, что за последние десятилетия зооценозы претерпели сложные трансформации,  что требует их всестороннего изучения. Перспективным решением могла бы стать разработка системы экологического мониторинга, в задачи которого входят:
1. Изучение влияния стравливания на структуру фитоценозов и определение оптимальной нагрузки на различные типы пастбищ.
2. Разработка критериев и на их основе методов эколого-экономических оценок, с их помощью всестороннее изучение отдельных видов, популяций и экосистем – участников этих ситуаций, выяснение возможности оптимизации их взаимоотношений с человеком.
3. Регуляция численности хозяйственно-важных видов, а также видов, имеющих ветеринарное и медицинское значение, комплексными методами с широким использованием экологических средств.
4. Использование видов, популяций и экосистем в качестве биоиндикаторов состояния окружающей среды.
5. Создание региональной Красной книги растений и животных, нуждающихся в охране.
6. Разработка методов экологического воспитания населения, с учетом региональных особенностей и национальных традиций средствами массовой информации, а также в рамках обязательных и факультативных программ средних школ, лицеев, училищ и вузов.