БУЗУЛУКСКИЙ БОР: ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «БУЗУЛУКСКИЙ БОР»

BUZULUKSKY BOR: NATURAL HISTORY AND SOCIO-ECONOMIC BACKGROUND OF ORGANIZATION OF THE NATIONAL PARK "BUZULUKSKY BOR"

 

А.А.Чибилёв-мл., П.В.Вельмовский

A.A.Chibilyov-jr., P.V.Velmovsky

Федеральное государственное бюджетное учреждение Институт степи Уральского отделения Российской академии наук

(Россия, 460000, г.Оренбург, ул. Пионерская, 11) 

Institute of Steppes of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya str., 11)

e-mail: orensteppe@mail.ru

 

В статье рассматриваются естественно-исторические и социально-экономические предпосылки организации национального парка «Бузулукский бор».

The article deals with natural historical and social-economic backgrounds of organization of the National park “Buzuluksky bor”. 

Судьба Бузулукского бора уже более 100 лет привлекает пристальное внимание ученых-естествоиспытателей, лесоводов и российской общественности. Не случайно это внимание выводило Бузулукский бор в число самых выдающихся природных объектов нашей страны. Бор был в числе основных номинантов в списке национальных парков и заповедников Российской империи, подготовленном Природоохранной комиссией Императорского Русского Географического общества в 1917 г. Часть Бузулукского бора была заповедана в 1933 г. Из числа госзаповедников СССР он был первым, который ликвидировали в 1948 г., т.е. за 3 года до крушения заповедной системы страны. Из всех ликвидированных заповедников страны, Бузулукский бор – оставался единственным, ждущий своей реабилитации.

В марте 1976 г. состоялось заседание Научно-технического совета Оренбургской областной организации Всероссийского общества охраны природы и областной плановой комиссии Оренбургского облисполкома, на котором была выработана рекомендация о прекращении добычи нефти в Бузулукском бору. В 1977 г. бор был объявлен особо ценным лесным массивом.

Начиная с 1978 г. после обсуждения вопроса на заседании  Оренбургского отдела Русского географического общества, оренбургские ученые на протяжении почти 30 лет занимались проблемой организации национального природного парка.

В 2000-2002 гг. Институтом степи УрО РАН  совместно с Росгипролесом было подготовлено эколого-экономическое обоснование организации национального парка, которое прошло государственную экологическую экспертизу. Однако из-за противодействия Роскомлеса РФ срок действия экспертного заключения было просрочено.

В 2006 г. Институтом степи УрО РАН от МПР РФ получено техническое задание на «Разработку эколого-экономического обоснования организации национального парка «Бузулукский бор», которое в кратчайшие сроки (в течение полугода) было выполнено и согласовано в виде нового эколого-экономического обоснования организации национального парка. В поддержку проекта были организованы депутатские слушания Законодательного Собрания Оренбургской области. При содействии МПР и ЗС Оренбургской области новое эколого-экономическое обоснование прошло государственную экологическую экспертизу (приказ МПР РФ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.12.2006 г. № 540 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Эколого-экономическое обоснование организации национального парка «Бузулукский бор»».

Проектные разработки Института степи УрО РАН были положены в основу Распоряжений Правительства РФ от 2 июня 2007 г. № 709-р и от 29 декабря 2007 г. №1952-р о создании федерального государственного учреждения «Национальный парк «Бузулукский бор»»  площадью 106788,28 га и отнесение его к ведению Росприроднадзора.

В 2011 г. институтом от ФГУ «Национальный парк «Бузулукский бор»» получено техническое задание по установлению границ и режима охранной зоны национального парка «Бузулукский бор» в пределах Оренбургской и Самарской области. На основе данных материалов подготовлены проекты Положений об охранной зоне в субъектах РФ – Оренбургской и Самарской областях. Постановлением Правительства Оренбургской области № 244-п от 19 марта 2012 г. образована охранная зона национального парка «Бузулукский бор» на территории Оренбургской области. 

Создание национального парка – это организация принципиально новой и своеобразной формы использования территории для Оренбургской области. Если в соседних регионах – Башкортостане, Челябинске, Самарской и Саратовской областях эта форма природопользования существует уже от 12 до 25 лет, то для Оренбургской области, где будет находиться большая часть национального парка – это явление совершенно новое.

Эффект от создания парка можно определить методом сравнения социально-экономического эффекта предлагаемого варианта использования территории с другими, существующими или перспективными [1]. При этом социально-экономическая отдача от использования территории в данном варианте позволит эффективно использовать такие факторы, которые в настоящее время не имеют никакого реального экономического значения для Оренбургской и Самарской областей и бюджетов Бузулукского и Борского районов [6].

При этом имеются в виду следующие основные факторы:

  1. Привлекательность (эстетическая, познавательная, оздоровительная, научная и т.д.) территории бора.
  2. Фактическая и возможная в перспективе рекреационная емкость территории бора. Емкость парка обуславливается, в первую очередь, его природными ресурсами, а также рекреационно-инженерной обустроенностью отдельных его участков, рассчитанных на большое число посетителей.
  3. Реальная потребность, определяемая числом фактических (потенциальных) туристов и рекреантов, которые могут посещать парк при различных уровнях обустроенности и транспортной доступности.

Проанализировав современное использование этих факторов можно легко убедиться, что они не приносят никаких доходов для местных бюджетов. А, вместе с тем, территория бора давно используется как национальный парк, без контроля, без регулирования, без сервиса, без доходов от полученных рекреационно-туристических услуг.

Национальный парк является наиболее удобной  формой ООПТ для восприятия новых концепций и теоретических положений в заповедном деле [2, 4, 5]. Это является особенно важным для Оренбургской области, где очень слабы природоохранные традиции, а до сих пор преобладает «природопокорительский синдром», связанный с освоением целины, варварской эксплуатацией недр, отсутствием культуры в охотхозяйственной деятельности, истреблением старовозрастных лесов, широкомасштабном использовании территории области для военных учений и т.д.

В последние годы национальные природные парки играют все большую роль в региональных стратегиях охраны природы. Все больше возрастает доля национальных парков как мест организованного отдыха в экологически чистой природной среде – в этом заключается главный социальный эффект национальных парков.

От национального парка «Бузулукский бора» мы вправе ожидать и еще одного важного результата – активизации развития экономики, в первую очередь,  Бузулукского района Оренбургской и Борского района Самарской областей. Статус национального парка главной жемчужины этих районов, повысил их инвестиционную привлекательность. Гармоничное сочетание функций охраны природы с социальными и экономическими интересами местного населения может обеспечить, с одной стороны, социально-экономический эффект от создания парка, с другой – обеспечить финансовые поступления для сохранения зон абсолютного покоя и уникальных объектов природного наследия, в том числе редких биологических видов.

Согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях» на национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; б) сохранение историко-культурных объектов; в) экологическое просвещение населения; г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; е) осуществление экологического мониторинга; ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Соответственно, перед национальными парками не ставится задача удовлетворения лишь рекреационных потребностей населения. В целом же, сам вид ресурса – максимально нетронутая природа – предполагает определенный стиль взаимоотношений отдыхающих с природой [3]. Здесь оправдано широко развивать туризм и другие виды активного отдыха, но ограничивать (хотя и не исключать на отдельных, как правило, приграничных участках) экстенсивную ресурсодобычу: сбор дикоросов, рыбалку и т.п.

Экологически допустимой и экономически эффективной функцией парка может стать организация искусственного воспроизводства, разведения на отдельных участках лекарственных растений с получением из них готовых препаратов, разведение редких и исчезающих видов растений и животных для пополнения природных популяций и ограничение их продажи в рамках существующих законов. Кроме того, представляется возможным допускать ведение в парках и других видов деятельности – но с жестким, научно обоснованным соблюдением экологических норм и ограничений.

Статус национального парка в большей степени является гарантом экологической чистоты произрастающих на его территории растений, что будет способствовать реализации получаемых продуктов их переработки. В пределах парка могут отрабатываться новые экологически чистые технологии и виды хозяйственной деятельности. Разумеется, для этого должны осуществляться строгие виды лицензирования деятельности и контроля. Это в значительной мере расширит емкость и экономическую эффективность национального парка.

Просветительская функция национального парка дает возможность привлечь желающих совместить отдых с процессом познания природы. С этих позиций в проектируемом национальном парке должны быть выделены участки для активного отдыха, участки для познавательных экскурсий, участки нетронутой природы и т.п. В познавательных целях должны быть выделены различные типы природных систем, в том числе и антропогенно-нарушенные. В целом, просветительская функция национального парка также «работает» на расширение их емкости.

Большое скопление людей на той или иной территории не проходит бесследно. Потому необходимо оценивать емкость того или иного национального парка при разных формах их использования. Беспорядочный туризм уничтожил уже немало уникальных уголков природы мира. Поэтому стихийный туризм, особенно при характерной в настоящее время нашему обществу низкой культуре и быта, и отдыха, в короткие сроки может привести к разорению, опустошению, пожарам и т.п. в национальных парках. Следовательно, процессом отдыха в национальных парках необходимо управлять, если мы хотим досуг людей сделать более полноценным, а соответствующие особо охраняемые зоны парка сохранить от деградации.

В конечном итоге, парк – это не только территориальная природная система, но и предприятие с определенной структурой управления отдыхом и режимом природопользования. Для функционального парка характерна хорошо продуманная технология организации отдыха (с учетом его особенностей: географического положения относительно ареалов расселения, населенных пунктов, транспортных путей, с учетом рельефа, характера заселенности, этнических особенностей населения, достопримечательностей природы (интересных форм рельефа, озер, болот, уникальных растительных сообществ, красивых панорам местности и т.п.). В рамки этой технологии входит умение специалистов обустроить места отдыха инженерными сооружениями, то есть эффективность парка обуславливается также профессиональным мастерством его служащих.

Отдых в национальном парке – это отдых в природном окружении. Природа же диктует свои условия общения. Массовость и концентрация отдыхающих ей противопоказаны, а значит – на большей части территории парка неприемлемы и виды отдыха, требующие больших скоплений людей: массовые зрелища, спортивные состязания, толпы экскурсантов. Такие формы отдыха оправдано создавать лишь в ограниченных зонах вблизи въезда (центральной усадьбы) в национальный парк, а на основной территории необходимо ограничивать массовость посещения по следующим причинам:

  • массовость приведет к деградации относительно нетронутой природы, чем она, собственно, и привлекательна;
  • отсутствие массовости необходимо в интересах самого отдыхающего, уехавшего из города, чтобы на время «отключиться» от напряженного ритма современной жизни;
  • высокий уровень эмоционального и познавательного восприятия природы мало совместим с массовостью.

В национальном парке должно быть обеспечено общение с природой и малыми коллективами – семьями, парами, другими небольшими и нешумными группами.

Дифференциация отдыхающих по устремлениям, возможностям и привычкам дает возможность рассредоточить их по разным зонам и маршрутам и, тем самым, уменьшает антропогенный пресс при расширении емкости парка. Все это ведет и к росту экономического эффекта от пользования парком.

Рекреация затрагивает и изменяет все компоненты наземных экосистем, ответные реакции которых зависят от масштаба воздействия – интенсивности, распределения в пространстве и времени рекреационных нагрузок.

Обобщив многолетние исследования Института степи Уральского отделения Российской академии наук, связанные с созданием на территории лесного массива национального парка Бузулукский бор, основываясь на необходимости перехода нашего государства к устойчивому развитию, можно сделать следующие выводы:

  1. Степная и лесостепная зоны Заволжья и Оренбургская область в целом являются крупным регионом России, где до настоящего времени не было территорий со статусом «национальный парк».
  2. Население Заволжья и Приуралья не имеет достаточной возможности реализовать свои потребности в активном оздоровительном отдыхе и познавательном туризме в своем регионе.
  3. Бузулукский бор располагает повышенным биологическим разнообразием, имеет уникальные ландшафтно-эстетические качества, обладает значительными возможностями для реализации туристской деятельности и ландшафтотерапии.
  4. Существовавший статус Бузулукского бора не обеспечивал ему долговременной и гарантированной защиты от проникновения на его территорию сторонних землепользователей, а также от неуправляемого воздействия необоснованной рекреации, лесохозяйственной деятельности и браконьерства.
  5. На территории Бузулукского бора имеются объекты (действующие и бывшие нефтепромыслы), нуждающиеся в реализации специальной Программы по проведению их в безопасное для национального парка экологическое состояние.
  6. Как эколого-рекреационный объект Бузулукский бор обладает хорошей внешней транспортной доступностью и затрудненной (из-за песчаного грунта и отсутствия сети обустроенных дорог) внутренней доступностью, что создает наилучшие условия для регулирования на его территории рекреационно-туристической деятельности.
  7. Площадь бора является оптимальной для национальных парков России, расположенных в земледельческом поясе.
  8. На территории бора сохранились разнообразные ландшафты (около 40% от всей территории), не претерпевшие существенного изменения в результате хозяйственной деятельности человека.

Создание национального парка  позволяет не только сохранить самый крупный в мире лесной остров среди степей, но и способствует интеграции Бузулукского бора как особо охраняемой природной территории в социально-экономическое развитие региона, повышает инвестиционную привлекательность и рекреационно-туристский  потенциал Оренбургской и Самарской областей. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова А.Ю. Экономическая оценка охраняемых территорий: (российский опыт) / Экономика сохранения биоразнообразия. М., 1995. С. 85–100.
  2. Бобров Р.В. Все о национальных парках. М.: Мол. гвардия, 1987. 222 с. (Сер. «Эврика»).
  3. Васильев, И.Г. Рекреационные ресурсы и их использование в США / США. Экономика. Политика. Идеология. М., 1973. С. 116–124.
  4. Николаевский А.Г. Национальные парки / А.Г.Николаевский. М.: Агпромиздат, 1985. 189 с.
  5. Транин А.А. Национальные парка в СССР: проблемы и перспективы. М.: Наука, 1991. 294 с.
  6. Чибилев А.А., Вельмовский П.В., Кин Н.О., Чибилёв А.А.-мл., Камышова Л.В. Бузулукский бор: эколого-экономическое обоснование национального парка. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 186 с.