ДЕМУТАЦИЯ СТЕПНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НА ЮГО-ВОСТОКЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

 

Многовековое воздействие человека на экосистемы аридных земель вызвало возникновение и прогрессивный рост процессов опустынивания, которые приобрели в настоящее время глобальный характер. С давних времен юго-восток европейской части России был ареной развития кочевого хозяйства многих народов. В конце XVI века сюда перекочевали калмыки, которые пригнали с собой верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот калмыцкой породы, курдючных овец, плоские копыта которых позволяли максимально сохранять травостой от сбоя.
В Калмыкии летом скот выпасался в степях, пустынях западнее Волги, зимой – на черноземельских пастбищах (юго-восток Прикаспия). В годы советской власти роль крупных животных снизилась с 40% до 6,7%. Стадо состояло из крупного рогатого скота и тонкорунных овец, которые стали доминантами. Их острые копыта, разрезая дернину злаков, сбивают травостой, снижают урожайность и качество пастбищного корма. В 1985 году в республике насчитывалось овец более трех миллионов голов, нагрузка на пастбищах по отношению к фактической урожайности травостоя превышала норму в 4,2 раза, формируя сильную и очень сильную стадии пастбищной дигрессии.
Таким образом, доминирующим типом опустынивания в Калмыкии является деградация растительности под влиянием выпаса скота, которая на бурых почвах ведет к разрушению растительного и почвенного покровов, формирует барханный рельеф, а на каштановых – уплотняет верхние горизонты почвы, способствуя засолению.
Целью наших исследований было восстановление сбитых опустыненных степей методами фитомелиорации, реинтродукции. Работа проводилась на опытных участках расположенных в различных природных районах Калмыкии. Неоднократная распашка бурых песчаных почв на первом опытном участке, многолетнее использование супесчаных почв для содержания отары в 1200 голов скота на втором – вызвали формирование песчаной пустыни с барханами высотой от 0,5 до 1,2 м.
Первый участок был расположен на песчаном массиве площадью в 320 га. До распашки здесь фоновой растительностью была белополынно-сибирскожитняковая песчаная степь. В декабре 1976 г. был произведен посев псаммофильных трав: кияка, житняка сибирского, древесных растений джузгуна, саксаула черного; 24 марта 1977 г. была произведена посадка сеянцев джузгуна, саксаула, тамарикса. Наилучшие результаты дали травы. На второй год жизни они образовали генеративные органы, увеличили ареал с 1,5 до 15 га, в 1982 г. до 150 га. У окраины опытного участка началось угнетение и выпадение кияка из сибирскожитнякового травостоя. В 1995 г. произошло задернение всего песчаного массива: по окраине господствовала белополынно-сибирскожитняковая степь, а в центре – песчанополынно-кияковые сообщества. Сеянцы древесных растений не выдержали суровых зим и погибли. Всходы семян этих растений на песчаном массивене были обнаружены.
Второй опытный участок находился в юго-западной части Черных земель, который был приурочен к приканальной полосе, где в 1985 году были произведены фитомелиоративные работы путем посева семян терескена серого, саксаула черного и посадки сеянцев. Приживаемость сеянцев джузгуна в следующие пять лет варьировала от 65 до 100%, саксаула от 25 до 40%. Наилучшие результаты дал терескен серый. В первый год жизни он развил генеративные органы, увеличил ареал с 87 в 1985 году до 440 га в 1997 году.
Таким образом, посев трав, посадка сеянцев, их дальнейшее развитие и распространение способствовали уменьшению движения песков и создали довольно благоприятные условия для вторичного зацелинения. Демутация на песчаных почвах первого опытного участка началась через 4 года после начала фитомелиоративных работ. Она имела следующую сукцессионную направленность: от дурнишниковой ассоциации на окраине массива через ? кияково-дурнишниковую ? сибирскожитняково-кияковую ? к белополынно-сибирскожитняковой. На втором участке, на супесчаных почвах, формирование гемипсаммофитной степени началось с сиренейно-кумарчиковой ассоциации через ? джузгуново-однолетниковую ? джузгуново-сибирскожитняковой с ковылем тырсой ? к белополынно-типчаково-сибирскожитняково-тырсовой.
Наши работы по восстановлению деградированных пастбищ производились на светло-каштановых почвах Ергенинской возвышенности с 1978 года методом пересадки дернин. Здесь нами были заложены несколько площадок по 49 м2 каждая. Дернины размером 70х70х30 см закладывались в шахматном порядке. Они брались с целинных участков, где доминировали: белая полынь, типчак, тонконог стройный, ковыль Лессинга, прутняк. Расстояние между дернинами выдерживалось в 1 метр.
В результате шестилетних наблюдений нами были выявлены некоторые закономерности формирования растительного покрова на сильносбитых участках: в первый год посадки дерна в травостое дернин и междернинных участков решительно доминировали монокарпики. Поликарпики находились в угнетенном состоянии. Однако типчак и полынь дали вегетативные побеги на междернине. Во второй год после посадки, несмотря на засушливый 1979 г., наблюдалось сокращение монокарпиков. Они достигли максимальной высоты, появились всходы и новые побеги вегетативноподвижных видов, увеличилось их видовое разнообразие и проективное покрытие. В третий и последующие годы – произошло полное зарастание междернинных участков, активно развились всходы поликарпиков. Травостой из эбелекового стал белополынно-типчаково-ковыльный, видовая насыщенность увеличилась с 2 до 18 видов, из них монокарпиков – 3, урожайность возросла с 25,3 до 142 г/м2.
Проведенные исследования позволили установить, что начало стабилизации формирования опустынной степи на светло-каштановых почвах Ергеней происходит за 5-6 лет.     Приведенный метод реинтродукции вторичной целины на Ергенях применялся впервые. Он может быть рекомендован для быстрого зацелинения распаханных и сильно сбитых территорий, для создания экспозиционных участков изученного фитоценоза в ботанических садах, заповедниках, заказниках.
Работы по закреплению барханов высотой более 1,0 м целесообразнее производить не сеянцами, а саженцами джузгуна и тамарикса. Посев семян джузгуна и саксаула черного на юго-востоке европейской России не эффективен. Из многолетних трав наилучшим фитомелиорантом можно считать кияк, а житняк сибирский лучше использовать при подсеве к двух-трехлетнему кияку и по окраине массива. Процесс вторичного зацелинения деградированных псаммофитных вариантов опустыненной степи наступает через 4-5 лет.