ДИНАМИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ФАУНЫ ПТИЦ ОЛЬХОНА И ОСТРОВОВ ПРОЛИВА МАЛОЕ МОРЕ (ОЗ. БАЙКАЛВ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА 

DYNAMICS AND DIVERSITY OF THE BIRD FAUNA OF OLKHON AND ISLANDS OF THE STRAIT MALOE MORE (LAKE BAIKAL) IN CONDITIONS OF MODERN CLIMATIC CHANGES 

Ю.И. Мельников, Т.Л. Трошкова

Yu.I. Melnikov, T.L. Troshkova 

Байкальский музей Иркутского научного центра

(Россия, 664520, Иркутская обл., пос. Листвянка, ул. Академическая, 1) 

Baikal museum Irkutsk Scientific Centre

(Russia, 664520, Irkutsk obl., s. Listvaynka, Academicheskaya Str., 1)

e-mail: yumel48@mail.ru

 

На основе многолетних работ (1963-2017 гг.) и анализа специальной литературы рассматриваются динамика и разнообразие фауны птиц острова Ольхон и небольших островов пролива Малое Море на оз. Байкал. Для данной территории характерны большие по площади участки реликтовых степей. Их существование в настоящее время поддерживается специфическими физико-географическими условиями этого региона. Большую роль играют небольшое количество осадков, неравномерное их распределение по сезонам года и иссушающее влияние часто повторяющихся очень сильных ветров. В конце XX и начале XXI столетий общее видовое разнообразие степных птиц явно увеличилось за счет их выселения из Центральной Азии в результате катастрофических засух и длительных засушливых периодов, вызванных общим потеплением климата.

On the basis of long-term works (1963-2017) and the analysis of the special literature dynamics and a diversity of fauna of birds of island Olkhon and small islands of strait Maloe More on the lake Baikal are considered. For this territory the big fields on the area of relict steppes are characteristic. Their existence is sustained now by specific physiographic conditions of this region. The big role is played by a small amount of deposits, their non-uniform allocation on seasons of year and draining influence of often retried very strong winds. Now the general species diversity of steppe birds has obviously increased at the expense of their eviction from the Central Asia as a result of catastrophic droughts and long dry-weather periods, invoked by the general warming of a climate. 

Остров Ольхон (730 км2) и небольшие острова (13), с площадью от 0,01 до 0,9 км2, пролива Малое Море (оз. Байкал), отделяющего этот достаточно крупный остров от материка, заняты, преимущественно, горными степями, хотя здесь также обычны настоящие и луговые степи [2, 8-9]. По классификации Г.А. Пешковой [9], они входят в Ольхонский район Южно-Прибайкальского горнолесостепного округа [8-9]. Достаточно широко распространенные сосновые и лиственничные леса занимают среднюю часть острова Ольхон, представленную довольно высоким хребтом, расчлененным широкими долинами на многочисленные котловины, отделенные друг от друга низкими гривами. Небольшие куртины леса встречаются и на некоторых островах Малого Моря. В геологическом отношении остров Ольхон является продолжением прибрежной полосы гор, отделенной от них поперечной долиной пролива Ольхонские ворота, а Малым Морем и от Приморского хребта [2]. Острова являются цепью фрагментов гористой суши – тектонический сброс Обручева. Возникновение их связано с Байкальским рифтогенезом в плейстоцене и голоцене. Это останцы общего погружения суши в результате ее тектонического растяжения и сброса [2, 9].

Степи о. Ольхон и островов пролива Малое Море на оз. Байкал имеют большое сходство с монгольскими степями. Данное сходство объясняют их былой территориальной связью [8-9]. Ксерофитные степи, широко распространенные на юге Восточной Сибири в плиоцене, в четвертичном периоде постепенно сокращались. Во время сильного оледенения они были разъединены на отдельные фрагменты и с тех пор не объединялись [9]. Следовательно, степь на о. Ольхон и западном побережье оз. Байкал – реликт плиоценовых степей. В современный период их существование поддерживается незначительным количеством осадков и неравномерным их распределением по сезонам года. Большое влияние на климат этой территории оказывает и иссушающее воздействие очень сильных и часто повторяющихся байкальских ветров – особенно «Горной» и «Сармы», достигающих скорости 40 м/сек. Снеговой покров на о. Ольхон незначительный и в степной части, из-за сильных ветров, он не покрывает растительность. В лесах высота снега обычно не превышает 10-15 см [2]. Именно сильный дефицит влаги в летнее время обеспечивает существование здесь степей монгольского типа.

Фауна птиц о. Ольхон и островов пролива Малое Море достаточно интенсивно изучалась на протяжении прошедшего столетия и в настоящее время. Имеется серия обобщающих работ, позволяющих сравнивать их фауну на протяжении длительных периодов времени [1-7, 10-12]. Кроме того, использованы собственные материалы изучения степной фауны птиц побережий и островов Байкала, а также прилежащих степных территорий на северной границе их распространения (1963-2017 гг.). В данном случае мы сравниваем фауну птиц за первую и вторую половины XX столетия и начало XXI века.

В первой работе, подводящей итоги изучения фауны птиц острова Ольхон в 1933 г., подготовленной А.В. Третьяковым, приведены сведения по 74 видам [2]. Последующие исследования позволили значительно уточнить состав авифауны данного региона, который, в отличие от других участков, несмотря на близость к крупному городу и достаточно хорошую доступность, был обследован очень плохо. В обобщающей работе Т.Н. Гагиной [1] по птицам Восточной Сибири, в которой остров Ольхон (из-за уникальности его условий) выделен в самостоятельный орнитологический участок Байкало-Саянского комплекса, приведены сведения уже по 110 видам птиц. Последующие работы показали, что данный список был далеко не полным, что особенно подчеркивается видовым составом околоводных и водоплавающих птиц данного района Байкала.

Дальнейшее изучение фауны птиц о. Ольхон и островов пролива Малое Море на Байкале проводилось несколькими исследователями [2-3, 12]. По материалам Н.И. Литвинова [2], к началу 70-х годов прошедшего столетия список птиц был увеличен до 116 видов. Вероятнее всего, именно к этому времени были выявлены почти все виды птиц (за исключением очень редких и залетных, появляющихся не более 3-4 раз за столетие) этого орнитологического участка Байкала. Данное уточнение мы считаем достаточно важным, поскольку к концу 60-х годов XX века в Центральной Азии уже наблюдалось несколько очень сильных и обширных засух, иногда охватывавших основную часть Восточной Монголии и вызвавших выселение ряда видов прибрежных птиц далеко к северу [4-6].

Именно поэтому во всех последующих работах многих авторов состав фауны птиц Ольхона и островов Малого Моря постоянно увеличивался и уточнялся, что характерно и для всего Байкала [4-6]. К концу 70-х годов прошедшего столетия он включал 131 вид [3], а в начале 80-х годов достиг 145 видов [2]. К концу второго десятилетия XXI столетия он уже включал 198 видов [10-11, наши данные], что много для такой небольшой территории с суровыми физико-географическими условиями. Явно без постоянного притока новых видов данный список птиц так быстро и сильно увеличиваться не мог. Это подтверждается и специальными работами по фауне птиц Байкала [4-7].

Максимального видового разнообразия на данной территории достигают околоводные и водоплавающие птицы – 84 (42,3%) вида. Несколько ниже доля лесных птиц – 75 (37,9%) видов. Доля же типично степных видов значительно меньше – 15 (7,6%) видов. Видовой состав птиц лугов и кустарников сокращается еще сильнее – их отмечено по 10 (по 5,1%) видов. И, наконец, доля горных птиц достигает только 4 (2,0%) видов. Совершенно очевидно, что очень высокое видовое богатство околоводных и водоплавающих птиц определяется структурой местообитаний – все острова окружены водой и даже низкое их качество обеспечивает остановки на отдых в периоды миграций большого количества птиц. Обычно более богатая, фауна птиц лесов на острове Ольхон представлена обедненной фауной Прибайкальской тайги, что уже было показано ранее и другими авторами [2, 12].

Среди луговых и кустарниковых птиц имеется довольно много видов, часто встречающихся в степи – наиболее обычно в луговой степи, имеющей довольно широкое распространение. Луговые виды птиц хорошо делятся на обитателей влажных (бекас Gallinago gallinago, лесной дупель Gmegala, азиатский бекас Gstenura) и суходольных (полевой лунь Circus cyaneus, обыкновенная пустельга Falco tinnunculus, полевой жаворонок Alauda arvensis, болотная сова Asio flammeus, большой кроншнеп Numenius arquata и обыкновенная овсянка Emberiza citrinella) лугов. Последних часто относят к степным видам птиц. Кустарниковые виды птиц также хорошо делятся на пойменные и опушечные виды. Птицы, осваивающие заболоченные поймы небольших рек и ключей, обычно селятся по ивнякам (пеночка-таловка Phylloscopus borealis, пятнистый сверчок Locustella lanceolata, певчий сверчок Lcerthiola, длиннохвостая чечевица Uragus sibiricus). Опушечные виды и виды открытых больших степных и луговых участков, обычно занятых разреженными зарослями кустарников и мелколесья, часто формируют довольно плотные гнездовые скопления (японский перепел Coturnix japonica, толстоклювая камышевка Phragmaticola aedon, белошапочная овсянка Emberiza leucocephalos, дубровник Ocyris aureolus, красноухая Ecioides и полярная Schoeniclus pallasi овсянки). Они также достаточно обычны в лесостепи, особенно на небольших ее участках.

Типично горных видов очень мало, хотя скалистые острова являются для них оптимальными для обитания стациями. Среди них наиболее обычными на небольших островах Малого Моря являются скальный голубь Columba rupestris и горный конек Anthus spinoletta. Иногда здесь отмечаются снежный Montifringilla nivalis и гималайский Leucosticte nemoricola вьюрки, встречающиеся единичными экземплярами в зимнее время. Основными элементами орнитофауны на небольших островах являются монгольская чайка Larus (vegaemongolicus, формирующая крупные колонии, а в последние годы и большой баклан Phalacrocorax carbo, вновь вернувшийся на Байкал. Встречаются на этих островах и другие, в т.ч. и степные виды птиц – от 8 до 32, иногда достигающие здесь высокой плотности населения (от 36,5 до 120,6 ос./км2) [12].

Несмотря на большую площадь степи в пределах о. Ольхон и маломорских островов количество типично степных птиц здесь невелико – 15 видов. Принимая во внимание, пять видов околоводных и водоплавающих птиц (белокрылая Chlidonias leucoptera и белощекая Chhybrida крачки, пеганка Tadorna tadorna, огарь Tferruginea и горный гусь Anser indicus), использующих во время миграций и для гнездования, преимущественно, степные озера – 20 видов. С учетом луговых и кустарниковых птиц, часто включаемых в степные виды, общее их количество может достигать 32 видов. Это больше, чем зарегистрировано на северо-восточных небольших участках степей горных склонов и мысов оз. Байкал на границе их распространения – 25 видов. Следовательно, площадь типичных стаций играет очень большую роль в повышении видового разнообразия птиц, что подтверждается материалами и других исследователей островов Байкала [2, 12].

Наиболее типичными птицами, отмечающимся в степях разных типов, являются четыре вида: обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe, каменка-плешанка Opleschanka, степной рогатый жаворонок Eremophila alpestris brandti и степной конек Anthus richardi [12]. Преимущественно, в небольшом количестве, а часто только залетом в ольхонских степях встречаются еще 11 видов птиц (галка Corvus monedula, пустынная каменка Oenanthe deserti, могильник Aquila heliaca, балобан Falco cherrug, даурская куропатка Perdix daurica, журавль-красавка Anthropoides virgo, восточная дрофа Otis tarda Dybowskii, удод Upupa epops, каменка-плясунья Oenanthe izabellina, даурская галка Corvus dauuricus и черный гриф Aegypius monachus). Небольшое количество видов степных птиц типично для данных местообитаний. Известно, что исходно видовое разнообразие птиц степей было небольшим, что хорошо объясняется относительно невысоким разнообразием степных местообитаний [7].

Вместе с тем, плотность населения типичных степных видов птиц в свойственных местообитаниях значительно выше, чем в других экологических группах птиц, хотя многие их представители отмечаются в степных местообитаниях. В степях разного типа побережий Байкала плотность населения птиц составляет от 72,3 до 127,2 ос./км2, а на отдельных участках может подниматься и до 221,3 ос./км2. Основу населения (до 50,0% и более) таких участков составляют 10-12 типично степных видов птиц [7].

До сих пор остается открытым вопрос о характере выселений степных видов птиц к северу в результате очень сильных и обширных засух в Центральной Азии. На удивление, степные виды, появившиеся в Восточной Сибири, обычно регистрируются только залетом и единичными экземплярами, хотя их видовое разнообразие, несомненно, сильно увеличилось. Если Т.Н. Гагиной [1] в первой половине XX столетия, здесь зарегистрировано не более 10 типично степных видов (включая и птиц степных озер), то в настоящее время их количество достигло 20 видов. Исключением являются только птицы степных озер, влажных местообитаний и луговых степей, численность которых на юге региона может повышаться очень сильно. Типичным примером могут являться белокрылая и белощекая крачки, черношейная Podiceps nigricollis, большая Pcristatus и серощекая Pgriseigena поганки, красавка, удод, даурская галка, большой баклан и др.

Это подтверждает очень высокую устойчивость зональных комплексов птиц к сильным климатическим возмущениям. Птицы, характерные для конкретной природной зоны, расселяются по подходящим местообитаниям в ее пределах, покидая данный регион только в крайне экстремальных условиях. Исключением являются птицы водно-болотных экосистем. Они осваивают интразональные местообитания, встречающиеся во всех природных зонах и горных поясах. Именно поэтому для таких видов характерны очень высокая динамичность населения, обширные ареалы, охватывающие все природные зоны и циклическая динамика ареалов [4-6]. Именно за счет них, прежде всего, значительно увеличилась фауна птиц Байкала (на 84 вида), в т.ч. и на о. Ольхон с небольшими островами пролива Малое Море (на 67-82 вида). Они же отличаются и очень высокой численностью во время массовых выселений в наиболее неблагоприятные периоды из основных участков ареалов, когда сильно обсыхают все типы водно-болотных экосистем. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гагина Т.Н. Птицы Восточной Сибири (Список и распространение) // Тр. госзаповедника «Баргузинский». 1961. Вып. 3. С. 99-123.
  2. Литвинов Н.И. Фауна островов Байкала (наземные позвоночные животные). Иркутск: Изд-во ИГУ, 1982. 132 с.
  3. Литвинов Н.И., Гагина Т.Н. Птицы острова Ольхон // Экология птиц Восточной Сибири. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1977. С. 176-188.
  4. Мельников Ю.И. Современная фауна птиц котловины озера Байкал и особенности ее формирования // Изв. Иркутск. гос. ун-та. Сер. Биология. Экология, 2016. Т. 16. С. 62-83.
  5. Мельников Ю.И. Новые виды птиц котловины озера Байкал (вторая половина XX и начало XXI столетий) // Природа Внутренней Азии, 2017. № 3(4). С. 38-63.
  6. Мельников Ю.И., Гагина-Скалон Т.Н. Птицы озера Байкал (с конца XIX по начало XXI столетия): видовой состав, распределение и характер пребывания // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2016. Т. 121. Вып. 2. С. 13-32.
  7. Мельников Ю.И., Трошкова Т.Л. Фауна птиц северо-восточных участков островных степей озера Байкал и особенности ее формирования // Биологическое разнообразие азиатских степей: Материалы III Междунар. науч. конф. (24-27 апр. 2017 г., г. Костанай, Казахстан). Костанай: Изд-во КГПИ, 2017. С. 103-107.
  8. Петроченко Ю.Н. Растительный покров // Биоценозы островов пролива Малое море на Байкале. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987. С. 21-64.
  9. Пешкова Г.А. Степная флора Байкальской Сибири. М.: Наука, 1972. 207 с.
  10. Пыжьянов С.В. Список птиц побережья Малого Моря и прилегающих территорий // Тр. Прибайкальского НП, 2007. Вып. 2. С. 218-229.
  11. Рябцев В.В. Динамика орнитофауны Прибайкальского национального парка на рубеже XX-XXI веков // Тр. Прибайкальского НП, 2007. Вып. 2. С. 230-254.
  12. Скрябин Н.Г., Пыжьянов С.В. Население птиц // Биоценозы островов пролива Малое море на Байкале. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987. С 33-175.