ДИНАМИКА РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА В ПОДЗОНЕ ЮЖНЫХ СТЕПЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

DYNAMICS OF VEGETATION IN THE SUBZONE OF THE SOUTHERN STEPPES ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Р.Р.Джапова, О.Г.Бембеева, Е.Ч.Аюшева

R.R.Djapova, O.G.Bembeeva, E.Ch.Ayusheva

Калмыцкий государственный университет
(Россия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11)
Kalmyk State University
(Russia, 358000, Elista, st. Pushkin, 11)
e-mail: djapova04@mail.ru

 

Изучена динамика растительного покрова в подзоне южных степей на территории Республики Калмыкия. Сравнивались результаты исследований растительного покрова, используемого в качестве пастбищных угодий по результатам геоботанического обследования в 2011г. и 1988 г. Выявлены особенности постпастбищной сукцессии растительных сообществ на разных почвах. В процессе постпастбищной сукцессии емкость пастбищ исследуемого участка возросла вдвое.

The dynamics of vegetation in the subzone of the southern steppes in the Republic of Kalmykia are studied. We compared the results of studies of vegetation used as a pasture on the results of geobotanical search in 2011 and 1988. The features of postpasture succession of plant communities on different soils are identified. In the process of postpasture's succession grazing capacity has doubled.

 

На территории Республики Калмыкия степная зона представлена подзоной южных (полукустарничково-дерновиннозлаковых) степей [8, 9]. Растительный покров используется преимущественно для выпаса домашних животных. В структуре сельскохозяйственных угодий исследуемого района естественные сенокосы и пастбища составляют 87% от площади района [6]. Им принадлежит важная роль в обеспечении скота подножным кормом в течение 6-8 и более месяцев в году. Кормовыеугодья на протяжении длительного использования претерпевают количественные и качественные изменения. Одной из причин изменения состояния пастбищявляется антропогенный фактор.

Совершенствование технологии использования пастбищ должно быть направлено на регулирование нагрузки природных пастбищ и поддержания их продуктивности. Ввиду значительных колебаний урожайности пастбищ в зависимости от погодных условий необходимо ежегодно определять их емкость с целью уточнения допустимой нагрузки скотом. Емкость пастбищ определяют по урожайности пастбищ, норме среднесуточной потребности одного животного в пастбищном корме, продолжительности пастбищного периода.

В апреле 2011 года нами была проведена корректировка материалов геоботанического обследования кормовых угодий на территории крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Основная цель нашего обследования – проследить динамику растительного покрова участка общей площадью 1004 га, из них на природные кормовые угодья приходится 952 га.

Учеты и наблюдения, описание растительного покрова проводили по общепринятым методикам [1,11,12]. Площадь геоботанического описания составляла не менее 100 м2. Продуктивность растительных сообществ определяли укосным методом на учетных площадках, отвечающих средним показателям описываемого фитоценоза по составу, состоянию, высоте и общему проективному покрытию травостоя. Скашивание проводили на площадках 1м х 2,5 м в 4-х-кратной повторности при высоте среза 2-3 см, поскольку обследованные участки используются в качестве пастбищ. Данные по продуктивности угодий в 1988 г. и 2011 г приведены к среднему по увлажнению году. Продуктивность приведена в сухой поедаемой массе.

Исследуемый участок расположен в подзоне южных (полукустарничково-дерновиннозлаковых) степей. Территорию участка пересекает с востока на запад пересыхающее русло р. Хар Зуха с разработанной довольно обширной, плоской и глубоко врезанной долиной с крутыми склонами. Южная часть участка изрезана балками-водотоками, в северной равнинной части выделяются замкнутые понижения.

На равнинной территории участка почвы представлены зональными светло-каштановыми почвами в комплексе с солонцами каштановыми средними и мелкими. В лиманных понижениях сформировались луговые засоленные почвы.

Мы сравнили данные геоботанического обследования 2011 года с состоянием растительности на этом же участке в 1988 году, используя материалы геоботанического обследования территории специалистами «КалмНИИГипрозем» [10].

В 2011 г. в травостое доминировали многолетние дерновинные злаки: Agropyron desertorumFestuca valesiaca, Stipa capillataкорневищный многолетник Elytrigiarepens, эфемероид Poa bulbosa. В качестве субдоминантов – полукустарнички: Artemisia lerchianaArtemisia austriaca. Полыни и злаки – основные кормовые растения исследуемой территории, отличающиеся хорошими кормовыми качествами [2].

Полынно-типчаковые (Festuca valesiacaArtemisia lerchianaAaustriaca), полынно-злаковые (Agropyron desertorumFestuca valesiaca, Artemisia lerchiana Aaustriaca)сообщества со средней продуктивностью – 7,0 ц/га составляют 38% площади природных кормовых угодий КФХ.

Типчаково-лерхополынные растительные сообщества на солонцах каштановых средних (Artemisia lerchianaFestuca valesiaca) выявлены на 37% площади исследуемого участка. Продуктивность сообществ от 4,5 до 5,5 ц/га.

Камфоросмово-чернополынные (Artemisia paucifloraCamphorosma monspeliaca) сообщества на солонцах мелких, составляющие 13% растительного покрова участка, характеризуются продуктивностью 4,0-4,5 ц/га.

Луковичномятликовые (Poa bulbosa) сообщества, образовавшиеся в местах интенсивного выпаса скота, отмечены на 4% территории КФХ, их продуктивность около 2,0 ц/га.

Растительность лиманов в северной части территории представлена пырейными (Elytrigia repens), сантониннополынно-пырейными (Elytrigia repensArtemisiasantonicaсообществами с продуктивностью до 15,0 ц/га на 8 % территории участка.

Сопоставление наших материалов исследований с результатами геоботанического обследования 1988 года показало, что однолетниково-лерхополынные и лерхополынно-однолетниковые сообщества на суглинистых светло-каштановых почвах сменились типчаково-лерхополынными. Продуктивность сообществ возросла вдвое – с 3,3 ц/га до 7,0 ц/га воздушно-сухой массы.

Аналогичная ситуация отмечена на солонцах каштановых средних: лерхополынно-однолетниковые сообщества сменились типчаково-лерхополынными. При этом продуктивность сообществ увеличилась в 2,5 раза – с 2,6 до 6,2 ц/га.

Камфоросмово-чернополынные сообщества на солонцах мелких отличаются стабильностью видового состава, продуктивность фитоценозов в 2011 г. возросла на 20% по сравнению с 1988 г. – с 3,4 до 4,1 ц/га.

Луковичномятликовые сообщества сохранились в местах водопоев, вокруг животноводческой стоянки, изменений в продуктивности не произошло.

Пырейные, сантониннополынно-пырейные сообщества сохранили видовое богатство, продуктивность в 2011 г. превысила продуктивность 1988 г. на 25% – с 11,8 до 15,3 ц/га.

Мы рассчитали емкость пастбищных угодий участка (табл.1). В соответствии со средней продуктивностью пастбищ участка, равной 6,79 ц/га сухой поедаемой массы или 2,71 ц/га кормовых единиц, нормой кормления – 1,2 кормовые единицы на 1 условную голову овцы в день, пастбищным периодом 240 дней, рассчитана экологически сбалансированная нагрузка на пастбища, которая составляет 0,94 условных голов овец на 1 га. Емкость пастбищ участка позволяет содержать 895 условных голов овец.

Таблица 1

Состояние пастбищных угодий земельного участка, 2011 г.

Название сообщества

Площадь

Продуктивность, ц/га

Емкость, усл. голов овец/га

га

%

в сухой поедаемой массе

в кормовых единицах

Полынно-типчаковые, полынно-злаковые на

светло-каштановых суглинистых почвах

364

38

7,0

2,8

0,97

Типчаково-лерхополынные

на солонцах

каштановых средних

352

37

6,2

2,48

0,86

Камфоросмово-

чернополынные

121

13

4,1

1,64

0,57

Луковичномятликовые

39

4

2,0

0,8

0,27

Пырейные

76

8

15,3

6,2

2,12

Всего

952

100

     

Среднее значение

   

6,79

2,71

0,94

Аналогичный расчет произвели для участка по данным продуктивности сообществ в 1988 г. (табл.2). В 1988 г. емкость пастбищ исследуемого участка составляла 0,51.

Таблица 2

Состояние пастбищных угодий земельного участка, 1988 г.

Название сообщества

Площадь

Продуктивность, ц/га

Емкость, усл. голов овец/га

га

%

в сухой поедаемой массе

в кормовых единицах

Однолетниково-лерхополыные

на светло-каштановых суглинистых почвах

364

38

3,3

1,32

0,46

Лерхополынно-однолетниковые

на солонцах каштановых средних

352

37

2,6

1,04

0,36

Камфоросмово-чернополынные

121

13

3,4

1,36

0,47

Однолетниковые

39

4

2,0

0,8

0,27

Пырейные

76

8

11,8

4,72

1,64

Всего

952

100

     

Среднее значение

   

3,68

1,47

0,51

Численность овец за период 1970-1990 гг. в республике была доведена до 3,5 млн голов, что обусловило 2-3-х кратную перегрузку пастбищ, во столько же раз снизило их урожайность [6].

Типчак охотно поедается всеми видами скота, и при высокой пастбищной нагрузке первым выпадает из травостоя. При выпасе происходит не только стравливание растений, но и их вытаптывание. При этом происходит разрушение дерновин злаков. По данным К.В. Зворыкиной [5] узел кущения типчака в фитоценозах на светло-каштановых почвах Ергенинской возвышенности погружен в почву на 0,3-1,0 см. Меньшая глубина расположения узла кущения у типчака является причиной значительных его повреждений. Чрезмерная нагрузка на пастбища привела к выпадению из травостоя дерновинных злаков.

Возрастание емкости пастбищ в 2011 г. по сравнению с 1988 г. произошло вследствие восстановления полынно-типчаковых, полынно-злаковых сообществ на месте однолетниково-лерхополынных и лерхополынно-однолетниковых фитоценозов.

Смена растительных сообществ – результат постпастбищной сукцессии. В связи с социально-экономической перестройкой в стране, общественное поголовье республики в течение 1990-2000 гг. снизилось почти в 3 раза; в подавляющем большинстве районов к 1997 г. фактическая нагрузка скота на пастбищах стала в 1,5 раза ниже их емкости [6].

Чернополынные сообщества на солонцах каштановых мелких более устойчивы к чрезмерному выпасу, что свидетельствует об их высокой стабильности.

Пырейные сообщества в лиманообразных понижениях сохранились, поскольку использовались в качестве сенокосных угодий.

Положительные изменения растительного покрова в подзоне южных степей на территории Республики Калмыкия подтверждают необходимость контроля за нагрузкой пастбищ. Мониторинг состояния растительности природных кормовых угодий позволит выявлять изменения растительного покрова и проводить практические мероприятия по их рациональному использованию и улучшению.

Список литературы:

1. Александрова В.Д. Изучение смен растительного покрова // Полевая геоботаника. Т.3. М.-Л., 1964. С. 300-407.
2. Бакинова Т.И., Борликов Г.М., Джапова P.P. и др. Кормовые ресурсы сенокосов и пастбищ Калмыкии. Ростов н/Д, 2002. 184 с.
3. Борликов Г.М., Лачко О.А., Бакинова Т.И. Экология. Природопользование аридных территорий. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2000. С. 37-38.
4. Виноградов Б.В. Современная динамика и экологическое прогнозирование природных условий Калмыкии // Проблемы освоения пустынь. 1993. №1. С. 29-37.
5. Зворыкина К.В. Фенология и подземные части основных растительных ассоциаций Ергеней // Труды комплексной научной экспедиции по вопросам полезащитного разведения АН СССР. 1953. Т.2, вып.5. С.64-101.
6. Земельные ресурсы Республики Калмыкия. Изд. ЮжНИИгипрозем: АПП «Джангар», 1999. 126 с.
7. Зонн С.В. Опустынивание природных ресурсов аграрного производства Калмыкии за последние 70 лет и меры борьбы с ними: Биота и природная среда Калмыкии. М.: Элиста, 1995. С. 19-52.
8. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий. М 1: 8 000 000. Пояснительный текст и легенда к карте / Отв. ред. Г.Н. Огуреева. М., 1999. 64 с.
9. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий. М 1: 8 000 000. Карта / Отв. ред. Г.Н. Огуреева. М., 1999. 2 л.
10. Материалы геоботанического обследования совхоза «Володарский» Приютненского района Калмыцкой АССР. КалмНИИгипрозем, 1988.
11. Общесоюзная инструкция по проведению геоботанического обследо­вания природных кормовых угодий и составлению крупномасштаб­ных геоботанических карт. М.: Колос, 1984. 105 с.
12. Раменский Л.Г. Избр. работы. Проблемы и методы изучения растительного покрова. Л.: Наука, 1971. 334 с.