ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ СВОБОДНЫХ АМИНОКИСЛОТ В СОПРЯЖЕНИИ С ФИТОМАССОЙ РАСТЕНИЙ РАЗНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН КАРАЧАГАНАКА

 

Изучалась динамика содержания свободных аминокислот в сопряжении с фитомассой растений экологических зон Карачаганака разной степени загрязненности. Фитомассы бобовниково-белополынной и бобовниково тырсово – типчаковой ассоциаций, находящихся в относительно «чистой» зоне (п. Бастау) содержат меньше свободных аминокислот по сравнению с фитомассой растений полынково-типчаковой и тырсово-типчаково-ковылковой ассоциаций, расположенных в «угнетенной» зоне (п. Тунгуш).
В «чистой» зоне растительные сообщества отмечены на темно-каштановых, карбонатных, солонцеватых, щебнистых, легко-суглинистых почвах. В мае-июне содержание свободных аминокислот в обеих ассоциациях этой зоны содержат меньше аминокислот, чем в июле, августе, сентябре, то есть в начале вегетационного периода синтетические процессы белка превалируют над процессами распада белка. Начиная с июля, число свободных аминокислот увеличивается, подтверждая версию о том, что катаболические процессы белка начинают преобладать над анаболическими.
Поведение каждой аминокислоты индивидуально, например, лизина нет в свободном виде в мае, июне, июле, а в августе и сентябре его наблюдается много в свободном состоянии (0,04%-0,05%) (мг/кг 10-4) в бобовниково-тырсово-типчаковой ассоциации, а в бобовниково-белополынной ассоциации лизина в мае много (0,04%), в июне его нет в свободном виде, в августе опять наблюдается его содержание в свободном виде (0,08%), а в сентябре лизина опять нет. По видимому, в сентябре в этой ассоциации были благоприятные условия для роста растений.
Очень интересно содержание метионина и треонина в изучаемых ассоциациях: метионина очень много в свободном виде в мае (0,1%-0,11%) как в бобовниково-тырсово-типчаковой, так и в бобовниково-белополынной ассоциациях, затем его количество снижается до 0,06% в июне, затем наблюдается неодинаковое его изменение в ассоциациях, а именно, в июне в бобовниково-тырсово-типчаковой ассоциации содержание метионина увеличивается до 0,07%-0,08%, а бобовниково-белополынной – такое увеличение наблюдается в августе, в сентябре опять в обеих ассоциациях содержание метионина падает до 0,04%. Свободное содержание треонина в бобовниково-тырсово-типчаковой ассоциации постепенно увеличивается с мая (0,05%) до июля (0,07%) и падает в августе (0,05%) и сентябре (0,04%).
«Загрязненная» зона расположена на темно-каштановых, нормальных, средне-суглинистых почвах. В «загрязненных» зонах (п. Тунгуш) содержание аминокислот больше (0,2%), причем в полынково-типчаковой ассоциации колебание содержания свободных аминокислот варьирует в широких пределах: метионина, треонина и гистидина от 0,12% в начале лета до 0,2% в середине лета и 0,016% в сентябре. Аргинина в свободном виде наблюдается 0,12% в начале лета, а в июле и августе его нет в свободном виде, в сентябре содержание аргинина достигает 0,16%. Лизина в этой ассоциации нет в свободном виде летом, а в сентябре его содержание увеличивается до 0,16%.
В тырсово-типчаково-ковылковой ассоциации, расположенной в «загрязненной» зоне, наблюдается максимальное содержание в августе (0,3%) таких аминокислот, как лизин, аргинин, гистидин, метионин и треонин. Содержание других незаменимых аминокислот наблюдается немного меньше в течение всего вегетационного периода (максимум достигает до 0,1%-0,12%).
Рудеральная растительность произрастает на лугово-каштановых, солонцеватых почвах, рельеф местности – возвышенный, хорошо проветривается и, несмотря на то, что рядом находятся вышки газоперерабатываюших предприятий, каждый месяц здесь растет разная растительность. На рост разнотравья указывает относительно малое содержание свободных аминокислот. Только метионин опять показывает своеобразие в своем поведении, а именно, меньшим вовлечением его в синтетические белковые процессы растений. Изучение разного содержания свободных аминокислот в растениях показывает, что в зонах средней жизненности («чистых» зонах) содержание аминокислот в свободном виде меньше, чем в растениях, находящихся в зоне кризиса («загрязненных» зонах), в которых содержание свободных аминокислот значительно выше.
Малое содержание лизина (аминокислоты роста) наблюдается во всех ассоциациях в период роста растений (мае и до середины лета), и увеличение содержание лизина в конце лета и осенью, когда рост растений прекращается и начинают преобладать катаболические процессы обмена белка растений. Наблюдается большое содержание аминокислоты метионина во всех ассоциациях, что указывает на его минимальное вовлечение в синтез белковой молекулы растений. По-видимому, эта серосодержащая аминокислота может служить маркером загрязнения окружающей среды.