ДИНАМИКА УРОВНЯ ГРУНТОВЫХ ВОД И ИХ СВЯЗЬ С ВЛАГООБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ НАСАЖДЕНИЙ В ПОЙМЕ РЕКИ УРАЛ НА ТЕРРИТОРИИ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

DYNAMIC LEVELS OF GROUNDWATER AND THEIR LIAISON WITH THE MOISTURE SUPPLY VEGETATIONS ON FLOODPLAIN URAL RIVER IN ATYRAU REGION, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN 

М.Д. Утешкалиев, Р.С. Ахметов

M.D. Uteshkaliev, R.S. Akhmetov 

Западно-Казахстанский филиал «Казахский научно-исследовательский институт лесного хозяйства и агролесомелиорации» (Казахстан, 030006, г. Актобе, ул. Жургенова, 169) 

West Kazakhstan branch of «Kazakh Scientific Research Institute of Forestry and Agroforestry»  (Kazakhstan, 030006, Aktobe, Zhurgenova Str. 169)

e-mail: zapad_lh@mail.ru

 

Самый высокий уровень грунтовых вод осенью отмечен в прирусловой пойме, где под ивняками в Индерском ГУ грунтовые воды залегают на глубине 424 см, а в Атырауском ГУ – на 440 см.

The highest level of the groundwater in autumn was been seen over flood plains under willow in Inder Public Government on depth 424 cm, and  in Atyrau Public Management  on 440 cm. 

Пойменные леса реки Урал служат экологическим каркасом территории, выполняют важные почвозащитные, водоохранные, водорегулирующие и санитарно-гигиенические функции. Однако современное их состояние вызывает обоснованную тревогу и озабоченность не только лесоводов, руководителей органов  государственной власти, но и население.

За последние 50 лет насаждения поймы р. Урал сильно пострадали от воздействия комплекса неблагоприятных абиотических и биотических факторов.

Из-за сильных морозов, засух, повреждений листогрызущими насекомыми и вредителями произошло значительное усыхание пойменных лесов.

По данным С.А. Никитина [1], Г.Н. Калинского [2], Л.И. Пачикиной  [3], С.И. Соколова [4], в пойме Урала распространены преимущественно пресные (гидрокарбонатные) воды с содержанием солей, равным содержанию их в меженной воде реки. В период минимального состояния уровня воды в реке, глубина грунтовых вод на низкой пойме достигает отметки 1-2 м, на центральной пойме низкого уровня – 2-4 м, на пойме среднего уровня – 4,5 м и высокого – 4-7 м.

Западно – Казахстанским филиалом «КазНИИЛХА» в 2015 году проведены наблюдения за уровнем грунтовых вод под насаждениями на трех частях поймы: прирусловой, центральной и высокой. Для этой цели проведено рекогносцировочное обследования и выбраны участки насаждений с одинаковым составом, возрастом, бонитетом, полнотой, по произрастающие в различных частях поймы в Индерском и Атырауском госучреждениях Атырауской области.

Скважины пробурены до уровня залегания грунтовых вод.

В таблице 1 (рис. 1) приводятся показатели уровня грунтовых вод в зависимости от месторасположения.

Таблица 1 Глубина залегания грунтовых вод на территории ГЛФ Индерского и Атырауского ГУ

Рисунок 2. Глубина залегания грунтовых вод на территории ГЛФ Индерского и Атырауского ГУ  

Как видно из таблицы 1, самый высокий уровень грунтовых вод осенью отмечен в прирусловой пойме, где под ивняками с бонитетом 5 и полнотой 0,8 в Индерском ГУ грунтовые воды залегают на глубине 424 см, а в Атырауском ГУ – на 440 см.

С повышением рельефа в центральной пойме в чистых 27 летних гребенщиковых насаждениях с бонитетом 5 и полнотой 07, эти показатели понизились на 201 и 214 см или на 32,2 и 34,7% соответственно. А на максимальном уровне грунтовых вод, понизились на 17,2 и 11,2 % соответственно, по сравнению с центральной поймой.

Следовательно, на исследуемых территориях средняя глубина залегания грунтовых вод в прирусловой пойме составляет 432 см, в центральной – 649,5 см, на высокой – 757 см.

В заключение можно констатировать, что на значительное колебание уровня грунтовых вод наряду с незначительным количеством осадков, деструкцией древесно-кустарниковых пород, большое влияние оказала степень отсутствия в текущем году затопления поймы паводковыми водами. 

Анализы показывают, если до зарегулирования стока половодье заканчивалось в конце июля, то сейчас межень наступил в конце июня, в результате снизились уровни полых вод, сокращение продолжительности паводка до одного месяца уменьшила срок воздействия зональных (климатических) факторов на лес, чем вызвало изменение лесорастительных условий и состояние древостоев. Это свидетельствует о снижении роли гидрологического фактора, что подтверждается деградацией растительного покрова, которая из интразональной (пойменной) трансформируется в зональную.

В соответствии с режимом паводков, находятся и грунтовые воды, обильно снабжавшие пойменный лес влагой в течение всей вегетации. Характерной особенностью поймы является чередование маловодных и многоводных годов. В безводные годы происходит сильное понижение уровня грунтовых вод, что может привести к усыханию древесно-кустарниковой растительности.

Вмешиваясь в естественные насаждения, человек разрушает в природе связи, которые сформировались на протяжении десятилетий, поэтому нами поставлена задача изучить, как происходят изменения водного режима в почве под насаждениями в различных частях поймы. Исследованиями по изучению изменений влажности почвы в лесу в пойме р. Урал никто не занимался. Отмечено, что с увеличением возраста насаждений происходит ежегодное накопление запаса влаги, это объясняется тем, что на транспирацию расходуется меньше влаги, чем в молодых насаждениях. Как нам известно, расход влаги насаждением не является постоянным в процессе его развития. Поэтому нами проведены исследования по изучению влажности и определение объемного веса почвы под насаждениями, в различных частях поймы, результаты которых приведены в таблице 2 (рис. 2).

Таблица 2 Запас влаги и объемный вес почвы в различных частях поймы  

Рисунок 2.  Запас влаги почвы в различных частях поймы 

Как видно из таблицы 2 (рис. 2), осенью наибольшая влажность почвогрунта в горизонте 0-100 см отмечается в прирусловой пойме. Она колеблется от 11,72 мм (Атырауское ГУ) до 12,38 мм (Индерское ГУ), а объемный вес почвы этих горизонтов составляют соответственно 0,58 и 0,58 гр/см3.

В центральной пойме эти показатели уменьшились на 8,8 и 9,5 мм или на 75,1 и 77,1% соответственно по сравнению с прирусловой поймой, а объемный вес почвы увеличился соответственно на 0,19 и 0,08 гр/см3.

Это можно объяснить тем, что при паводке в первую очередь затопляется прирусловая пойма и насаждения, произрастающие здесь, получают подпитку, тогда как в насаждениях центральной поймы ощущается  недостаток влаги, а уровень грунтовых вод понижается значительно быстрее, чем в прирусловой пойме.

Как мы знаем, что расход влаги растением в течение вегетации не остается постоянным в процессе его развития, а в засушливые месяцы она увеличивается.

Поэтому, чем больше почва содержит доступной влаги, тем больше влажность почвогрунта и лучше состояние насаждений.

Однако ивы, тополя, имея поверхностные корневые системы в условиях поймы на более влагоемких почвах, занимают больший объем почвогрунта, на них продолжительнее подпитывание корней влагой, и поэтому растение может рассчитывать лишь на запас влаги в корнеобитаемой зоне, а при их отсутствии или уменьшении состояние насаждений резко ухудшается.

Поэтому после снижения уровня грунтовых вод растение может рассчитывать лишь на запас влаги в корнеобитаемой зоне, который зависит от водно-физических свойств почвы.

Ива, вяз, тополь одинаково реагируют на изменение водного режима и физических  свойств почвы: на более влагоемких и плодородных разновидностях при близком залегании грунтовых вод состояние насаждений значительно лучше, чем на бедных почвах. По нашему мнению, снижение уровня грунтовых вод, отсутствие регулярных паводков ухудшают дренаж в пойме, снижают рассоляющий эффект поводков, вызывает засоление почв и грунтовых вод, что приводит к массовому усыханию древостоев. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1. Никитин С.А. лесорастительные условия низовий р. Урал // Труды Ин-та леса. М., 1957. Т.3
  2. Калинский Г.Н. Грунтовые воды Прикаспийской низменности и их режим. М., 1960.
  3. Пачикина Л.И. Приморские почвы северного Прикаспия // Труды ин-та почвоведения АН Каз ССР. 1962. Т. 13.
  4. 4. Соколов С.И. Почвы долины р.Урал: Автореф. дис. Алма-Ата, 1962.
  5. Беркалиев З.Г. Гидрологический режим рек Центрального, Северного и Западного Казахстана. Алма-Ата, 1959.