ДРЕВНИЕ РУДНИКИ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
THE ANCIENT MINES FROM SOUTH URALS AS OBJECTS OF NATURE HERITAGE
В.В.Зайков1, А.М.Юминов2, В.В.Ткачев3
V.V.Zaykov1, A.M.Yuminov2, V.V.Tkachev3
1Институт минералогии УрО РАН
(456317, г.Миасс, Челябинская обл.)
1Institute of Mineralogy Ural Branch of RAS
(456317, Miass, Chelyabinsk region)
e-mail: zaykov@mineralogy.ru
2Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Миассе
(456318, г.Миасс, Челябинская обл., пр-т Октября, 16)
2South Ural State University, a branch in Miass
(456318, Miass, Chelyabinsk region, Prospect of October, 16)
e-mail: umin@mineralogy.ru
3Научно-исследовательский археологический центр Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета
(462403, г. Орск пр. Мира, 15А)
3Scientific-research centre of archaeology Orsk Humanitarian-Technology Institute (branch) of the Orenburg State University
(462403, Orsk, Mira prospect, 15A)
e-mail:vit-tkachev@yandex.ru
Рассмотрено строение рудников бронзового века на территории Южного Урала, приуроченных к гипербазитам и пироксениам: Воровская яма, Дергамышский, Ивановский, Ишкининский. Ушкаттынский. Поперечник карьеров 30-80 м, глубина 3-10 м. Разрабатывались окисленные, реже сульфидные руды со средними содержаниями меди 5-6 %. Общая добыча руды оценена в 60 тыс. т, а возможное количество выплавленной меди – 1750 т. Даны рекомендации по сохранению и музеефикации древних рудников.
The structure of Bronze Age mines in territory of the Southern Urals, hosted within ultrabasites is considered: the Vorovskaya Yama (Thieves' hole), Dergamysh, Ivanovka, Ishkinino Ushkatty. Open-pit diameter of 30-80 m, depth of 3-10 m. Oxidized and sulphide ores with average copper contents of 5-6 % were developed. The general extraction of ore is estimated as 60.000 t, and possible quantity of the melted copper – 1750 t. Recommendations about preservation and turn to museum ancient mines are made.
На территории Южного Зауралья сохранились древние рудники, в различной степени нарушенные современной геологоразведочной и горнодобывающей деятельностью. В статье дана характеристика выработок и приведены соображения о сохранении их как объектов природного и историко-культурного наследия.
На основании геоархеологических исследований в Зауралье выделены пять основных типов меднорудных объектов, отличающихся геологической позицией, строением рудных тел, запасами полезного компонента, минеральным и химическим составом руд [2]. Их размещение показано на рис. 1. Наиболее сохранившимися и интересными по строению являются древние рудники в гипербазитах и пироксенитах. Этот тип месторождений имеет небольшие запасы сульфидных руд, которые характеризуются значительными концентрациями никеля, кобальта, хрома, мышьяка.
Рудник Воровская яма располагается в междуречье Зингейка – Куйсак. Древняя выработка имеет округлую форму, диаметр 30–40 м и глубину 3–5 м. Котловина в северной и юго-западной части окружена достаточно отчетливыми задернованными отвалами шириной от 5 до 15 м, высотой 0.8–1.2 м. Наиболее полный разрез состоит из трех горизонтов, разделенных слоями погребенных почв [1]. У восточной выклинки северного отвала был обнаружен культурный слой протяженностью около 8 м и мощностью около 0.7 м. Он состоял из двух горизонтов, каждый из которых перекрывался отработанной породой. Нижний содержал золу и кости домашних животных, верхний – остатки строительных конструкций и ямки с фрагментами сосудов алакульско-срубного типа. Поскольку в подъемных материалах, собранных на бортах древнего карьера, представлена посуда синташтинско-петровского облика, можно предположить, что основные этапы функционирования рудника связаны со временем средней и поздней бронзы.
В днище карьера обнажаются рудоносные породы в виде линзы мощностью до 8 м, длиной 25 м. Вскрытое двумя рудное тело имеет следующее строение (сверху вниз): 1) зона раздробленных окисленных руд в коре выветривания, мощность 1–3 м; 2) зона дезинтегрированных окисленных руд (элювиальная часть рудного тела), мощностью 2–4 м; 3) зона окисленной медной руды, предполагаемой мощностью 3–5 м; 4) зона первичных руд – сульфидная минерализация в гипербазитах.
Вторичные минералы меди, в основном, сгруппированы на поверхности обломков в виде натеков, тонких корок и пленок, небольших скоплений землистых масс. Значительно реже они развиты по мелким прожилкам и трещинам совместно с доминирующими черными гидроксидами железа. В рядовых рудах содержания меди 2.6-5.3 %. В прожилках и гнездах, обогащенных малахитом Cu – 22-41 %, Zn 0.7 %, Ni 0.2 %. Руды содержат включения хромитов, отличительной особенностью которых является примесь оксидов цинка до 1 %.
Согласно уточненным расчетам, из добытой руды (около 5 000 т) при содержании меди 5 % и коэффициенте извлечения 50 % могло быть получено приблизительно 125 т меди. Одним из центров переработки медных руд являлось поселение Куйсак, где выявлены медьсодержащие шлаки [3]. Часть руды обеспечивала бронзолитейное производство поселения Каменный Амбар.
Ишкининский рудник располагается в 20 км к западу от г. Гай. Медное оруденение образует две рудоносные зоны: восточную и западную, приуроченные к телам тальк-карбонатных пород, которые обрамляют массив гипербазитов. В кровле восточной зоны оконтурено 33 тела массивных сульфидов мощностью 0,2–5,5 м, сложенных пирротином, пиритом, халькопиритом с примесью хромита и минералов Со, Ni, Аs. Ниже развиты прожилково-вкрапленные разности. Вблизи поверхности сульфидные руды сменяются окисленными – малахит-азуритовыми и малахит-гетитовыми.
На месторождении известно восемь древних карьеров диаметром 20–80 м, глубиной до 20 м, из которых извлекалась окисленная медная руда. Наиболее крупный карьер № 1 вытянут в меридиональном направлении согласно с ориентировкой восточной рудной зоны. Его длина 120 м, максимальная ширина ок. 40, глубина более 5 м. На днище зафиксированы три оплывших отвала, которые отсыпались друг на друга по мере отработки карьера в направлении с юга на север. Высота самого большого из них около 5 м. Самый глубокий карьер находится в западной зоне: один из глубоких разведочных шурфов на глубине 20 м вскрыл древнюю выработку, в которой добывались сульфидные руды.
Положение обогатительной площадки предварительно намечено в понижении между северными флангами западной и восточной зон, на участке размером 60?100 м. В шурфе, заложенном в северной части площадки, обнаружен каменный молот с желобком для привязывания рукояти.
В окисленных медных рудах выделяются азурит-малахитовые и малахит-гетитовые разности. Первые отличаются повышенным содержанием меди (6–8 %), присутствует также мышьяк (1,1 %). Малахит-гетитовые руды сложены гетитом с жилками и гнездами малахита. Среднее содержание меди в них 2,6 %, мышьяка – 0,6, никеля – 0,2 %. Согласно выполненным расчетам, на Ишкининском руднике в древности было добыто около 30 тыс. т медной руды, из которой могло быть получено порядка 750 т меди.
Дергамышский рудник располагается в 50 км к северу от Ишкининского, в 25 км к западу от райцентра Акъяр. Он представлен карьером на южном фланге залежи массивных сульфидных руд. Карьер имеет близкую к треугольной форму, поперечник 70–80 м, глубину 10–12 м. Он окружен прерывистым отвалом, наиболее выраженным в западной и восточной частях, где имеет высоту около 3 м при крутизне склонов 15–25°. На дне карьера находится отвал опаловых пород в виде гряды высотой 1–2 м. Опалиты белые, желтоватые, оранжевые, красные со стеклянным блеском. Эти породы не встречены на других медных рудниках Урала, но они известны в Центральном Казахстане (Акбастау и Кусмурун), где характерны для золотоносных зон окисления сульфидных руд в аридных условиях.
Сульфидное имеет линзовидную форму, мощность варьирует от 6,5 до 40 м в раздуве, поперечник 150–200 м. По вещественному составу выделены два типа руд: 1) сплошные халькопирит-марказитовые и халькопирит-пиритовые, 2) обломочные пирит-марказитовые. Медная минерализация (малахит и хризоколла) проявлена в северном и восточном бортах в щебне серпентинитов.
В древности на руднике было добыто около 17 тыс. тонн медной руды, из которой могло быть получено 400 т меди.
Ивановский рудник находится в 8 км к СЗ от Дергамышского. На месторождении выявлены две рудоносные зоны, в которых находятся линзы сульфидных руд. Древний рудник представлен остатками слабо выраженного в рельефе карьера глубиной 1–2 м в восточной части рудной зоны. Длина выработки по днищу 50 м, ширина бортов 3–8 м. С востока она примыкает к склону, с запада ограничена отвалом высотой 1–3 и шириной 5–15 м. Разрабатывалась зона хлоритизированных базальтов с примазками и корками малахита, имеющая мощность 3–6 м и восточное падение. Она параллельна халькопирит-пирротиновому рудному телу среди тальк-карбонатных метасоматитов, располагаясь «стратиграфически» выше на 10–15 м. Согласно произведенным расчетам, на руднике было добыто около 4000 т руды, из которой могло быть выплавлено около 100 тонн металла.
Рудник Ушкаттинский находится в верховьях реки Ушкатта. На протяжении одного километра установлена цепочка выходов пироксенитов мощностью 0.5-4 м с прожилками карбонатов меди, образовавшихся за счет халькопирита. К этой зоне приурочено четыре древних карьера с отвалами медной руды. Наиболее крупный из них, длиной 120 м, шириной 10–20 м и глубиной 1–3 м, расположен в 800-900 м к северу от реки. Он окаймлен отвалом шириной 5-10 м высотой 0.3–1.0 м. В 300–400 м южнее располагается группа из трех выработок. Одна из них имеет линейную форму, длину 40 м и ширину 5–10 м. Две выработки представлены округлыми ямами поперечником 10–15 м и глубиной 0.5–0.8 м. Общее количество добытой руды порядка 5 тыс. т. а возможное количество выплавленной меди – 125 т.
Возраст рудников. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что описанные древние выработки относятся к бронзовому веку [4]. Об этом свидетельствуют найденные на их отвалах каменные молоты, рудодробильные камни и наковальни, идентичные обнаруженным на десятках древних рудников в Уральско-Мугоджарском регионе. Данный вывод подтверждается присутствием в материалах древних поселений обломков руды, металлургических шлаков, каменных терочных плит, пестов, молотов, заготовок горнопроходческих костяных клиньев. Результаты палинологических исследований и радиоуглеродного датирования погребенных почв, законсервированных под отвалами древних карьеров, свидетельствуют о длительном периоде эксплуатации Ишкининского месторождения (2400-1600 лет до н.э.), в течение которого отмечены изменения растительного покрова и климатических условий.
Исследование и музеефикация древних рудников. Развитие горнорудной деятельности на Урале в последние годы определяется вовлечением в эксплуатацию небольших по запасам месторождений. При этом неизбежным является уничтожение следов древнего горного промысла. Такая печальная участь постигла Еленовское месторождение в Оренбургской области, которое отработано карьером в 2005-2010 гг., несмотря на проведенную историко-культурную экспертизу. Древняя выработка с прилегающим могильником были уничтожены. Сохранились лишь производственная обогатительная площадка и располагавшийся в 450 м к востоку от основного скопления погребальных сооружений курган № 2 (15) Еленовского курганного могильника, исследованный экспедицией ОГТИ под руководством одного из авторов настоящей статьи в 2010 г. на этапе рекультивации карьера.
Аналогичная судьба у древней выработки на территории Летнего медно-колчеданного месторождения. По свидетельству М. К. Углова, особенностью Летнего месторождения являлся «рудный провал» диаметром 25 м, служивший пастухам укрытием от степных ветров. Еще раньше был уничтожен рудник Бакр-Узяк вблизи Сибайского месторождения, кратко описанный Е.Н. Черных [5]. На очереди стоит разработка Ивановского и Дергамышского месторождений в Башкортостане. Проведена детальная разведка и составляется Технико-экономическое обоснование разработки этих объектов. Не исключена отработка Ишкининского и Ушкаттинского месторождений.
Возникает естественный вопрос: что делать? Наши предложения:
1) составить текущую и долгосрочную программу освоения месторождений и проведения предшествующих археологических исследований на территории Оренбургской и Челябинской областей, Башкортостана и Западного Казахстана, согласованную со всеми заинтересованными властными и хозяйственными структурами, органами охраны историко-культурного наследия, научно-исследовательскими учреждениями для принятия своевременных решений;
2) обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства в сфере охраны и использования памятников истории и культуры, предписывающего обязательное проведение историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, на этапе согласования рабочих проектов освоения месторождений;
3) в экспертных заключениях предусматривать обязательное проведение исчерпывающих аварийно-спасательных раскопок всех без исключения памятников археологии в пределах земельных отводов, в том числе памятников горной археологии, представленных древними выработками, производственными обогатительными площадками и др., до начала вскрышных работ и других землеустроечных мероприятий, осуществляемых хозяйствующими субъектами;
4) для проведения указанных видов работ привлекать, помимо археологов, специалистов в области геоархеологии, обладающих необходимым уровнем квалификации и опытом работы на памятниках горной археологии;
5) определить объекты, на которых могут быть организованы музеи древнего горного дела, и наметить программу работ по воплощению этих планов.
Исследования выполнены при содействии междисциплинарного проекта УрО РАН «Природа и общество Южного Зауралья в эпоху
бронзы: междисциплинарный анализ».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зайков В.В., Зданович Г.Б., Юминов А.М. Воровская яма – новый рудник бронзового века. // Археологический источник и моделирование древних технологий: труды музея-заповедника Аркаим. Челябинск: Спец. природ.-ландшафт. и ист.-арх. центр «Аркаим», ин-т истории и археологии УО РАН, 2000. С. 112-130.
2. Зайков В.В., Юминов А.М., Дунаев А.Ю., Зданович Г.Б., Григорьев С.А. Геолого-минералогические исследования древних медных рудников на Южном Урале // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 4. С. 101-115.
3. Зданович Г.Б., Батанина И.М. Аркаим – страна городов. Челябинск: Крокус, 2007. 260 с.
4. Ткачев В.В. Уральско-Мугоджарский горно-металлургический центр эпохи поздней бронзы // РА. 2011. № 2. С. 43–55.
5. Черных Е.Н. Древнейшая металлургия Урала и Поволжья. М.: Наука, 1970. 180 с.