ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕРНОЗЕМЕЛЬСКИХ ПАСТБИЩ И ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
Восточная зона Республики Калмыкия по своим природно-климатическим ресурсам издавна была крупной кормовой базой для развития животноводства. Использование этой территории позволяло длительное время, в течение зимнего периода, содержать овец на подножных пастбищных кормах. Возможность такого использования определяется целым рядом природно-хозяйственных особенностей этой территории, которая называется «Черными землями»: большие площади пастбищ, наличие зеленного пастбищного корма высокой питательности, богатого витаминами и минеральными солями, сухой климат; мягкие малоснежные зимы, с коротким стойловым периодом [4].
Территория представляет собой слабоволнистую низменную равнину. Для морфоструктуры Прикаспия характерна тенденция тектонического прогибания. Это обусловило проникновение в ее пределы многочисленных трансгрессий Каспийского моря и привело к формированию аккумулятивных плоских и пологонаклоненных равнин.
Грунтовые воды залегают на глубине от 2–7 до 20 м с минерализацией от 10 до 40 г/л. Артезианские воды приурочены к отложениям апшеронского яруса и залегают на глубине 180–200 м, минерализация их 10–14 г/л [4].
Флористический состав ксерофитно-полукустарничковых пустынь образован ковылем волосовидным (Stipa capillata), который иногда является доминирующим, житняками (в т.ч. Agropyron sibiricum), типчаком (Festuca valesiaca), полынями (в т.ч. Artemisia lerchiana), на солонцах прутняком (Kochia prostrata), камфоросмой (Camphorosma monspeliaca). С запада на восток возрастает роль псамофильных видов растений колосняк гигантский (Leymus racemosus), хвойника двухколоскового (Ephedra distachya), полыни песчаной (Artemisia arenaria).
Галоксерофитно-полукустарничковые пустыни слагаются полынью черной (Artemisia pauciflora), с участием житняка (Agropyron desertorum), прутняка (Kochia prostrata), камфоросмы (Camphorosma monspeliaca).
Кустарниковые пустыни отмечены на южной окраине Черноземельского района и на землях Юстинского и Яшкульского районов. Растительность кустарниковых пустынь представлена тамариксом (Tamarix ramosissum) и джузгуном (Calligonum aphyllum). Кияковые заросли (Leumus racemosus) отмечены на барханных песках в сочетании с песчанно-полынными сообществами [2].
Почвенный покров в основном представлен бурыми полупустынными песчаными и супесчаными почвами в сочетании с очагами сильнодефлированных песков. Зональный профиль имеют слабодифференцированный профиль и рыхлосвязанное строение. Вспашка этих почв приводит к интенсивной ветровой эрозии. Содержание гумуса от 0,2 до 0,8%, легкорастворимые соли и карбонаты встречаются с глубины 0,8 м и глубже [4].
В процессе нерационального хозяйственного использования происходила трансформация почвенно-растительного покрова. Для восстановления экосистем Черных земель в 1991 г. был создан заповедник, охватывающий восточную и юго-восточную части Черноземельской равнины, территория которой репрезентативна по отношению к биоте и экосистемам Черных земель в целом. В ходе реализации Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ удалось приостановить лавинообразный ход опустынивания на площади около 1млн. га и восстановить более 300 тыс. га разрушенных пастбищ. Площади подвижных песков сократились с 700 тыс. га (1984 г.) до 300 тыс. га (1993 г.). В настоящее время здесь отмечается процесс самовозобновления, полное прекращение антропогенных воздействий к демутации почвенно-растительного покрова. Основным фактором развития почв на территории заповедника является спонтанная средообразующая деятельность биоты [3].
Неблагоприятным фактором, снижающим кормовые и защитные условия наземных позвоночных, в последнее время стал пирогенный фактор. По данным НИЦ комплексного мониторинга и материалов дистанционного зондирования, ежегодно выгорает до 25% территории основного участка заповедника.
Предварительный анализ состояния биотических комплексов показывает, что процессы опустынивания и деградации экосистем в настоящее время приобрели несколько иные формы. Так, например, во второй половине XX века для республики были характерны процессы пастбищной дигрессии и развевания песков. Сейчас, в связи с уменьшением нагрузки на пастбища, происходит восстановление травостоя и зарастание открытых песков. Однако процессы восстановления фитоценозов отличаются от классических примеров, описанных в литературе. На низкопродуктивных аридных пастбищах происходит забурьянивание корневищными злаками и двулетниками. Снижение кормовой ценности фитоценозов обусловлено развитием монокультур малоценных видов растений. Животные не всегда могут адаптироваться к быстроменяющимся условиям.
Следствием уменьшения пастбищной нагрузки и разрастания растительности является высокая заклещеванность территорий, которая усугубляет эпидемиологическую ситуацию в регионе. Негативными явлениями стали степные пожары, в которых гибнут рептилии, птицы и млекопитающие. Однако на некоторых участках, где отсутствуют какие-либо животные, пожары могут играть положительную роль. Уничтожая растительный опад, препятствующий глубокому промачиванию верхних горизонтов почв во время дождей, пожары создают условия для активизации почвенного банка семян. Кроме этого, они способствуют возврату в почву зольных элементов, находящихся в связанном состоянии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакинова Т.И., Лачко О.А., Емельяненко Т.Г. Кормовые угодья Республики Калмыкия. – Элиста, 1996. – С. 110–114.
2. Бекеева Н.Л., Ташнинова Л.Н. Бадмаев В.Э. Восстановительные сукцессии фитоценозов на территории биосферного заповедника «Черные земли» // Вестник института. – Элиста, 2004. – № 1. – С. 94–98.
3. Ташнинова Л.Н. Красная книга почв и экосистем Калмыкии. – Элиста, 2000. – С. 106–107.
М.М. Чемидов