ЭКОЛОГО-ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИН МАССОВОЙ ГИБЕЛИ САЙГАКОВ В ЗАПАДНОМ КАЗАХСТАНЕ

ECOLOGICALLY AND EPIZOOTOLOGICALLY SUBSTANTIATION OF THE REASONS OF MASS DEATH OF SAIGAS IN THE WEST-KAZAKHSTAN AREA.

Г.Г.Абсатиров, У.Б.Таубаев, К.Ж.Кушалиев, М.Г. Какишев,Ж.Т.Нуртаева, Б.Б.Сарсенова

G.G.Absatirov, U.B.Taubaev, K.Z.Kushaliev, M.G.Kakishev, Z.T.Nurtaeva, B.B.Sarsenova

НИИ Западно-Казахтанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
(090009, Республика Казахстан, г.Уральск, ул. Жангир хана, 51)
SRI West-Kazakhstan agro-technical university named after Zhangir khan
(090009, Kazakhstan Republic, Uralsk, Zhangir khan st., 51)
e-mail: absatirovgg@yandex.ru

По результатам экологических, эпизоотологических и микробиологических исследований объектов окружающей среды и специментов погибших сайгаков в Западно-Казахстанской области установлена причина и факторы, способствовавшие возникновению и распространению патологии среди диких животных.

By results of ecological, epizotological and microbiological researches objects of environment and specifically bio object of death saigas in the West Kazakhstan area the reason and factors promoting occurrence and distribution of a pathology among wild animals is established.

Антилопа сайгак – уникальное явление живой природы, является одним из самых древних представителей копытных на земле. Это мигрирующий вид, населяющий полупустынные и степные экосистемы Казахстана.

В настоящее время сайгаки обитают в Казахстане, Узбекистане, с заходами в Туркмению, в России (в Калмыкии и Астраханской области) и западной Монголии.

На территории Казахстана находится основная часть современного ареала и ресурсов сайгака, которая включает три популяции сайги: Бетпакдалинскую, Уральскую, Устюртскую. По данным учетов прошлого года, численность популяций сайги на территории Казахстана составляла 81 тыс. голов, из них Бетпакдалинская – 45,2 тыс. голов, Устюртская – 9,2 тыс. голов, Уральская - 26,6 тыс. голов. В целом же за 20 лет популяция степных антилоп в Казахстане сократилась в 24,7 раза, и в 2009 году численность сайгаков составила 81 тысячу голов (в 2000 году насчитывалось около миллиона сайгаков). По данным экологов, никогда еще численность крупных млекопитающих не сокращалась так значительно, как численность сайгака в течение последних десяти лет – на 95%. Если раньше животные исчезали в течение столетий и тысячелетий, то ныне это происходит буквально на наших глазах.

Кроме экологических и антропогенных факторов (браконьерство), лимитирующим популяцию диких животных могут быть и болезни инфекционной этиологии. Свидетельством этому может служить массовая гибель сайгаков в Западно-Казахстанской области в 2010-2011 гг.

В 2010 г. в Жанибекском районе Западно-Казахстанской области, на территрии Борсинского и Жаксыбайского сельских округов, где находилось большинство особей уральской популяции сайги во время окота погибло около 12 тысяч голов. Первые 100 туш павших животных было обнаружено 18 мая и падеж продолжался до 24 мая. Среди погибших животных 7600 – самки, более 4 тысяч – молодняк. Территория падежа сайгаков занимала площадь 4500 гектаров. Основное количество павших животных был сосредоточено на территории точек «Вышка», «Айдарлы», «Жумаш», «Шалаш».

Исследование причин внезапной массовой гибели сайгаков проводили профильные диагностические и научные учреждения Министерства сельского хозяйства (областная ветеринарная лаборатория, национальный референтный центр по ветеринарии), Министерства здравоохранения (областная противочумная станция, Обл.СЭС), Министерства образования и науки (институт зоологии) Республики Казахстан. По данным исследователей, все сайгаки в основном погибли после окота, при осмотре павших сайгаков было обнаружено, что имелось вздутие живота, изо рта шла пена зеленоватого цвета, был сильнейший понос.

В период исследований выдвигались различные версии причин массовой гибели животных: техногенное воздействие производственной деятельности Атырауского нефтеперерабатывающего завода, токсическое действие в результате испытаний на военном полигоне Капустин Яр; возникновение и развитие незаразной патологии – тимпании (резкого вздутия рубца вследствие брожения растительных остатков при переедании влажных сочных травянистых кормов, особенно бобовых; отравления ядовитыми растениями. Причем следует отметить, что все вышеперечисленные гипотезы были чисто эмпирическими, т.е. не были подтверждены какими-либо экологическими и клиническими инструментальными методами исследований. Во время осмотра трупов при неполном патологоанатомическом вскрытии были взяты паренхиматозные органы животных для микробиологического исследования. В результате лабораторных исследований во всех диагностических учреждениях основной причиной массовой гибели сайгаков была признана инфекционная патология – пастереллез.

В начале июня 2010 г. оставшиеся взрослые животные вместе с народившимся молодняком мигрировали в южном направлении на территорию Бокейординского района. С конца мая в течение 5-7 дней произведен сбор и захоронение трупов сайгаков.

В 2011 г. в силу наличия благоприятных ландшафтных условий, несмотря на антропогенное изменение путей миграции, субпопуляция численностью около 1000 сайгаков вновь вернулась для воспроизводства молодняка на территорию прошлогодней массовой гибели основного контингента уральской популяции.

И опять же в последней декаде мая 2011 г. ситуация повторилась. 26-27 мая 2011 г., в период окота, в Жанибекском районе Западно-Казахстанской области вновь произошел падеж сайгаков в количестве 441 особи, в том числе 364 самки и 77 ягнят. Причем гибель сайгаков, как и в 2010 г., отмечалась на территории Борсинского и Жаксыбайского сельских округов, в пунктах «Айдарлы», «Вышка». Остальное поголовье субпопуляции уральских сайгаков для окота расположилось на других участках и там каких-либо патологий среди тех животных не отмечалось.

Целью наших исследований явилось эколого-эпизоотологическое обоснование причин массовой гибели сайгаков в Западно-Казахстанской области.

Материалы и методы исследований. Работа выполнялась на территории массовой гибели сайгаков в 2010-2011 гг. (пункты «Вышка», «Айдарлы» - (N 50°07'194'' и E 047°32'530''), «Жумаш»- (N 50°09'775'' и E 047°33'318''), территориально относящихся к Борсинскому и Жаксыбайскому сельским округам Жаныбекского района, в лаборатории биотехнологии НИИ Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана.

С целью изучения эпизоотического проявления потенциальных инфекционных паразитарных систем, совершенствования системы эпизоотологического контроля при болезнях животных, а также выявления влияния экологических предпосылок, были проанализированы:

- данные, полученные авторами во время проведения эпизоотологических экспериментов и осуществления эпизоотологического мониторинга за функционированием инфекционных паразитарных систем;

- статистические обзоры и официальные отчеты учреждений и организаций принимавших участие в изучении причин массового падежа сайгаков в 2010-2011 гг;

- материалы клинико-эпизоотологических обследований неблагополучной территории регистрации болезней животных и комиссионных экспертных оценок эпизоотической ситуации в конкретных условиях места и времени;

- результаты лабораторных исследований специментов от павших сайгаков отобранных нами и исследованных по общепринятым методикам лабораторного анализа в НИИ ЗКАТУ им. Жангир хана.

- результаты патологоанатомического вскрытия павших сайгаков поведенных по методу Шоры эвисцерацией органов и составлением соответствующего протокола вскрытия;

- результаты экологического мониторинга исследования флоры, образцов почвы и воды в зоне гибели сайгаков и благополучной зоне в градиенте времени, в период гибели сайгаков (май 2011 г.) и после миграции диких животных (сентябрь 2011 г.);

- материалы и прогнозы охотоведческих и природоохранных организаций по определению и регулированию численности диких животных в изучаемых регионах;

- изучена ветеринарная отчетность по зоонозным болезням сельскохозяйственных животных в хозяйствах изучаемого региона.

В работе использован комплексный эпизоотологический подход, разработанный А.А.Сидорчуком с соавторами [1], включающий методы эпизоотологической диагностики (описательно-исторический, сравнительно-географический, эпизоотологическая статистика, эпизоотологическое обследование), бактериологический анализ, экспериментальные исследования, а также методы современной прогностики (экс­пертные оценки, прямая, косвенная верификация). Бактериологические исследования биологического материала от животных и образцов проб внешних объектов проводили в соответствии с наставлением по диагностике пастереллеза и клостридиозов, биологическое моделирование - на интактных белых мышах [2]. Исследование образцов почвы проведено по ГОСТу 17.4.4.02-84 «Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» и воды по методике Г.С.Фомина [3]. Флора и растительный покров изучались традиционными методами флористических и геоботанических исследований. Определение видов проводилось с использованием флористических сводок и определителей [4, 5, 6]. Полевое изучение растительности проводилось методом детально-маршрутных исследований и описания фитоценозов в определенных точках с использованием GPS навигатора для определения координат. Геоботанические описания проводились на эталонных площадках размером 100 м2. Описание фитоценозов проводилось в соответствии с методами полевой геоботаники [7].

Результаты исследований. По результатам ретроспективного и оперативного эпизоотологического мониторинга на основании методов эпизоотологического исследования установлено:

- при сравнительно-историческом изучении случаев массовой гибели сайгаков определена закономерность временного распределения, выраженная годовая и двухлетняя весенняя сезонность динамики заболеваемости;

- при измерении интенсивности эпизоотического процесса выявлены достаточно высокие индексы инцидентности, 0,45 - в 2010 году и 0,44 – в 2011 году;

- при сравнительно-географическом исследовании отмечена закономерность пространственно-территориального распределения заболеваемости в пунктах «Айдарлы», «Вышка», «Жумаш» Борсинского и Жаксыбайского сельских округов;

- определен фактор риска, предполагаемый источник инфекции – почва, в которой с прошлого года сохранился возбудитель в форме спор, источником которых явились трупы павших животных в 2010 году. В 2011 году на месте гибели сайгаков при эпизоотологическом обследовании обнаружены фрагменты костного скелета трупов павших животных оставшихся с 2010 г. (Рис.1);

- по результатам клинического метода диагностики основанного на анализе (Anamnesis morbi), т.е. опроса очевидцев (специалисты охотоинспекции, животноводы в т.ч. Айларлы, жители п.Борсы) симптомы у заболевших животных проявлялись в форме судорог, нарушения координации движений, кровавой диареи и истечения серозной и серозно-геморрагической слизи из ротовой и носовой полостей;

- трупы павших сайгаков были вздуты, что свидетельствует о быстром посмертном разложении вызванных анаэробными микробами, место падежа больных животных обильно пропитывалось продуктами патологии и разложения (Рис 2);

- патологоанатомические изменения отмечены в виде: острого катарально - геморрагического энтерита, острого некротического нефрита (размягченная почка);

При лабораторном исследовании патологического материала от трупов сайги, в мазках-отпечатках из селезенки, сердца и печени обнаружены характерные грамположительные палочки с центрально и терминально расположенными спорами. (Рис.3).

При бактериологическом исследовании отмечен рост на МППБ в виде интенсивного газообразования и помутнения среды, гибель лабораторных белых мышей зараженных суспензией из внутренних органов наступила через 12-18 часов. Бактериологическое исследование паренхиматозных органов лабораторных животных выявило наряду с подавляющим обсеменением C. Рerfringens, незначительное присутствие биполярно окрашенных пастерелл.

При бактериологическом исследовании образцов почвы взятых в июне и сентябре 2011 г. на участках пастбища, где произошла массовая гибель сайгаков, обнаружены крупные грамположительные палочки, морфологически и тинкториально сходные с возбудителем C. Рerfringens (Рис. 4).

Результаты токсикологических исследований проб почвы на месте гибели сайгаков свидетельствуют о том, что, в целом, количественное содержание тяжелых металлов в исследуемых образцах почв находится на удовлетворительном уровне и не превышает ориентировочно допустимых концентраций.

По результатам анализа природной воды из водоема «Токсан» установлено незначительное превышение значения ПДК по СанПиН 2.1.4.559-96 по свинцу, кадмию и хрому, содержание цинка в исследуемой пробе не превышает значения ПДК по СанПиН 2.1.4.559-96, медь в пробе анализируемой воды не обнаружена.

При геоботаническом исследовании зоны массовой гибели сайгаков и «чистой» зоны не отмечено принципиальной разницы в видовом и количественном соотношении произрастающей здесь растительности. Флора сравниваемых зон представлена следующими видами трав: гулявник струйчатый (Descurania Sophia), клоповник пронзеннолистный (Lepidium perfoliatum), птицемлечник Фишера (Ornitogalium fisheri), которые не относятся к протеиносодержащим травам.

Заключение. Результаты эпизоотологического мониторинга, клинического проявления, патологоанатомических изменений, лабораторных анализов свидетельствует, что на территории массового падежа сайгаков в 2010-2011гг. сформировался стационарный очаг почвенной инфекции клостридиозной природы. Причиной массовой гибели сайгаков явилась инфекционная энтеротоксемия.

Токсикологические исследования почвы, воды и геоботанические исследования исключают отравления техногенного и растительного происхождения, а видовой состав растительности - возникновение патологий незаразной этиологии, включая тимпанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Сидорчук А.А., Воронин Е.С., Глушков А.А. Общая эпизоотология. М., 2004. 173 с.
Справочник. Лабораторные исследования в ветеринарии. Бактериальные инфекции / Под ред. Б.И.Антонова. М.: Агропромиздат, 1986. С. 48-52.
Фомин Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. М.: «Протектор». 2010.- 1008 с.
Флора Казахстана Т. 1-19. Алма-Ата.1956-1966.
Иллюстрированный определитель растений Казахстана. Т.1. Алма-Ата,1969.
Иллюстрированный определитель растений Казахстана. Т2. Алма-Ата,1972.
Полевая геоботаника. Т.1-5. . М. 1959-1966.