ЭНДЕМИКИ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В Западно-Казахстанской области в силу относительной геологической молодости ее территории, освободившейся от вод древних Каспийских бассейнов в четвертичное время, распространены в основном миграционные виды растений и животных. Эндемики, как правило, распространены и на окружающих область пространствах, представляя нижневолжские, прикаспийские и южно-уральские элементы биоразнообразия. Однако среди них есть очень редкие виды, встречающиеся только на территории Западно-Казахстанской области. Изучение и заповедование местообитаний таких видов, имеющих большой научный и практический интерес, возможно в пределах только данной административной единицы (основной в организации охраны редких и исчезающих видов), поэтому условно их можно отнести к эндемикам Западно-Казахстанской области. В научной литературе их иногда относят к западно-казахстанским эндемикам, однако, в связи с принятыми флористическим и фаунистическим районированием, чаще считают нижневолжскими эндемиками.
Среди цветковых растений к эндемикам области относятся очень редкие виды, известные из единичных и только типовых местонахождений: ковыль уклоняющийся (Stipa anomala P.Smirn.) и остролодочник меловой (Oxytropis cretacea N.Basil.).
Ковыль уклоняющийся описан П.А. Смирновым [3] в 1934 году по гербарным находкам Н. Рубцова, сделанным 16 июня 1929 г. недалеко от г. Уральска в степной западине среди плакорной ковыльной степи. Позже близкая, но не тождественная типовой, форма ковыля уклоняющегося, была найдена на Украине в Приваловской степи [8]. Н.Н. Цвелев [7] считает, что вид из классического местообитания представляет собой лишь случайную мутацию ковыля перистого (Stipa pennata subsp. sabulosa), возникшей в результате пожара, так как типовые экземпляры были собраны на участке горелой степи.
Другой не изученный эндемичный вид области – остролодочник меловой, также известен по типовым экземплярам, описанным в 1948 г. Н. Базилевским [1], которые были найдены в гербарии И.В. Ларина, собранном 25 мая 1924 г. на меловых склонах между Каменкой (ныне п. Таскала) и Паникой (ныне п. Актау) в отрогах Общего Сырта. Повторных находок вида, даже в классическом местонахождении, никому до настоящего времени произвести не удалось. Ввиду не изученности плодов не совсем ясно положение данного вида в систематике рода.
Таким образом, ковыль уклоняющийся (Stipa anomala P.Smirn.) и остролодочник меловой (Oxytropis cretacea N.Basil.) представляют большие трудности в организации их охраны, так как требуют переоткрытий, которые, в результате многолетних усилий по их поиску, сделать никому не удалось. Ответы на вопросы, возникшие в систематике ковыля уклоняющегося и остролодочника мелового, могут быть получены только в случае успешного поиска их типовых форм в Западно-Казахстанской области.
Среди животных к эндемикам Западно-Казахстанской области пока условно (так как вид открыт относительно недавно и его ареал еще не выявлен) можно отнести наземного моллюска – Xerosecta orientalis, описанного в 1985 г. К.К. Увалиевой и З.Я. Сахарновой [5, 6]. Вид был найден к югу от горы Акту (севернее п. Белогорка) и пока известен только из типовых местонахождений, хотя его относят к эндемикам Подуральского плато [4].
В данном случае особая осторожность при отнесении Xerosecta orientalis к эндемичным видам области вызвана некоторыми обстоятельствами, выявленными при полевых наблюдениях. В типовых местонахождениях отмечается точное совпадение ареала Xerosecta orientalis и вымершего вида – Gibbula praeminima, описанного в 1982 г. Г.С. Пламадяла [2], как представителя верхнемеловых морей (кампанских отложений) в восточной части Прикаспийской впадины далеко за пределами области. При этом Gibbula praeminima встречается к северу от п. Белогорка во всех отложениях от кампана до современных, но только в их поверхностных частях. В коренных ненарушенных отложениях верхнемеловых отложениях этот вид здесь обнаружить не удалось. С другой стороны, в поверхностных частях отложений встречаются живые особи Xerosecta orientalis и раковины их отмерших экземпляров, которые не удается надежно отличить от раковин Gibbula praeminima. Несмотря на различную терминологию в морфологических описаниях этих двух видов, пустые раковины, в зависимости от используемого типового описания, приходится относить и к одному, и к другому виду. Вероятно, требуются дополнительные усилия специалистов для более четкого разграничения описаний двух относительно новых видов моллюсков, хотя, по-видимому, есть основания считать, что как Gibbula praeminima описан современный наземный моллюск Xerosecta orientalis.
Если указанное выше предположение подтвердится, наземный моллюск Xerosecta orientalis может потерять статус эндемика Западно-Казахстанской области, однако, ввиду редкости известных пока местонахождений, проблема его охраны сохранит актуальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базилевский Н. Oxytropis cretacea N.Basil., sp. nov. // Флора СССР. – М.-Л., 1948. – Т. 13. – С. 544.
2. Пламадяла Г.С. Gastropoda – Брюхоногие // Атлас беспозвоночных позднемеловых морей Прикаспийской впадины. – М., 1982. – С. 166–193.
3. Смирнов П.А. Stipa anomala P.Smirn., sp. nov. // Флора СССР. – Л., 1934. – Т. 2. – С. 740.
4. Увалиева К.К., Наземные моллюски Казахстана и сопредельных территорий. – Алма-Ата: Наука, 1990. – 224 с.
5. Увалиева К.К., Сахарнова З.Я Моллюски степных биоценозов Западного Казахстана // Изв. АН КазССР. Сер. биол. – 1985. – № 5. – С. 38–45.
6. Увалиева К.К., Сахарнова З.Я Моллюски степных биоценозов Западного Казахстана // Изв. АН КазССР. Сер. биол. – 1986. – № 1. – С. 34–39.
7. Цвелев Н.Н. Сем. Poaceae Barnh. – злаки. // Флора Европейской части СССР. – Л., 1974. – Т. 1. – С. 117–368.
8. Чуприна Т.Т. Об охране ковылей в Донбассе // Охрана среда и рациональное использование растительных ресурсов. – М., 1976. – С. 105.

 

А.А. Джубанов