ЭТАЛОННАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ СТЕПНОГО ЛАНДШАФТА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНО-ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
Степной ландшафт, являясь уникальным природным объектом, характеризующийся богатейшим и во многом неповторимым видовым разнообразием растительного и животного миров, как никакой другой подвергся антропогенному влиянию со стороны человека и его многогранной деятельности. Нарушению (а в большинстве просто разрушению) динамического равновесия экосистемы степи способствовали развитие механизации и химизации сельского хозяйства, мелиорации и орошение, распахивание целинных участков, перевыпас домашнего скота и многие другие негативные факторы, имеющие антропогенное происхождение [3]. В итоге, большие площади, ранее обширных степных ландшафтов Северной Евразии, навсегда утеряны, и вряд ли когда-либо будут восстановлены в былом разнообразии и границах.
Сейчас на смену политики, когда природа во всех компонентах и биоразнообразии (включая степь) расценивалась только с варварских позиций «полезности и вредности» по отношению к человеку и его потребностям и запросам, пришел период рационального использования, сохранения и восстановления (если это ещё возможно) первичного богатства окружающего мира. На сохранившихся участках степи прекращены любые хозяйственные работы, а во многих местах начаты многофункциональные научные исследования. К сожалению, такие работы носят в большинстве экологический (природоохранный) характер, и, как правило, совсем не затрагиваются социально-культурные аспекты.
Развитие и становление общества вообще, и в частности отдельных его этносов, проходило под влиянием географического ландшафта, как неотъемлемой составляющей окружающей среды обитания. Именно окружающий ландшафт, как социально-экологический атрибут, способствовал возникновению и утверждению духовной самобытности человека – культурных традиций, мировоззрения, народного творчества и многих других характерных элементов этнической самовыраженности отдельных популяций людей. Влияние окружающего мира на способ жизни, мышления, ментальность доказано и хорошо известно, и не подлежит сомнению.
В свете вышеизложенного на первый план выдвигается определение нематериальной ценности степи в контексте нематериальных ценностей охраняемых природных территорий [1], которое наиболее полно может быть охарактеризовано с позиций эталонной и эстетической составляющих.
Эталонная значимость сохранившихся, нетронутых человеческой деятельностью, участков степей сейчас привлекает всё большее внимание специалистов разных направлений, и это объясняется рядом основополагающих аспектов. Наибольшее значение приобретают эталонные заповедные участки (или же другие формы особо охраняемых территорий), что в свою очередь определяется их эталонным образцом того или иного естественного ландшафта. К сожалению, многие качественные и количественные характеристики эталонности как таковой, во многом ещё не разработаны и/или не совершенны. Это задача на ближайшее время, и отрадно, что такие исследования уже начаты.
Если степные ландшафты уже привлекли внимание многих исследователей с позиций эталонной значимости, то определение эстетической ценности степных участков в ещё большей степени отсутствует и вызывает скептичность как само явление.
В чем выражается эстетическая ценность и значимость территории? Как её определить? Какими формулами или описаниями её охарактеризовать? Эти, и многие другие возникающие вопросы, к сожалению, лежат вне интересов большинства степеведов. Но оправдан ли такой подход? Опыт показывает, что нет.
Красота (эстетика) природы ещё и сейчас многими людьми продолжает оцениваться с позиций материального подхода к тому или иному явлению. Степной ландшафт в большинстве расценивается только как некий природный каркас, в то же время с гуманистических позиций, ландшафт уже определяется как территория, которая воспринимается человеком как своеобразная обобщенность, композиция и взаимосвязь элементов природного и культурного окружения [2].
Степь, как уникальный природный ландшафт, должна расцениваться как природно-культурная целостность, и именно эта целостность должна составлять истинную значимость (или ценность) для отдельного человека, или, что более важно, всей популяции людей, проживающих на этой территории. Эстетическая ценность и значимость существует на неосознанном уровне, и, к сожалению, очень многими не воспринимается.
Таким образом, помимо традиционных подходов к сохранению степей (биологического, экосистемного, ландшафтного разнообразия) при разработке охранной стратегии и выработке направлений необходимо учитывать также нематериальные ценности и духовные традиции этносов, проживающих на той или иной части степной зоны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борейко В.Е. Нематериальные ценности охраняемых природных территорий // Заповідна справа в Україні, 1999. Т.5, №1. – С.1-3.
2. Гродзинский М.Д., Шищенко П.Г. Збереження та відтворення ландшафтного різноманіття в контексті сталого розвитку // Заповідна справа в Україні, 1998. Т.4, №1. – С.3-8.
3. Гуль И.Р. Принцип Ле Шателье и проблема сохранения биологического разнообразия степей Палеарктики // Степи Северной Евразии: стратегия сохранения природного разнообразия и степного природопользования в ХХI веке: Матер. междун. симпоз. – Оренбург: Институт степи УрО РАН, 2000. – С.134-135.