Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный и поликонфессиональный регион. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории Оренбургской области между славянскими, тюркскими, финно-угорскими народами складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.
Современный состав населения формировался в течение длительного периода времени под воздействием как природных, так и социально-политических факторов.
Изменение этнического состава населения связано не только с миграциями, но и с различиями в уровне рождаемости разных этносов.
Повышенная рождаемость и малая миграционная подвижность тюркских народов по сравнению со славянскими и другими народами индоевропейской языковой семьи приводили к постепенному росту доли тюркоязычного населения. Однако в 90-е годы волна возвратных миграций из республик бывшего СССР привела к росту доли русского населения.
В результате миграций изменилась десятка крупнейших народов: по данным переписи 2002 г., из неё вышли евреи, зато вошли армяне.
Разумеется, в таких многонациональных регионах («этнических котлах»), как Оренбургская область, на национальный состав населения оказывают влияние и этнические процессы, которые приводят к изменению национальной принадлежности людей. Чаще всего это происходит в результате ассимиляции – растворения небольшого народа или его части в более крупном, среди которого он проживает. Процессы ассимиляции могут ускоряться, если этому способствует политика властей. В Оренбургской области, так же как и во всей России, политика русификации проводилась при царской власти, её элементы имели место и в советский период. Например, были закрыты национальные школы и прекращена подготовка кадров для преподавания национальных языков.
Показателем ассимиляции является изменение языковой принадлежности. 14 % нерусского населения Оренбургской области считают родным русский язык. Особенно высока их доля среди украинцев, мордвы, чувашей, евреев, немцев. Мусульманские народы более устойчивы к ассимиляции.
Значительная часть населения области двуязычна. Русский является языком межнационального общения. В настоящее время повысился интерес народов к родному языку, который, как правило, используется только в быту. Хуже знает родной язык молодёжь.
Способствуют этническим процессам межнациональные браки. Каждый четвёртый брак в Оренбургской области межнациональный, особенно их много в населённых пунктах со смешанным населением. Дети в смешанных семьях чаще двуязычные.
В последние годы у народов, населяющих область, растёт национальное самосознание. Это отражается в открытии общественно-национальных центров, выпуске газет, теле - и радиопередач на национальных языках, дней национальных культур. Открытии школ с изучением родного языка – татарского, башкирского, казахского, мордовского, чувашского, немецкого, украинского, а также в изучении национальных языков в дошкольных учреждениях.
Отличия этносов заключаются не только в их названиях (этнонимах) и языках, но и в самосознании, стереотипах поведения, образе жизни. Особенностях жилища, интерьера, одежды, пищи, обычаях и обрядах. Эти различия особенно заметны в местах компактного проживания того или иного этноса.
В процессе длительного совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур народов Оренбуржья. Так, русская колонизация привела к осёдлости башкир, к развитию среди них и других народов хлебопашества и ремёсел, к переселению из юрт в избы, к изменениям в одежде и питании. Большому влиянию русских культурных традиций подверглись чуваши, удмурты, мордва и др. По данным социологических опросов, 28,6 % татар празднуют Рождество и Пасху, 5,5 % крестят своих детей. Русские приобрели здесь некоторые черты культуры других народов. Например, знаменитый татарский чак-чак – одно из любимых блюд всех оренбуржцев. Существуют примеры языковых заимствований.
Украинцы способствовали распространению свиноводства, птицеводства, огородничества, особенно среди казахского населения, проживающего в тех же районах, что и украинцы. Немцы повлияли на культуру живущего рядом башкирского, татарского и казахского населения.
Взаимовлияние проявляется и в сфере профессионального искусства, литературы, традициях, этикете.
Несмотря на различия, есть нечто, позволяющее объединить этот конгломерат народов единым термином – оренбуржцы.
Оренбуржцы – большие патриоты своей области. Выросшие в степи, они любят свою землю и скучают вдали от этих скромных и даже унылых для постороннего наблюдателя пейзажей. Оренбуржцы дружелюбны и терпимы, они уважают как свою, так и иные культуры.
В ходе заселения территории много усилий требовало освоение края. Континентальный климат со снежными заносами, длинной, холодной зимой и жарким засушливым летом требовал больших усилий и затрат труда для освоения этих территорий, распашки целины.
Трудолюбие и любовь к земле – одно из главных качеств оренбуржцев. Большинство горожан и в настоящее время имеют дачные участки, которые здесь называют садами-огородами, не столько для отдыха, сколько для обеспечения себя овощами и фруктами. Это большое подспорье для жителей всех национальностей.
© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов