ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СТЕПНЫХ ЭКОСИСТЕМ НАУРЗУМСКОГО ЗАПОВЕДНИКА 

FLORISTIC DIVERSITY OF STEPPE ECOSYSTEMS OF NAURZUM RESERVE 

М.А. Зейнелова

M.A. Zeinelova 

Наурзумский государственный природный заповедник

(Республика Казахстан, Костанайская область, Наурзумский район, с. Караменды) 

The Naurzum National Nature Reserve

(Kazakhstan, Kostanay Oblast, Naurzumski Raijon, Karamendy)

e-mail: naurzum_zapoopt@mail.ru

 

В этой статье дано поквартальное описание фитоценозов территории Наурзумского заповедника. Определены основные категории фитоценозов, сезонность развития растений.

In the article the quarterly description of phytocenosis is given according to the territory of the Naurzum Reserve. The basic categories of phytocenosis, seasonal prevalence of development of plants are determined. 

Флора заповедника представляет собой своеобразную во флористическом отношении территорию, расположенную на стыке двух растительных областей степной и пустынной, влияние сказывается на его растительности. В общем, около 15% площади занято лесными формациями, 5% – кустарниками, 60% – степными, 20% – водно-болотными угодьями. Местность характеризуется равнинным столово-ступенчатым рельефом, состоящим из нескольких геоморфологических уровней от поверхности плато с отметками 250-320 м до плоских равнин широкого (30-50 км) днища Тургайской ложбины, с максимальными отметками 120-125 м над уровнем моря. Денудационно-аккумулятивные супесчаные равнины восточной части плато в голоцене подверглись интенсивным эрозионным процессам, в результате которых в центральной части Тургайской ложбины сформировался массив дюнно-бугристых эоловых песков, разделяющих систему озер Сарымоин, Жарколь и систему Аксуат.

Вертикальная дифференциация рельефа и пестрота почвенных условий обуславливают различный облик ландшафтов. На поверхности плато распространены типчаково-ковылковые степи на темно-каштановых тяжело-суглинистых почвах. На денудационно-аккумулятивных песчаных равнин, на темно-каштановых супесчаных почвах преобладают разнотравно-песчано-ковыльные степи. На озерно-аллювиальных террасах днища ложбины, благодаря близкому залеганию к поверхности в разной степени минерализованных грунтовых вод, сформировались гидроморфные ландшафты, представленные солонцовыми и солончаковыми комплексами, лугами и степными формациями разного типа.

Степная экосистема.

Представлена сухостепными и пустынно-степными участками.

Почвы: темно–каштановые, супесчаные, песчаные, темно-каштановые карбонатные, глинистые, каштановые, солонцеватые, песчаные и др.

Растительность представлена ксерофитноразнотравно–типчаково–ковылковыми (Stipa lessingiana, Festuca valesiaca, Galatela tatarica, Tanacetum achillefolium) ассоциациями. На эродированных участках формируются разнообразные степные сообщества с доминированием (Tanacetum achillefolium, Agropyron cristatum, Psathyrostachis juncea). На супесчаных почвах в регионе преобладают псаммофитно-разнотравно–типчаково–тырсовые (Stipa capillata, Festuca valesiaca, Artemisia marschalliana), а на песчаных почвах и мелко бугристых песках псаммофитно-разнотравно–песчаноковыльные (Stipa pennata, Gypsophilia paniculata, Asperula danilewskiana) степи. Широкое распространение получили типы комплексов растительности, в которых встречаются образованные полукустарничками, сообщества: кокпековые (Atriplex cana), биюргуновые (Anabasis salsa), чернополынные (Artemisia pauciflora), камфоросмовые (Camphorosma monspeliaca) на солонцах. Особое своеобразие растительности региона придают заросли степных кустарников, образованные миндалем (Amygdalus nana), вишней (Cerasus fruticosa), а также видами рода (Rosa, Spiraea).

Степи. Для плоских плато с карбонатными, суглинистыми почвами до периода массового освоения степей было характерно безраздельное господство ковылковых степей с господством Stipa lessingiana, [4, с. 279]. Ксерофитноразнотравно-типчаково-ковылковые степи (с участием Tanacetum achilleifoliumGalatella tatarica) по структуре сообществ и флоре являются самобытными и характерными степной зоне Евразии. На эродированных участках склонов, где третичные глины залегают ближе к поверхности, формируются разнообразные степные сообщества с доминированием Tanacetum achilleifoliumAgropyron cristatumPsathyrostachys juncea. На супесчаных почвах в регионе преобладают псаммофитноразнотравно-типчаково-тырсовые (Stipa capillataFestuca valesiacaArtemisia marschallianaHelichrysum arenarium), а на песчаных почвах и мелкобугристых песках псаммофитноразнотравно-песчаноковыльные (Stipa pennataAgropyron fragileGypsophila paniculata, Аsperula danilewskiana) степи.

Полукустарничковая растительность. На территории заповедника прослеживается проникновение по засоленным субстратам южных полукустарничковых сообществ на север. Широкое распространение получили типы сообщества: кокпековые (Atriplex cana), биюргуновые (Anabasis salsa), чернополынные (Artemisia pauciflora), камфоросмовые (Camphorosma monspeliaca) на солонцах. На солончаках обычны поташниковые (Kalidium foliatum), сарсазановые (Halocnemum strobilaceum), лебедовые (Halimione verruciferaи разнообразные однолетнесолянковые: солеросовые (Salicornia europaea), офаистоновые (Ofaiston monandrum), петросимониевые (Petrosimonia oppositofoliaPtriandra), сведовые (Suaeda corniculata) сообщества.

Луговая и прибрежноводная растительность. По берегам озер, долинам рек и вокруг родников представлена разнообразная прибрежноводная (Phragmites austrialisTypha angustifoliaScirpus lacustris) и луговая растительность (Juncus gerardiiAgrostis giganteaElytrigia repensHordeum bogdaniiLeymus angustus)

Продуктивность же растительных сообществ является отражением, происходящих в биоценозе процессов т.к. самым тесным образом связана со всеми его внутренними и внешними факторами. Из всего многообразия компонентов биоценоза выделены решающие факторы, которые играют основную роль в части наполнения фитомассы воздействием, на которые можно достигнуть наибольшего эффекта в помещении продуктивности растительных сообществ. Это возможно лишь в результате изучения связей между разными сторонами единого природного процесса.

Для изучения динамики растительности и выявления закономерности взаимоотношении растительности и среды, использован метод экологических профилей, а также зарисовки вертикальных и горизонтальных проекций.

  Заповедник представляет собой своеобразный во флористическом отношении территорию. Растительность изучалась по всей территории заповедника методом маршрутных и полустационарных исследований на 8 постоянных ключевых участках, характеризующих основные ландшафты.

Зональным типом растительности являются степи. Стационарное изучение луговых и степных растительности проводились в течение вегетационных периодов на участках размером 100 м2. Степные сообщества, псаммофитные и гемипсамофитные расположены на супесчаных, песчаных и рыхлопесчаных почвах. В зависимости от литоэдафических условий экотопов, степные участки образуют различные сочетания с кустарниковыми зарослями, луговыми сообществами по понижениям, а также с разнообразными галофитными комплексами на почвах различного уровня и состава засоленности.

Бишагашское лесничество

Обследовано 15 кварталов. Рельеф волнистый из-за чередований барханов и понижений. Барханный рельеф выражен хорошо. На территории Бишагашского лесничества находятся озера Сарымоин, Жарколь, по окраинам озер луговые сообщества тростника и пырея.

При анализе видового состава растительных сообществ, произрастающих на супесчаной и песчаной почвах Бишагашского лесничества, отмечается его сравнительная бедность.

Степной тип растительности характеризуется преобладанием травянистых ксерофильных многолетних растений, преимущественно дерновинных злаков.

Наурзумское лесничество

Описание работ проводилось в Наурзумском лесничестве в 30 кварталах. Очень большая разница в рельефе, а, следовательно, и во влажности, что резко сказывается на травянистой растительности. В связи с недостаточностью влаги и бедностью почвы, корневые системы растений песчаной степи необычайно мощные. Корни растений, наземные части не превышают 30-40 см., корни проникают на глубину до 1,5 м.

Степь южнее бора, граничащая с озером Аксуат и Наурзум - Карасу имеет другой характер. На этой плоской равнине совершенно другая растительность, чем растительность песчаной степи. Ближе к Карасу большая часть степи занята комплексной растительностью, что объясняется большим разнообразием почв степного засоления и увлажнения.

Растительность урочища Терсек-Карагай

В Терсек-Карагае отмечается кальцефитные, псаммофитные, гемипсаммофитные, пустынно-степная и луговая растительность. Степные участки представлены растительностью плакорных равнин на карбонатных каштановых почвах и серийными сообществами склонов плато, сложенных или подстилаемых третичными гипсоновыми отложениями.

Растительность Сыпсын-Агаш

Было проведено геоботаническое описание фитоценозов степей Сыпсын-Агаша. Обследовано 19 кварталов, заложена 114 площадей размером 100 м2, описание было проведено с учетом обилия по Друде и определение проективного покрытия, определены основные категории фитоценозов.

По сравнению с 70 годами, когда лесоустроительная экспедиция проводила исследования, произошли сукцессионные изменения, здесь были соры, рядом водоем небольшой 10х5 м, а сейчас комплексная степь. Кокпеково-биюргуновая, абионово-полынная, чисто степной участок. Вокруг спирейники, березовые колки.

В Сыпсыне много соров, занимающие наиболее глубокие понижения. В лесу много тростника. Из кустарников преобладают шиповник, ива сибирская, ива пепельно-серая, ива каспийская и жимолость татарская.

Познание сезонности развития растений - одно из необходимых звеньев в изучении флоры и растительности. Большинство степных сообществ полидоминантно. Количественная характеристика отдельных компонентов сообществ колеблется на протяжении вегетационного периода. Наблюдения за динамикой травостоя степных сообществ были выбраны в наиболее широко распространенном типе степей.

В год закладки 1987 г. была таволгово-ковыльная ассоциация, включения галофильных и псаммофильных растений. На данный момент произошли изменения разнотравно-таволгово-типчаковая ассоциация, в предыдущие годы была лучшая подпитка, соли вымывались мелкоземом, испытывалась остаточная солонцеватость, а в последние годы количество поступления атмосферных осадков улучшилось. Разнотравье уступило более солеустойчивым видам, изменились условия увлажнения. Создавшиеся экологические условия вызвали резкое увеличение и галофитных растений, которая стала субдоминантом.

Участки мониторинга заложены в 4-х ассоциациях, характеризующих основные типы зональной степной растительности: разнотравно-ковыльной, разнотравно-овсянницево-перистоковыльной, таволгово-ковыльной и ковыльно-овсянницево-полынной. В них изучено флористическое разнообразие, фенология доминирующих видов и сообществ, их структура, продуктивность, а также экологические условия местообитаний как в сезонном аспекте, так и в разногодичном.

Растительный покров в степях следует климату. Красочные заросли разнотравья в степи образуют таволги, шалфеи и другие представители разнотравья. Рисунки и краски степного покрова очень непостоянны. Они сменяют друг друга как в калейдоскопе, в течении лета 8 аспектов.

Пробуждение степи происходит в середине марта 27.03., вегетации злаков, полыней. В последние годы весна бывает ранняя. 28.03 – цветение прострела, адониса.

Фенологическое развитие ассоциации характеризуется следующими особенностями. В смене аспектов выделяются 4 периода:

  1. красочный, весенний – вегетативное развитие злаков и весеннего и летнего разнотравья;
  2. весеннее – раннелетнее – начало генеративного развития основной массы злаков и разнотравья первой половины лета;
  3. первая половина лета – массовое цветение злаков и разнотравья первой половины лета.
  4. первая половина лета – массовое цветение злаков и разнотравья первой половине лета, господство в аспектах сложноцветных, высыхание травостоя.
  • Выводы: За последние 10 лет установлено, что незначительные изменения флористического состава и структуры сообществ обусловлены разногодичной динамикой метеорологических факторов и укладываются в диапазон циклических флюктуаций.

Направленных смен растительности и потери видового разнообразия не наблюдается.

  • Анализ многолетних наблюдений по динамике растительности в Наурзумском заповеднике показал, что в последние годы в силу экономических трудностей и уменьшению антропогенного пресса со стороны сопредельных территорий повсеместно наблюдается восстановление травянистой растительности и увеличение флористического разнообразия сообществ, что свидетельствует о хорошем состоянии и нормальном функционировании растительных сообществ в условиях режима охраны.
  • По проводимым исследованиям, по установлению рядов трансформации псаммофитной растительности под влиянием природных и антропогенных факторов, по изучению зарастания динамических неустойчивых песчаных субстратов, возникающих в связи с техногенным воздействием и познанием пирогенных систем, изучается продуктивность надземной фитомассы в основных травяных фитоценозах заповедника.
  • Изучены характеристики рельефа, описания почвенных разрезов, составлены флористические списки мониторинговых ассоциаций, что дает представление о взаимосвязи растительности с экологическими условиями. Разнообразие растительности изучено в границах территории заповедника и представлено в виде базы данных полевых описаний с их координатными привязками, что очень важно для дальнейшего мониторинга и сравнительного анализа биоразнообразия.

Наурзумский государственный природный заповедник – уголок уникальной, живописной природы – уникальное достояние района, от сохранности которого зависит социально–экономическое и экологическое благополучие населения.

Заповедник представляет собой охраняемую природную территорию со статусом природоохранного учреждения республиканского значения с заповедным режимом охраны, предназначенного для сохранения в естественном состоянии типичных редких и уникальных природных комплексов со всей совокупностью компонентов. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абдуллина С.А. Список сосудистых растений Казахстана. Алматы, 1999. 187 с.
  2. Бейдеман И.Н. Методика изучения фенологии растений и растительных сообществ. Новосибирск: «Наука», 1974. С 155.
  3. Быков Б.А. Геоботаника. Алма-Ата, 1978.
  4. Карамышева З.В., Рачковская В.И. Ботаническая география степной части Центрального Казахстана. 1973. С. 279.
  5. Определитель растений Казахстана. Т. 1, 2.
  6. Летопись природы / Ответственные исполнители: отдел науки, отдел экопросвещения, госинспектора. 2016. С. 31.