ФРАГМЕНТЫ КАМЕНИСТЫХ СТЕПЕЙ КАРСТОВЫХ ЛАНДШАФТОВ САМАРСКОГО ВЫСОКОГО ЗАВОЛЖЬЯ
Растительность каменистых степей, развивающаяся на карбонатных субстратах, имеет специфические черты и характеризуется прерывистым распространением и небольшими площадями. В пределах Самарской области такие степи встречаются в Жигулёвских горах, на склонах Общего Сырта и на отрогах Бугульминско-Белебеевской возвышенности [3]. Последний район нередко называют Самарским Высоким Заволжьем. В его состав входит Сокско-Сургутское междуречье, ставшее объектом наших исследований. Карстовые формы рельефа здесь распространены очень неравномерно. Они в основном сконцентрированы на ограниченных по площади участках, составляющих 10-20% территории района. Выделяются густые скопления воронок, являющиеся узлами развития карста. В итоге формируются карстовые поля, насчитывающие от 50 до 200 воронок, при этом их плотность превышает 50 на 1 км2. Кроме того, в пределах карстовых полей имеются западины и замкнутые впадины, тоже возможно карстового происхождения; имеются также карстовые озёра. В результате слияния большого числа воронок могут образоваться карстовые котловины. Вблизи от карстовых полей воронки, и другие карстовые формы рельефа распространены довольно часто. На остальной же территории, составляющей около 80% от площади района, лишь очень редко встречаются мелкими группами и в одиночку небольшие старые воронки и западины. Плотность их для этих территорий составляет 1-3 воронки на 1 км2.
По предварительным подсчётам, в районе Сокско-Сургутского междуречья на площади 1220 км2 имеется около 1500 карстовых воронок, не считая западин и впадин неясного происхождения. Диаметр воронок обычно составляет 6-25 м и реже – 30-40 м. Глубина их 3–5 м, реже достигает 6-10 м. Отдельные воронки, особенно в районе Якушкинского нефтяного промысла, имеют диаметр 100 м и более, и глубину до 25 м. По форме они довольно разнообразны. Большинство их чашеобразной формы, которая характеризуется сравнительно крутыми склонами (30-450), широким вогнутым дном и отношением глубины к диаметру от 1/4 до 1/10. Распространены также блюдцеобразные воронки, имеющие пологие склоны и отношение глубины к диаметру менее 1/10. Они в основном задернованы и имеют в той или иной степени сглаженные очертания. Для конусообразных карстовых воронок характерны крутые склоны (60-750), узкое дно и отношение глубины к диаметру ?-1/4. Кроме того, можно выделить промежуточные и специфические формы карстовых воронок.
Карстовые поля по местоположению подразделяются на пойменные, надпойменных террас и водораздельных склонов. Их растительный покров слагается водными, степными и лесными сообществами, поэтому они обладают высокой ландшафтообразующей ролью и формируют такие типы ландшафтов, как карстовые. Своеобразие растительного покрова карстовых ландшафтов связано с гидрологическим режимом, структурой материнских пород, механическим составом, физическими свойствами и толщиной почвенного слоя, наклоном и экспозицией склонов и их микрозональностью. Это подтверждают флористические и фитоценотические исследования разных по генезису карстовых воронок как наиболее ярко выраженных элементов данных ландшафтов [2].
В современный период резкого сокращения природных экосистем и падения их природно-ресурсного потенциала карстовые ландшафты становятся местами, где происходит сосредоточение нетронутых участков растительного покрова, включая и животное население. Резкие расчленения мезорельефа отрицательными формами делают карстовые ландшафты практически недоступными для деятельности человека. Поэтому они выступают в качестве резерватов для отдельных редких и исчезающих видов растений и животных, а также способствуют сохранению отдельных участков зональных ландшафтных комплексов. К ним относятся фрагменты каменистых степей, широко представленных на сухих, сильно трещиноватых щебневатых субстратах прибровочных склонов южных и северных экспозиций конусообразных и чашеобразных карстовых воронок со слаборазвитыми почвами, которые представлены в основном среднещебневатым остаточно-карбонатным маломощным выщелоченным чернозёмом. Ниже приведён предварительный список растительных сообществ фрагментов каменистых степей карстовых ландшафтов Самарского Высокого Заволжья.
Класс Festuco-Brometea Br.–Bl. et Tx. 1943
Порядок Helictotricho-Stipetalia Toman 1969 em. Saitov in Saitov et Mirkin 1991.
Союз Centaurenion sumensis Golub et al. 1995
Асс. Scabioso-Asteretum alpini Czerepnin in Golub et al. 1995
Асс. Galio-Caraganetum fruticis Golub et al. 1995
Субасс. Galio-Caraganetum fruticis typicum Czerepnin 1941 in Golub et al. 1995
Субасс. Galio-Caraganetum fruticis centauretosum ruthenici Czerepnin in Golub et al. 1995
Асс. Pimpinello-Feruletum tataricae Czerepnin in Golub et al. 1995
Союз?
Асс. Potentillo argenteae-Stipetum capillatae ass. prov. nov.
Субасс. Potentillo argenteae–Stipetum capillatae typicum subass. prov. nov.
Субасс. Potentillo argenteae–Stipetum capillatae scorzoneretosum subass. prov. nov.
Субасс. Potentillo argenteae–Stipetum capillatae potentilletosum humifusae subass. prov. nov.
Асс. Achilleo setaceae–Gypsophyletum paniculatae ass. prov. nov.
Асс. Scorzonero hispanicae-Odontitetum vulgaris ass. prov. nov.
Асс. Verbasco orientalis–Festucetum valesiacae ass. prov. nov.
Асс. Sileno viscosae-Artemisietum campestris ass. prov. nov.
Асс. Scorzonero hispanicae-Odontitetum vulgaris ass. prov. nov.
Асс. Globulario punctatae–Potentilletum arenariae ass. prov. nov.
Асс. Salvio pratensis-Genistetum tinctoriae ass. prov. nov.
Aсс. Festuco valesiacae-Salvietum tesquicolae ass. prov. nov.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голуб В.Б., Саксонов С.В., Ужамецкая Е.А. Характеристика каменистых степей Жигулёвских гор (по материалам исследований Л.М. Черепнина) // Бюлл. Самарская Лука № 6-95. Самара, 1995. – С. 73-96.
2. Митрошенкова А.Е. Роль карстовых ландшафтов Самарского Заволжья в сохранении природного биоразнообразия // Биоразнообразие и биоресурсы Урала и сопредельных территорий. Материалы международной науч. конф. – Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2001. – С. 131-132.
3. Природа Куйбушевской области // Сост. М.С. Горелов, В.И. Матвеев, А.А. Устинова. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – 464 с.