ГРАНИЦА ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ПО РЕКЕ БЕРДЯНКА 

THE BORDER OF THE ORENBURG COSSACK ARMY ON THE RIVER BERDYANKA 

А.М. Тюрин

A.M. Tyurin 

ООО «ВолгоУралНИПИгаз» (Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 20) 

ООО «VolgoUralNIPIgaz» (Russia, 460000, Orenburg, Pushkinskaya Str., 20)

e-mail: tiurin2007@rambler.ru

 

Приведено местоположение и основные характеристики двух форпостов оренбургских казаков на реке Бердянка (левый приток Урала, Оренбургская область) – Красноярского и Озерного. Их рекомендовано включить в охраняемые археологические объекты Оренбургской области.

It’s given the location and main characteristics of the two outposts of the Orenburg Cossacks on the Berdyanka river (left tributary of the Ural, Orenburg region), Krasnoyarsk and Ozerniy. It’s recommended to include them in the protected archaeological sites of Orenburg region. 

К середине XVIII в. сложилась Оренбургская укрепленная линия. Ее общая протяженность от Гурьева до Звериноголовской крепости составляла около 2500 км. Это была система крепостей, форпостов, редутов и казачьих поселений по рекам Урал, Уй и Тобол.

В начале XIX в. был разработан план переноса границы Оренбургского казачьего войска на реку Илек. Его реализация начата в 1811 г. По Илеку была создана Новоилекская линия. Бердянско-Куралинская линия соединяла ее с Оренбургской. Первая проходила от устья Илека (Илецкий городок) до впадения в него правого притока – Куралы. На ней построено шесть форпостов: Линевский, Новоилецкий, Буранный, Изобильный, Ветлянский и Угольный [5]. Они были укреплены рвами и валами, внутри последних имелось по 12 землянок для людей [6, с. 15]. Между форпостами построены редуты. Бердянско-Куралинская линия шла от устья Куралы, до устья Бердянки. Между верховьями двух рек имелся ее небольшой сухопутный участок. На Бердянке основана крепость Бердянка и редут Ханский. Позднее на этой линии были созданы форпосты Куралинский, Полукуралинский, Прохладный, Озерный, Красноярский, Рудничный (Половинный), Бердянский № 1. На месте некоторых из них возникли казацкие поселки.

По нормативным документам, справочникам, публикациям, картографическим данным, результатам анализа космофотоснимков (КФС) и натурных исследований в бассейне Бердянки изучены остатки форпостов казаков, их поселков и кард (рис. 1). Фактические данные по формированию поселений Оренбургского и Соль-Илецкого районов собрал и обобщил оренбургский краевед П.Л. Дреев [3]. Мной выполнена их частичная выверка. Координаты рассматриваемых объектов указаны в скобках в формате google.ru/maps. 

Рисунок 1. Бассейн реки Бердянка (левый приток Урала).

Поселки, исторические объекты и мусульманские кладбища. 1 – реки; 2 – временные водотоки; 3 – крутые обрывы; 4 – поселки; 5 – дороги; 6 – Оренбургская линия; 7 – форпосты; 8 – медный рудник Сайгачий; 9 – курганные могильники и одиночные курганы; 10 – охраняемые объекты культурного наследия; 11 – курганные могильники, изученные раскопками; 12 – мусульманские кладбища; 13 – карды; 14 – караванная и скотопрогонная дорога. Стрелками с номерами на планах объектов показаны: 1 – валы и канавы; 2 – вход; 3 – ямы от колодцев; 4 – ямы от землянок. Курганные могильники и одиночные (О) курганы памятники археологии, привязанные к поселкам: Чкалов (Ч), Благославенка (Б-1, Б-1-О, Б-3-О), Бердянка (Бр-1, Бр-2, Бр-3, Бр-4, Бр-5), Паника (П-О), Михайловский (М), Беляевка (Бл-1, Бл-2, Бл-3, Бл-4, Бл-2-О). Остальные курганные могильники нанесены А.М. Тюриным

 

Казачий поселок Благославенка основан в 1832 г. на месте форпоста Бердянский № 1. Входил в станицу Оренбургская. Кроме него в станицу входили казаки Фортштата (предместье Оренбурга) и поселка Берды. Первыми жителями Благословенки были казаки, переведенные сюда из Фортштата. «Затем стали прибывать крестьяне, в основном из с. Исаево-Дедово (сейчас с. Октябрьское Октябрьского района), переселенцы из Тамбовской губернии; частично здесь осели украинцы (из станицы Островной) и мордовские (саврушинские) крестьяне» [3]. Переселенцы зачислялись в казачье сословие. По состоянию на 1866 г. в поселке имелось 97 дворов, 767 душ, на 1891 г. – 140 дворов, 991 душа, на 1926 г. – 239 дворов, 1003 души.

С определением местоположения форпоста Рудниковский (Половинный) имеются проблемы. Судя по названию, он должен быть около рудника Сайгачьего. В публикации [7] отмечено, что у форпоста находился пикет казаков, на котором производилось исчисление скота и вещей казахов, следовавших в Меновой двор. На карте [4] показаны караванная дорога и проезжие дороги, сходящиеся на правом берегу Бердянки. Эта точка расположена рядом с рудником Сайгачий. Скорее всего, караванная дорога соответствует скотопрогонной дороге из Тургайской области. По ней казахи перегоняли скот в Меновой двор. Таким образом, вблизи рудника должны быть остатки поселения рудокопов, форпоста и внутреннего таможенного пункта. Они пока не найдены.

Сведений о начальном этапе существования поселка Бердянский не имеется. Расположен он примерно на том месте, где на карте 1854 г. [2] показан форпост Бердянский. Расстояние от последнего до форпоста Ханский – 21 верста [1], что соответствует расстоянию от остатков одноименного поселка до центра Бердянки.

Казачий поселок Красноярский возник в 80-х годах XIX в. вблизи одноименного форпоста. По состоянию на 1891 г. – 35 дворов, 218 душ. По состоянию на 1926 г. – 99 дворов, 515 душ. В 80-х годах прошлого века поселок прекратил свое существование. Часть жителей переехала в Пугачевский. Сегодня на его месте остатки жилых домов и бетонного фундамента фермы. Сохранилось кладбище.

Сообщений о конкретном местоположении форпоста Красноярский на краеведческих сайтах не имеется. Остатки его сооружений найдены мной по КФС. Они «подчеркнуты» не растаявшим снегом. Находятся в 600 м севернее бывшего одноименного поселка, в 430 м к западу от русла Бердянки. Это место было ближним пастбищем скота жителей поселка. Поэтому вал форпоста «затоптан». Ранней весной копыта коров проваливаются во влажный грунт на глубину до 15 см. Высота остатков вала сегодня примерно 40 см. Верхняя их часть плоская. Глубина канавы (остатки рва) 30-40 см. Вал и ров в плане имеют форму почти правильного квадрата со стороной 60 м (по внешней кромке канавы). Вход был с восточной стороны. Внутри вала впадины от восьми полуземлянок. Колодец находился за пределами огороженной им территории.

Форпост Ханский основан в 1811 г. Назван по близлежащей горе Ханская могила (сегодня она называется Змеиной). Одноименный казачий хутор (выселок) возник здесь после 1834 г. По состоянию на 1866 г. – 9 дворов, 48 душ, на 1923 г. – 13 дворов, 98 душ. Сегодня остатки его строений находятся на левом берегу Бердянки напротив поселка Михайловский. Форпост Ханский не найден.

Форпост Озерный хорошо сохранился. Функционально это редут. Глубина рва более метра, высота вала над его дном 2,0-2,3 м. В плане это почти правильный квадрат со стороной 65 м. Расстояние от реки Бердянка 130 м. Внутри ямы от колодца и землянок. Примерно в центре форпоста имеется раскопанный участок. Грунт (культурный слой) содержит песок и большое количество костей домашних животных. Такое же строение имеет и форпост Полукуралинский (?) на правом берегу Куралы (51.203512, 55.446708).

По состоянию на 1914 г. на левом берегу Бердянки было три казачьих поселка: Благославенка (станица Оренбургская), Красноярский (станица Павловская) и Ханский (станица Богуславская). На Курале – Прохладный (станица Богуславская). Все советуют форпостам.

У оренбургских казаков Новолинейного района (Южное Зауралье) было две технологии содержания скота [9]. Первая – пастбищно-стойловая. В теплый период года скот выпасался на пастбищах под присмотром пастухов, а на зиму переводился в хозяйства казаков – «в срубные, саманные, каменные, плетневые хлева и конюшни, в загородку из жердей (карда)» (с. 267). Зимой основным кормом животных было сено и зерно (овес, ячмень, рожь). Вторая технология не предусматривала перевод скота в зимний период в поселки. Табуны коней и овец круглый год выпасались на пастбищах. Зимой тебеневали. У казаков были летовки и зимовки. Нередко там сооружали временные и постоянные жилища и хозяйственные постройки. Были и хлебопекарные печи. На летовках часто жила вся семья. «С собой вывозили даже домашнюю птицу» (с. 268). На зимовках оставляли молодых казаков и наемных работников. Лошади казаков были монгольской породы (башкирские или киргизские), низкорослые, но выносливые, приспособленные для верховой езды. Крупный рогатый скот был калмыцкой или киргизской породы мясного направления. Его называли «линейным» (его держали казаки Новолинейного района). Главное, этот скот не нуждался в стойловом содержании зимой. Предполагаю, что такие же технологии содержания скота были и в Новоилецком районе.

Автор публикации [8] приводит свидетельство Д.К. Зеленина (1905 г.): «В Нежинке и других соседних поселках обведенные глубоким рвом карды расположены группами в степи около селения». Карда – это скотный двор. Он может быть расположен рядом с домом, рядом с поселком или на удалении от него на несколько километров. Можно почти однозначно утверждать, что глубокий ров – это противопожарное сооружение. Сегодня Нежинка (расположена на левом берегу Урала почти напротив устья Бердянки) – большой пригородный поселок Оренбурга. Территория севернее него вовлечена в интенсивную хозяйственную деятельность. Мне не удалось по КФС найти остатки казачьих кард.

Карды жителей поселка Красноярского находятся рядом с ним, сразу за промоиной, ограничивающей поселок с юга. Это соответствует кардам поселка Нежинка начала XX в. Но высота их валов и глубина канав не более 50 см. Глубоких рвов здесь не имелось. По моему мнению, каждая карда принадлежала конкретной семье. На валах стоял забор из жердей или плетни. Внутри кард содержался скот. Отходы жизнедеятельности животных зимой из карды не убирались. Они замерзали. Весной скот переводился в другой загон. К началу лета навоз в карде немного подсыхал, образуя слой толщиной 20-40 см. Его нарезали лопатой на прямоугольные брикеты и досушивали. Получался кизяк самого высокого качества. То есть, невысокий вал вокруг карды весной не давал навозу «расползаться» за ее пределы. Эта технология производства кизяка применяется и сегодня. В одном из киргизских поселков Чаткальской долины (Кыргызстан, 2016 г.) на зимних скотных дворах я видел брикеты кизяка на просушке. Часть не вывезенных брикетов кизяка находится на летовке на горе Змеиная (51.444778, 55.446755). Информатор сообщил, что его заготовляли для топки бань.

На 3,8 км южнее поселка Бердянский находятся остатки карды (К-2), строение которой принципиально отличалось от кард поселка Красноярский. Расположена на самом краю надпойменной террасы, к которой «прижата» старица. Ширина поймы Бердянки на широте карды от 1,0 до 1,5 км. Высота валов над дном канав примерно 1,3 м. Форма валов и канав в плане почти квадратная. Размеры карды по внешнему краю канавы примерно 60 м. Но со стороны склона террасы вал отсутствует. К канаве с южной стороны карды приурочена глубокая промоина. Четко фиксируются вход в карду и яма на месте колодца. По «осеннему» КФС просматриваются контуры остатков прямоугольного строения. Ему соответствует небольшое возвышение. Рядом с кардой находятся несколько ям на месте землянок. Сведений о времени ее функционирования не имеется. Скорее всего, вал и канава являлись противопожарным сооружением. Наличие рядом с кардой землянок свидетельствует о том, что это карда-зимовка. Колодец в карде – совершенно необходимый элемент. Скот нужно поить водой. Доставлять воду из проруби – крайне трудозатратно.

Форпосты Красноярский и Озерный являются культурным наследием. Их рекомендуется включить в охраняемые археологические объекты Оренбургской области. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бларамберг И.Ф. Воспоминания. М.: Наука, 1978, 357с.
  2. Генеральная карта Оренбургского края. 1854 г. http://www.etomesto.ru/map-orenburg_kray-1851-1854/
  3. Дреев П.Л. Личный сайт краеведа. http://dreev.ucoz.ru/ Разделы: «Топонимика Оренбургского района» и «Топонимика Соль-Илецкого района».
  4. Карта Тургайско-Уральского переселенческого района Актюбинского уезда Тургайской области. 1905 г. http://www.etomesto.ru/map-kazakhstan_aktyubinsk_aktubinskiy-uezd-1905/
  5. Кортунов А.И. Динамика численности и национального состава Оренбургского казачьего войска в первой половине XIX в. // Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона. 2012. С.13-22.
  6. Кортунов А.И. Создание Новоилецкого района Оренбургского казачьего войска и особенности его заселения в первой половине XIX века. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013, Т.15. № 5-1. С.12-18.
  7. Лысенко Ю.А., Анисимова И.В., Тарасова Е.В., Стурова М.В. Традиционное казахское общество в национальной политике российской империи: концептуальные основы и механизмы реализации (XIX – начало ХХ в.). Барнаул, 2014.
  8. Рыбалко А.А. Традиционная архитектура оренбургских казаков (вторая половина XIX – начало ХХ века): дис. … канд. истор. наук. Челябинск, 2007. 194с.
  9. Халиков Н.А. Традиционное хозяйство татар-казаков Южного Урала (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Средневековые тюрко-татарские государства. 2016. № 8. С.264-271.