ХВОЙНЫЕ ПОРОДЫ В УСЛОВИЯХ БУЗУЛУКСКОГО БОРА

 

Бузулукский бор – сосновый лес, расположенный в западной части Общесыртово-Предуральской возвышенной степной провинции, находящийся в обширной приречной котловине. Формирование рельефа бора, с характерными для него дюнами и гривами, началось несколько сотен тысяч лет назад, в результате динамики древних рек и Каспийского моря. Развитие бугристо-песчаного ландшафта в благоприятных гидрогеологических и климатических условиях привело к тому, что на песках котловины поселилась сосна [3]. Pinus sylvestris L. – основная лесообразующая порода Бузулукского бора, которая занимает более возвышенные участки рельефа. Лиственные породы занимают понижения, главным образом на пойменной и припойменной террасах вдоль рек, а также по окраине бора, образуя некий переход от степи к лесу.
Бузулукский бор с давних пор привлекает внимание ученых и является "Меккой" не только русских лесоводов, но и мировым эталоном, по которому разрабатывалась лесная типология в других странах мира. Кроме большой научной значимости бор высоко ценится с хозяйственной точки зрения.
В 30-50 годы ХХ столетия одной из ведущих идей биологической науки была непримиримая борьба между лесом и степью. Известно, что оптимальная лесистость бора колебалась от 50 до 75%, о чем в своих трудах упоминал Г.Н. Высоцкий [1]. На территории лесного массива, развивающегося в экстремальных условиях аридного климата степей, всегда существовали большие остепненные поляны, опушки, безлесные гари. Не смотря на это министерством лесного хозяйства СССР в 1927 г. была поставлена задача облесить все старые гари и «пустыри». В результате лесопокрытая площадь в бору ныне составляет около 93%.
В результате проведенных работ в бору возникли чрезвычайно густые частые посадки сосны, до 40,0 тыс. штук на гектар. Для природных лесных экосистем это не характерно, как не бывает в природе многочисленных, одновозрастных насаждений. Это привело к тому, что искусственно созданные посадки были больше подвержены различным заболеваниям и воздействию пирогенного фактора.
С целью повышения устойчивости к вредителям и заболеваниям сосновых культур, а также для создания защитного полога молодого подроста сосны участниками научно-исследовательской экспедиции в 1926–1927 гг. была заявлена необходимость введения интродуцентов в посадки Бузулукского бора.
Интерес к интродукции возник гораздо раньше, в конце XIX начале ХХ вв., но не в промышленных, а скорее в научных целях. В Бузулукском бору более 60 тысяч гектаров занимают пески, мощность которых местами достигает 90 метров. Наиболее оптимальными условиями для хвойных являются местообитания, где в течение всего вегетативного периода имеется легко абсорбируемая почвенная влага, с атмосферными условиями, ухудшающими транспирацию. Поэтому особое внимание при интродукции уделялось именно хвойным растениям.
Большой интерес к экспериментальным насаждениям в Бузулкском бору проявлял Е.Д. Годнев [2]. Он исследовал дореволюционные посадки проведенные А.П. Тольским в 1910 – 1912 гг. и отметил, что на опытном дендрологическом участке, на 1927 г. в удовлетворительном состоянии сохранились: Larix sibirica Ledeb, L. europea L., Pinus sibirica (Rupr.) Du Tour., а также Juniperus communis L. и J. sabina L. В угнетенном состоянии нашел: Pinus montana Mill., P. Banksiana Lamb., P. austriaca Hoёss., P. strobus L.
С целью накопления материала по вопросу испытания культур на различных типах бора с 1928 по 1939 гг., Боровым лесным опытным пунктом ВНИИЛХ было испытано 199 видов и разновидностей древесно-кустарниковых пород, среди которых было немалое количество хвойных растений. Интродуцируемый материал был доставлен с разных районов СССР и зарубежья, поэтому некоторые породы являлись экзотами для данной территории. Тем не менее, большое внимание уделялось именно хвойным породам, которые по определению были более приспособлены к условиям Бузулукского бора. Е.Д. Годнев наблюдая за развитием посадок, в последствии выявил, что лимитирующим фактором их развития был температурный режим. На основании этого им были выделены группы пород по морозостойкости. Ниже приведены хвойные породы (на 1927 г.) по группам перезимования. Указано место получения опытного образца, а в скобках – место его происхождения.
Породы, имеющие балл перезимования I (достаточно морозостойкие)
Abies balsamea (L.) Mill. - Пихта бальзамическая – Институт прикладной ботаники и новых культур (Украина).
Larix deciduas Mill. (Larix europea DC.) – Лиственница европейская – Бузулукский бор (Бузулукский бор).
L. gmelinii (Rupr.) Rupr. (Larix dahurica Turcz.) – Л. Гмелина – Хабаровск (Дальневосточный край).
L. sibirica Ledeb. - Л. сибирская – Институт прикладной ботаники и новых культур (Урал).
Picea abies (L.) Karst. (Picea excelsa (Lam.) Link.) - Ель обыкновенная – Урал (Урал).
P. сanadensis (Mill.) Britt. – Е. канадская – Институт прикладной ботаники и новых культур (Северная Америка).
Pinus Banksiana Lamb. - Сосна Банкса – Бузулукский бор (реинтродукция из предыдущих посадок).
P. funebris Kom. – С. могильная – Хабаровск (Дальневосточный край).
P. strobus L. – С. Веймутова – Неизвестно (неизвестно).
Породы, имеющие балл перезимования II (частично III)
Abies concolor Lindl. - Пихта одноцветковая – Институт прикладной ботаники и новых культур (Чехословакия).
A. holophylla Maxim. – П. цельнолистная – Киев (Украина).
Pinus abies (L.) Karst. (Pinus exscelsa (Lam.) Link) - Сосна гималайская – Институт прикладной ботаники и новых культур (Северная Америка).
P. pallasiana D. Don (Pinus nigra subsp. pallasiana (D. Don) Holmboё) - Сосна крымская – Ялта (Ялта).
P. resinosa Sol. - Сосна смолистая – Институт прикладной ботаники и новых культур (Филадельфия).
Pseudotsuga menziesii (Mirb.) Franco (Pseudotsuga Douglasii (Sabine ex D. Don) Carr.) - Пихта Дугласова (голубая) – Институт прикладной ботаники и новых культур (Филадельфия); Институт прикладной ботаники и новых культур (Канада).
Породы, имеющие балл перезимования III и IV
Juniperus virginiana L. - Можжевельник виргинский – Институт прикладной ботаники и новых культур (Украина, Криворожье).
Породы, имеющие балл перезимования V
Picea sitchensis Carr. - Ель ситковая – Институт прикладной ботаники и новых культур (Северная Америка).
Pinus ponderosa f. scopulorum Eng. - Сосна желтая – Киев (неизвестно).
Породы, погибшие от весенних и осенних заморозков
Juniperus excelsa Bieb. - Можжевельник высокий – Туркестан (Туркестан).
J. polycarpos C. Koch – М. многоплодный или восточный – Всесоюзный институт растениеводства (Дальневосточный край).
Более поздние данные об особенностях развитии интродуцентов отсутствуют, поскольку исследования того времени отошли на второй план, в связи с интенсивной эксплуатацией бора в промышленных целях что связанно с мощной эксплуатацией Бузулукского бора в промышленных целях (рубки, разведка и добыча нефти).
На сегодняшний день мы находим в Бузулукском бору отдельные экземпляры Pinus sibirica, Juniperus communis, Picea abies, хорошо сохранившиеся посадки Larix sibirica, которые стали неотъемлемой частью флоры лесного массива. Тем не менее, это небольшая часть от всего количества интродуцированных хвойных пород, и свидетельство того, что экологические условия, сложившиеся в Бузулукском бору достаточно специфичны.
На территории Бузулукского бора по-прежнему ведутся работы по выращиванию сосны, но, учитывая опыт предыдущих поколений, в них не проявляется агрессивный характер борьбы с необлесенными участками, применяются новые наиболее обоснованные методы и подходы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Высоцкий Г.Н. Бузулукский бор и его окрестности / Между долинами рек Кинели и Самары. – Л., 1909. – Вып. 10. – С. 1133 –1178.
2. Годнев Е.Д. Опыты по разведению экзотов в Бузулукском бору //Бузулукский бор: общий очерк и лесные культуры. – М-Л., 1949. – Т 1. – С. 98–142 .
3. Чибилёв А.А. Бузулукский бор. – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2001

Н.О. Кин, П.В. Вельмовский