УДК 902.2; 338.482.22
DOI: 10.24412/cl-37200-2024-1013-1020
ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ СРЕДНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ ТЕЕТКАН (ЧЕСМЕНСКИЙ РАЙОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ) И ЕГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL LANDSCAPE IN THE MIDDLE PART OF TEETKAN RIVER (CHESMA DISTRICT OF CHELYABINSK REGION) AND ITS TOURIST AND RECREATIONAL CAPABILITY
Петрова Л.Ю.1, Закирова А.С.2
Petrova L.Yu.1, Zakirova A.S.2
1Чесменский историко-краеведческий музей им. А.Н. Беликова, Чесма, Россия
2Музей-заповедник «Аркаим», Челябинск, Россия
1Chesma Historical and Local-Historical Museum of A.N. Belikov, Chesma, Russia
2Museum and Reserve «Arkaim», Chelyabinsk, Russia
E-mail: 1chesmamuzey@yandex.ru, 2center_arkaim@mail.ru
Аннотация. Археологический туризм – одно из перспективных направлений регионального туризма, интенсивно развивающееся в последние годы. В Чесменском районе Челябинской области реализуются программы по изучению и популяризации археологических и этнографических объектов. Одна из перспективных для развития археологического туризма территорий – долина реки Тееткан в окрестностях поселка Редутово. Здесь изучено более 20 объектов археологии и этнографии различных типов и исторических периодов: поселения эпохи бронзы, менгир, могильники и одиночные курганы раннего железного века и средневековья, казахские поселения (аулы) и связанные с ними кладбища (зираты) Нового времени; русские приисковые поселки начала XX века. С каждым местом связаны легенды о природных духах и обряды, проводимые местными жителями вплоть до настоящего времени. Природные и культурные объекты интерпретируются населением Редутово в соответствии со своими представлениями о мироустройстве. Благодаря комплексу археологических, этнографических объектов и фольклора окрестности поселка Редутово рассматриваются как территория, обладающая значительным туристско-рекреационным потенциалом, и представляющая интерес не только для местного населения, но и для туристов из России и Казахстана.
Ключевые слова: туризм, археология, этнография.
Abstract. Archaeological tourism – one of the promising trend of development in the sphere of local tourism, increasing lately. Some programs studying and popularizing archaeological and ethnographic objects are accepted in Chesma district of Chelyabinsk Region. One of the promising for archaeological tourism territory is an area near Redutovo settlement that is in the Valley of Teetkan River. There are more than 20 archaeological and ethnographic objects studied. These are settlement of the Bronze Age, a menhir, the burial grounds of the Early Iron Age and Middle Ages, Kazakh settlements and cemeteries, Russian settlements of the beginning of XX century. Each location has its legends and rituals that are executed by local habitants nowadays. Residents in Redutovo interpret natural and cultural objects according to their world vision and traditions. Because of archaeological, ethnographic objects and folklore the area around Redutovo can be considered as a territory with great tourist and recreational capability and a territory of interest for many people not only in the region, but also in Russia and Kazakhstan.
Key words: tourism, archaeology, ethnography.
Введение. В последнее время наблюдается рост интереса к развитию местного и регионального туризма, обусловленный повышением спроса на него со стороны населения и туроператоров. Одним из перспективных направлений внутреннего туризма является археологический. В степных регионах Урала имеется опыт как систематизации в туристских целях археологического наследия на уровне региона, так и реализации конкретных проектов [1].
В Челябинской области ярким примером развития археологического туризма является деятельность музея-заповедника «Аркаим».
Опытом работы в сфере археологического и этнографического туризма на муниципальном уровне обладает и Чесменский район Челябинской области, где в 2010 году по инициативе Л.Л. Гайдученко была принята первая в регионе программа по изучению археологических памятников, их популяризации и разработке экскурсионных маршрутов [2], а позднее создано структурное подразделение районного музея – Центр сельского туризма, краеведения и ремесел. На основе раскопок поселения эпохи бронзы Архангельский Прииск в 2010-2013 гг. (авторы раскопок Л.Ю. Петрова, В.А. Куприянов) были организованы маршруты археологического туризма в его традиционном понимании [3], включая целевые экскурсии и волонтёрские программы, которые за 3 года посетили свыше 1000 человек (жители района, области, страны, зарубежья); разработаны и реализованы образовательные программы для детей и подростков. Одним из итогов стало и детальное изучение, систематизация археологических памятников долины реки Черная (правый приток р. Уй), заложившее основу для проведения историко-культурных экскурсий «Река Черная – Река Времени» вне археологических раскопок, в т.ч. на объектах, утративших свою материальность. В течение сезона 2023 года районным музеем здесь реализовано 2514 билетов услуги выездных экскурсий.
В ходе археологических разведок и этнографических исследований в Чесменском районе выявлена еще одна перспективная для развития археологического туризма дестинация, включающая в себя яркие памятники различных эпох в долине реки Тееткан у пос. Редутово. На базе проведенных исследований, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив разработано несколько маршрутов: «Тысячелетия Великой Степи», «Сакральные пространства»,
«Народы степи», включающих в себя археологические памятники, этнографические объекты, национальный (татарский) поселок Редутово с музеефицированной постройкой 1907 года.
В 2023 году окрестности поселка Редутово с памятниками археологии и этноархеологии стали местом проведения акции Российского географического общества «Ночь географии» как территория, наиболее полно демонстрирующая приспособление людей к ландшафту и климату в определенные исторические периоды [4].
По оценке д.и.н., директора Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Александра Дмитриевича Таирова окрестности поселка Редутово интересны тем, что на компактной территории сконцентрированы памятники, охватывающие все исторические эпохи, начиная с каменного века и заканчивая этнографическими объектами. Особенностью местности вокруг поселка является и то, что она хозяйственно используется только для выпаса скота, а потому рельеф сохранился в неизменном виде, в окружении степного ландшафта [5].
В долине реки Тееткан на ее отрезке, прилегающем к Редутово, проводились комплексные археолого-этнографические исследования, результаты которых приведены ниже.
Результаты исследований. В ходе полевых работ изучено более 20 объектов археологии и этнографии различных типов: поселения эпохи бронзы и культовое сооружение – менгир; могильники и одиночные курганы раннего железного века и средневековья; казахские поселения (аулы) и связанные с ними кладбища (зираты) Нового времени; русские приисковые поселки начала XX века (рисунок 1).
Река Тееткан – левобережный приток Верхнего Тогузака (бассейн р. Иртыш), маловодная степная река, на которой располагаются два населенных пункта: Редутово и районный центр Чесма. Русло зарегулировано плотинами.
Древний период обживания людьми долины реки Тееткан представлен памятниками эпохи камня и бронзы: многослойным поселением Тееткан (Редутово 1), на площадке которого также обнаружены следы стоянки каменного века, и менгиром Пастуший Камень. Оба объекта расположены на левом берегу реки: поселение – на вытянутой площадке надпойменной террасы, менгир – на склоне холмистого возвышения, обращенного к реке, к северо-востоку от поселения. Крупный массивный камень, поставленный на ребро, прямоугольной формы, подработан в верхней части за счет скругления углов. Менгир ориентирован по направлению запад – восток с небольшим отклонением. Выступает над поверхностью на высоту 0,9 м. На верхней площадке камня и на широкой грани, обращенной к реке, выбиты надписи начала XX века.
Менгир может рассматриваться одновременно и в качестве объекта этнографии: одиночный камень со следами подработки, поздними выбивками инициалов и дат (начало XX века) расценивается местными жителями как «пастуший камень» («Койшынытас», от қойшының тасы – камень чабанов; также используется вариант, больше относящийся к местности «Малшы» – место, у которого надо искать скот, или просить о его возвращении).
Широко представлены в долине реки Тееткан погребальные сооружения эпохи раннего железа и средневековья: одиночные курганы и могильники. Среди первых наиболее масштабным является курган Уббакуль, расположенный на северо-восточном берегу одноименного озера – мелкого бессточного водоема с котловиной естественного суффозионного происхождения. Земляная насыпь имеет овальную форму, вытянутую по направлению восток-северо-восток – запад-юго-запад. Размеры 29×41 м, высота 1,7 м. На кургане фиксируются многочисленные повреждения: полы срезаны, в центре находится грабительский вкоп – яма размерами 4×8 м и глубиной 0,8 м. Насыпь покрыта многочисленными рытвинами, через вершину проложена полевая дорога.
Рисунок 1. Карта археологических и этноархеологических памятников в окрестностях поселка Редутово.
Могильники зачастую образуют единый комплекс с некрополями Нового времени – казахскими кладбищами-зиратами, причем неподалеку, как правило, находится и одиночный курган раннего железного века. Эта пространственная взаимосвязь погребальных объектов устойчиво повторяется и превращается в некую закономерность, имеющую, вероятно, сакрально-семантический подтекст.
Памятники позднего периода, помимо зиратов, представлены также остатками аулов и небольших поселков, основанных возле приисков по добыче золота. К сожалению, на территории Чесменского района не сохранилось руинированных русских поселений начала XX века – располагаясь на тех же местах, что и современные населенные пункты, они оказались перекрыты более поздними строениями.
В долине реки Тееткан известно несколько зиратов, из которых наибольший интерес с точки зрения археологического туризма представляют Аргын-Зират, Эсперле-Зиртат и Жаманчал-Зират.
Аргын-Зират – заброшенное мусульманское (казахское) кладбище, хорошо известное жителям поселка Редутово. Рядом с ним, в 0,5 км к юго-западу находится сакральное место – Аулие Таш, небольшой скальный выход на берегу р. Тееткан, который является наследием древнего культа мазаров (поклонения святым местам). Зират расположен на холмистом левом берегу реки, в местности открытого характера, со степной растительностью. Высота над урезом воды составляет 20 м. Река в районе памятника протекает в направлении с север-северо-запада на юг-юго-восток; русло широкое, слабо извилистое, с открытой водной гладью. По обоим берегам напротив зирата пойменное пространство широкое, на нем находятся три небольших озера родникового происхождения. Они расположены цепочкой вдоль реки, имеют овальную форму, возле береговой линии густо заросли камышом. Местные жители называют их «занавешенные озера» («Перде-Куль»), вероятно, из-за зарослей камыша, либо из-за частых туманов, наблюдаемых в низине.
В ходе полевого обследования на зирате зафиксировано 61 погребальное сооружение различных типов и хронологических периодов. Они расположены плотно друг к другу, тем не менее, прослеживается несколько нечетко выраженных рядов с общей направленностью северо- запад – юго-восток, что соответствует и ориентировке захоронений. Выявлены следующие виды погребальных сооружений: оградки без стел (41), оградки с анэпиграфными стелами (16), в том числе тамгами (14), захоронения с памятниками с арабографической эпитафикой на старотатарском (4 одиночные стелы). К эпиграфическим памятникам современными жителями поселка делаются небольшие подношения (монеты, конфеты).
Кладбище хорошо задерновано и густо заросло степной растительностью и чилигой, однако оградки и стелы читаются хорошо. Все оградки – овальной (иногда близкой к округлой), квадратной или прямоугольной формы. Согласно материалам землепользования и надписям на стелах, некрополь датируется второй половиной XIX – началом XX вв.
Зират пристроен к более раннему курганному могильнику (Редутово I), который находится северо-западнее. Расстояние между оградками кладбища и крайними курганами составляет несколько метров. На местности фиксируются 23 кургана, в расположении которых прослеживается определенная линейность: они образуют три ряда с общей направленностью север-северо-восток – юг-юго-запад. При этом в юго-восточной части могильника плотность погребальных сооружений выше. Из общих конструктивных характеристик следует отметить относительно небольшие размеры курганов, их преимущественно вытянутую (овальную) форму и превалирующую ориентировку в направлении северо-запад – юго-восток, использование камня для сооружения насыпи.
Эсперле-Зират расположен севернее и выше по течению реки, также на левом ее берегу, на высоте 33 м над урезом воды. Русло реки Тееткан находится в 1,2 км западнее. Площадка представляет собой уплощенную возвышенность с ровной поверхностью, покрытую густой степной растительностью. Некрополь состоит из двух разновременных частей, пристроенных друг к другу и разграниченных обваловкой и рвом. По форме они представляют собой смыкающиеся прямоугольники, ориентированные по линии северо-восток – юго-запад. Их общая сторона изогнута. По периметру кладбище имеет общее ограждение в виде рва и обваловки с внешней стороны. Ширина рва 1,5 м, глубина около 0,3 м. Общие размеры зирата по периметру 92×98 м.
Северо-западная часть – более старая, юго-восточная – более поздняя, относится к XX в. Последние захоронения здесь датируются 2010-ми годами. В целом кладбище принадлежит казахскому роду Эсперле, однако в настоящее время его представители проживают в Варненском районе Челябинской области и зират перестал быть действующим некрополем. Последние захоронения в его новой части принадлежат уже не Эсперле, а другому казахскому роду – Каракыз.
В ходе полевого обследования на Эсперле-Зирате зафиксировано 123 погребальных сооружения различных типов и хронологических периодов. Ограды хорошо читаются на местности, однако из-за многочисленных пристроев не всегда можно разграничить погребения. В пределах кладбища захоронения расположены очень плотно, зачастую, пристроены друг к другу; встречаются более поздние подзахоронения к могилам предков. Судя по датам на нескольких стелах с эпитафиями, погребения в старой части зирата совершались вплоть до середины прошлого века. Два захоронения, обнесенные железной оградой, датируются 1952 и 1957 гг. По сообщениям местных жителей, при одной из попыток «прихоронить» в 70-е гг. прошлого века в могиле были встречены кости ранее погребенных, после чего старое кладбище оставили в покое и обустроили более новую часть. Проследить какие-то закономерности в расположении погребений сложно из-за их большой плотности. В целом заметно общее направление длинных рядов захоронений с юго-запада на северо-восток.
На Эсперле-Зирате присутствуют следующие типы погребальных сооружений: ограды без стел; торткулаки (3); отдельно стоящие стелы с эпитафикой (10); ограды с эпиграфными стелами (2); ограды с антропоморфными стелами (2); ограды с анэпиграфными стелами (2); земляные насыпи. В общей сложности насчитывается 15 стел с арабографичной эпитафикой. Большинство из них, как показывает статистика – отдельно стоящие памятники. 3 эпиграфные стелы входили в состав сооружений-торткулаков, одна находилась в составе каменной ограды, одна – вынесена за ее пределы. На этой стеле имеется тамга рода Кипшак; еще одна такая же тамга встречена на анэпиграфной стеле в составе ограды.
На той же площадке, что и Эсперле-Зират, в западной ее части находится курганный могильник Редутово II, к которому пристроено кладбище, состоящий из 5 насыпей, который предварительно датирован эпохой раннего железа – средневековьем.
Третий зират – Жаманчал – расположен еще дальше от поселка Редутово, к север-северо- востоку от первых двух, также на левом берегу реки Тееткан. Он находится на открытой равнине коренного берега, на ровной площадке без выраженных перепадов высот. Рельеф плавно понижается на юг, запад и восток. Все пространство вокруг занято под пашню. Сам зират не распахивается. Территория кладбища ограничена рвом и обваловкой. Имеет форму пятиугольника, ориентированного по линии запад-восток. Размеры: по северной стороне – 92 м, по северо-западной – 81 м, по юго-западной – 16 м, по южной – 93 м, по восточной – 75 м. Площадь по границам рва – 7387 м2. Ширина ограничительного рва – 2,3-2,5 м, глубина 0,3-0,5 м. Поскольку кладбище опахано, пространство внутри границ и прилегающие участки хорошо задернованы, покрыты степной растительностью.
На зирате обнаружено лишь несколько объектов: два захоронения с каменными оградами, частично сохранившиеся, и две грунтовые конструкции, одна из них со стелой. Кроме того, на кладбище найден крупный хорошо задернованный камень неясного происхождения – возможно, также принадлежащий захоронению или одиночная стела.
Еще один исследованный зират находится на западной окраине поселка Редутово. По сообщениям местных жителей, кладбище существует с 1902 года, однако самые старые захоронения на нем датируются 1898 годом. Впоследствии, уже после основания поселка, к зирату было пристроено современное мусульманское (татарское) кладбище, т.е. жители поселка, в основном татары, продолжали хоронить возле старой части. В результате зират оказался окружен с северо-восточной и юго-восточной сторон могилами XX-го и XXI-го столетия. Современное кладбище продолжает действовать и в настоящее время.
В ходе полевого обследования выяснилось, что зират, в свою очередь, был пристроен к еще более раннему погребальному сооружению – одиночному кургану, датированному ранним железным веком. Курган находится в восточной части кладбища.
На зирате присутствуют следующие типы захоронений: одиночные стелы, как эпиграфные, так и без надписей, и торткулаки. Отличительной особенностью некрополя является отсутствие на нем каменных оград. Точное количество погребений, представленных одиночными стелами, установить не удалось, приблизительное число составляет 50-70 захоронений. Пространственно они разбросаны бессистемно по территории кладбища. Отдельные захоронения устроены в насыпи более раннего кургана. Так как кладбище плотно заросло кустарниковой растительностью, многие стелы плохо видны. Какие-либо земляные насыпи и углубления у могил не читаются. Одиночные стелы встречаются также и за пределами рва, ограждающего зират, то есть на территории современного кладбища, однако датировка их, как правило, более поздняя, чем захоронений на зирате. Стелы представляют собой каменные плиты, как обработанные, так и без видимых следов подработки. Ориентировка длинной стороны, как правило, запад-восток, однако встречаются и отклонения от общего правила. Высота над поверхностью для стел без надписей до 0,4 м, для эпиграфных стел – до 1,2 м. На территории зирата также зафиксировано 3 торткулака.
Помимо кладбищ в округе Редутово сохранились руинированные остатки казахских поселков – аулов, с которыми, собственно, и были связаны описанные зираты. По Материалам землепользования [6] около пос. Редутово на 1903 г. находилось 5 аулов. Месторасположение трех из них указывают местные жители, они четко читаются на местности. Расположение двух других аулов пока не определено.
Известные:
Аул, аксакалом которого был Исмаил Джаманчал, находился в урочище «Тайаткан». Аул был основан приблизительно в 1863 году, с тех пор в нём проживают казахи рода «уста». Источником воды для данного аула указывается река и карасу (пресная; соленая). По переписи 1898 года в ауле зафиксировано 192 человека, которые проживали в 37 хозяйствах, причем 10 хозяйств, на момент переписи, были сторонними. Оседлые хозяйства отсутствовали. В ауле находились 47 юрт, 35 землянок и 8 деревянных домов. Промыслами на территории аула занимались 16 хозяйств. В ауле было 1029 лошадей и 186 жеребят, 558 коров и 159 телят, 38 верблюдов и 2 верблюжонка, 972 овцы, 398 коз [6].
Остатки Жаманчал-аула были обследованы на местности. Поселок расположен в распадке между холмами, на высоте 14-26 м от уровня воды в р. Тееткан. Поверхность площадки сильно покатая (перепад высот составляет 12 м), плотно задернована. Травостой высокий. Планиграфически аул состоит из остатков нескольких комплексов сооружений различных размеров и назначения; уличная планировка при этом внутри поселка отсутствует. Судя по всему, основная часть построек аула располагалась на уплощенной покатой площадке у склона холма с небольшим заходом на него; часть сооружений поднимаются на склон, а два находились на возвышениях, фактически на верхних площадках холмистой гряды – возможно, они выполняли роль наблюдательных пунктов или форпостов. На поверхности остатки конструкций фиксируются в виде валов, ям и канав.
Другой известный аул, аксакалом которого был Мустафа Байтен, согласно материалам землепользования также находился в урочище «Тайаткан». Был основан приблизительно в 1848 году, с тех пор в нём проживают казахи рода «уста». Источником воды для данного аула указывается река (пресная). По переписи 1898 года в ауле зафиксирован 101 человек, которые проживали в 17 хозяйствах, причём на момент переписи 2 хозяйства были оседлыми. В ауле находилось 17 юрт, 12 землянок и 4 деревянных дома. Промыслами на территории аула занимались 9 хозяйств. В ауле было 101 лошадь и 29 жеребят, 98 коров и 42 телёнка, 148 овец, 58 коз [6].
На местности остатки Байтен-аула фиксировались в виде нескольких комплексов руинированных сооружений различных размеров и назначения. Сама площадка представляет собой уплощенное пространство среди увалистого рельефа коренного берега реки, высота составляет 25 м от уровня воды в р. Тееткан. Поверхность относительно спокойная, здесь перепад высот составляет 2-2,5 м. Планировка внутри поселка также носила нелинейный характер.
Третий известный аул, аксакалом которого был Ораз Бельдеке, находился в урочище «Тайаткан-агач». Был основан приблизительно в 1848 году, с тех пор в нём проживают казахи рода «крыкмултык». Источником воды для данного аула указывается река (пресная). По переписи 1898 года в ауле зафиксировано 45 человек, которые проживали в 7 хозяйствах. Оседлые хозяйства отсутствовали. В ауле находилось 9 юрт, 7 землянок и 1 деревянный дом. Промыслами на территории аула занимались 2 хозяйства. В ауле было 97 лошадей и 27 жеребят, 49 коров и 24 теленка, 87 овец, 13 коз [6]. Полевое обследование данного поселка не проводилось, известно, что находился он в холмах небольшого массива Кыстау, в урочище с эпонимом Ораз-Тау. Исследования археологических и этноархеологических объектов в окрестностях поселка Редутово дополняются изучением огромного пласта собранных этнографических материалов. Именно за счет комплексного подхода к систематизации и осмыслению историко-культурного наследия, учитывая полную (стоянки каменного века, поселение эпохи бронзы) либо частичную (казахские некрополи и аулы) утрату видимой материальности объектов, решаются проблемы туристической легендизации, возникающие при сохранении и раскрытии уникального характера места [7]. Поселок Редутово в настоящее время населен, в основном, татарами, с небольшой долей казахов родовых подразделений племени Кипшак. Официальный год основания поселка – 1903, ядро населения – переселенцы из поселка Никитинского станицы Пречистенская I Военного округа Оренбургского казачьего войска (сегодня село Никитино Саракташского района Оренбургской области).
У жителей поселка Редутово сохранилось целостное представление об иеротопических составляющих обжитого и необжитого пространства, отразившееся в топонимике [8], большое количество традиций и обрядов, частично включенных в Реестр объектов нематериального культурного наследия Челябинской области (культ Аулие-Таш, обряд Тугорек Йа-Син, обряд вызывания дождя, технология изготовления пухового платка, праздник «Карга ботаксы») [9].
На рассматриваемой территории археологическую экскурсию обогатят природные и культурные объекты, интерпретируемые жителями Редутово согласно своим представлениям о мироустройстве. К таковым относится, например, Аулие-Таш, представляющее собой скальное обнажение со следами добычи камня, расположенное на западном краю меридионально вытянутой гряды Кыстау в прямой видимости поселка. В тюркской традиции «Аулие» – культ святых, имевший в своей основе почитание предков-посредников, духов-покровителей местности. Любопытно, что данные представления сохраняются и в наши дни. Современные жители поселка Редутово – информаторы, опрошенные этнографами, считают, что Аулие Таш содействует исполнению желаний (в основном это моления о дожде, а также просьбы как глобального, так и личного характера). Вызывание дождя – основная функция Аулие-Таш в контексте его коллективного, общинного использования. Обряд включает в себя несколько этапов, выполняемых синкретично или по отдельности. Большая часть ритуальных практик, проводимых в урочище, связана с почитанием предков и сопровождается молитвами (намаз, такбир, молитвы об усопших) с некоторыми особенностями, заключающимися в присутствии элементов имитативной магии, жертвоприношений, использовании дождевых камней (йада, джайташ) и трапезе, организованной на пожертвования (садака).
По сообщениям, в конце XIX – начале XX века Аулие Таш являлся объектом «малого хаджа», при этом его посещали как простые паломники, так и предсказатели. Встречи с «Аулие» происходили у расположенных между Аулие-Таш и рекой Тееткан небольших озер, называемых «Перде куль» (Занавешенное озеро) [8].
Сам Аргын-Зират при молении о дожде также выступает одним из объектов ритуала [10]. На полиэтничность восприятия объекта, смешение представлений о нем казахов и татар, дополнительно обогащающие туристический маршрут, указывают рассказы о встрече на Аулие с белой змей, воспринимаемой и как аруах (дух предков) и как священная «Ак жылаан» (Белая змея) в разных традициях почитания этого природного объекта.
Практически все археологические памятники, связанные с захоронениями, в той или иной степени имеют сложившуюся легендарику, а традиционная обрядность на зиратах обусловлена архаичными представлениями о мире предков, об их многостороннем воздействии на земную жизнь потомков, их связи с миром живых. При этом зираты четко делятся на «хорошие», «нейтральные» и «плохие». Негативные свойства возрастают по мере удаления от поселка: самое «хорошее» – кладбище самого Редутово; нейтральное – Аргын-Зират; с отдельными отрицательными качествами – Эсперле-Зират (как сам, так и расположенные в контакте с ним курганы раннего железного века), выражающимися в преданиях о появлении на нем «огней» – неупокоенных душ и дочери местного колдуна в виде огня; и самые удаленные от поселка «проклятые» кладбища – Жаманчал-Зират с погребением «обыра» (упыря) и находящийся за пределами маршрута Бибал-Зират, приносящий несчастья, заманивающий миражами.
Хотелось бы также отметить и значительное количество духов неосвоенных пространств, связанных с объектами рассматриваемого туристического маршрута, представления о которых, к сожалению, сильно фрагментированы, частично заимствованы из литературных источников и перенесены на свои ландшафты. Среди них выделяется достаточно целостный образ Су Анасы, хозяйки вод. Информаторы приводят конкретные примеры встреч с ней и последствий неуважительного к ней отношения (до паралича и смерти). Локализация обычного местопребывания Су Анасы – у моста через реку Тееткан, что совпадает с расположением поселения эпохи бронзы Тееткан (Редутово 1); традиционный набор её действий – расчесывание волос, месть людям, подарки, в качестве которых рассматриваются и предметы с разрушаемой обрывом части древнего поселения. Интересно, что параллельно у татар Редутово распространено и поверье о другом духе воды – Уббе, являющемся представителем уже казахского фольклора, также с традиционным набором действий. Водяной обитает в озере Уббакуль, известном у местных жителей как «Озеро-проглот» вследствие того, что в нем часто гибнут люди. С водоемом связано большое количество преданий и обычаев, в том числе традиционных, например, никого не звать возле Уббакуля по имени, чтобы водяной его не узнал и не смог заманить жертву. Второй вариант происхождения названия: озеро получило его от кургана, расположенного на берегу (Оба, Уба – курган, холм). Таким образом, и здесь наблюдается связь местных поверий с конкретным археологическим памятником, что также может быть использовано при разработке экскурсий.
Вероятно, местным, а не общеэтническим персонажем является «Мадина», с которой связана одноименная заводь на реке Тееткан – ненайденная утопленница первой половины XX века, воспринимаемая по-разному (от «утонула по глупости» до местного духа реки).
Заключение. Таким образом, дестинация у поселка Редутово Чесменского района Челябинской области включает в себя большое количество археологических и этноархеологических объектов с сопутствующим пластом фольклорного материала, удачно расположена в транспортно-логистическом отношении вблизи трассы Троицк – Бреды и обладает значительными туристско-рекреационными ресурсами и потенциалом, интересным не только жителям региона и России, но и Республики Казахстан.
Список литературы