ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ ДИНАМИКИ ГЕОСИСТЕМ И АГРОЛАНДШАФТОГЕНЕЗА

HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL RESEARCHES OF ANTHROPOGENIC DYNAMICS OF GEOSYSTEMS AND AGROLANDSCAPE GENESIS

 

С.А. Тесленок1, К.С. Тесленок2

S.A. Teslenok 1, K.S. Teslenok 2 

1, 2Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68) 

1, 2N.P. Ogarev Mordovian State University

(Russia, 430005, Saransk, Bolshevistskaja St., 68)

e-mail: 1teslserg@mail.ru2kirilltesl@mail.ru

 

Рассмотрены особенности историко-географического аспекта современных агроландшафтных исследований. Оптимальным вариантом представления полученных результатов признано цифровое картографирование на основе современных ГИС-технологий. Анализ полученных карт позволяет выявлять произошедшие изменения, определять особенности антропогенной динамики и прогнозировать направления дальнейшего развития геосистем региона.

Reviewed the features of the historical and geographical aspects of the modern agrolandscape research. The best option presentation of the results found to digital mapping based on modern GIS technology. Analysis of the received maps allows identify the changes, to determine the characteristics of anthropogenic dynamics and to predict the direction of further development of geosystems. 

Основным методом познания закономерностей возникновения, становления, развития и формирования пространственно-временной дифференциации географической оболочки и слагающих ее ландшафтных структур является естественноисторический анализ. При этом важное значение имеет историко-географический аспект ландшафтных и агроландшафтных (АЛ) исследований [4–12] – изучение хода хозяйственного освоения и антропогенного преобразования геосистем, включая изучение региональных форм и особенностей проявления агроландшафтогенеза – истории становления, развития, анализа текущего состояния и прогнозирования пространственно-временной структуры агроландшафтов – пространственно-временных систем с иерархически сложными строением и организацией. Сельскохозяйственное ландшафтообразование рассматривается нами как совокупное действие взаимосвязанных факторов и процессов освоения, использования и преобразования геосистем и их ландшафтных ресурсов сельскохозяйственным производством, результат которого – возникновение агроландшафтов и формирование АЛ структуры территории [5-12].

Исследования с использованием современных программных средств (включая географические информационные системы, ГИС) и технологий проводились на территории Акмолинского Приишимья (АП) – степного региона, с древнейших времен являющегося ареной активной хозяйственной деятельности человека [2; 4; 6; 12]. Создаваемые АЛ карты на отдельные временные срезы, основаны на сопряженном анализе сложившейся ландшафтной структуры территории и дифференциации сельскохозяйственного использования земель. Интегрируя сведения о природном и сельскохозяйственном блоках, такие карты имеют геотехнический характер, показывая технологию и специализацию сельскохозяйственного производства в связи с дифференциацией природных условий [5; 12]. Их создание основывалось на предшествующих исследованиях особенностей природы и антропогенной трансформации ландшафтов исследуемой территории. Ценные актуальные сведения были получены при АЛ дешифрировании данных дистанционного зондирования [5; 12]. Все результаты выявления особенностей формирования, развития и антропогенной динамики ландшафтов за исторический период (включая установление роли и соотношения естественных и антропогенных факторов, определения видов, степени и продолжительности антропогенного воздействия на ландшафты, уровня их преобразованности и сельскохозяйственной освоенности) применялись при моделировании процесса сельскохозяйственного освоения геосистем. Наиболее оптимальным вариантом их представления было признано цифровое картографирование с использованием современных ГИС-технологий [3]. Изучение и картографирование изменений в природе, природопользовании и степени антропогенного воздействия на природу, будучи задачами мониторинга, тесно связаны с построением карт динамики [3]. С позиций историко-ландшафтного принципа, даже функции традиционных ландшафтных карт, совпадающие с функциями ГИС (сбор, оперативный анализ, оценка, систематизация, хранение информации о геосистемах и др.) наиболее четко выражены в том случае, если отображаемые на них объекты не статичны, а рассматриваются в динамике (смена состояний под влиянием естественных и антропогенных факторов) [12]. Показ подобной динамики возможен путем создания серий временных карт (в нашем случае – по этапам хозяйственного освоения и преобразования) с последующим осуществлением анализа произошедших пространственно- и структурно-функциональных изменений [5; 8; 11; 12]. Одна из карт ГИС «Агроландшафты АП», иллюстрирующая процесс земледельческого освоения ландшафтов в конце XIX в. представлена ниже (рис.).  

Рисунок. Распространение агроландшафтов в конце XIX в.

Изучение истории освоения и особенностей антропогенного преобразования ландшафтов предполагает анализе последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов, периодов) [1], выделенных для земного шара в целом и отдельных регионов [2; 4 и др.]. Выбор историко-ландшафтных временных срезов, отражающих особенности сельскохозяйственного природопользования в различных типах природной среды в разные периоды времени, определялся сопоставлением археологической, исторической и ландшафтно-исторической периодизаций. Результаты проведенного путем диахронического анализа и создания серии карт сельскохозяйственной освоенности геосистем на отдельные временные срезы [5; 7; 8; 11; 12] геоинформационного картографирования процесса сельскохозяйственного освоения ландшафтов АП отражает дифференциацию сельскохозяйственного использования земель в различных типах природной среды [1; 4]. Каждый такой срез, созданный на основе карты восстановленных ландшафтов, включал информацию по пространственному положению ареалов антропогенных воздействий; результаты инвентаризации, анализа, оценки и классификации в разной степени нарушенных процессами агроландшафтогенеза природных комплексов, метахронные данные об изменениях в структуре землепользования и ее динамике, смене и соотношении систем земледелия и режимов содержания и выпаса скота, размерах и структуре посевных площадей, динамике урожайности возделываемых культур, поголовья и состава стада, технике и технологии агропроизводства, состоянии почвенно-растительного покрова, характере пасторальной и земледельческой нагрузок, селитебном освоении [12]. Анализ подобных карт, отражающих временные состояния ландшафтной структуры, степень и особенности ее хозяйственной освоенности в разное время, позволил не только выявить произошедшие изменения и определить особенности динамики, но и спрогнозировать направления дальнейшего развития геосистем [12].

Методической основой выполненной работы явилось создание и сопоставление разновременных карт, фиксирующих виды и степень сельскохозяйственной освоенности ландшафтной структуры территории в разные временные периоды и позволяющих проследить динамику этого процесса не только в пространстве, но и во времени [9]. Главные сложности при этом были связаны с недостаточно полной информационной базой создаваемых карт, особенно на ранние временные срезы. Для АП ценные источники вполне достоверной информации, иллюстрирующей становление и ход процесса хозяйственного освоения и преобразования ландшафтной структуры (писцовые и переписные книги, материалы межевания земель) практически отсутствуют. Первые систематизированные сведения по рассматриваемой территории появляются лишь с началом работы отделений Императорского Русского географического общества (1868 г. – Оренбург, 1877 г. – Омск), Статистических комитетов при областных правлениях (1868 г.), всеобщей переписью населения Российской империи (1897 г.), организацией и деятельностью Переселенческого управления (1904 г.) [5]. Неоценимы результаты экспедиции по пятилетнему статистическому обследованию девяти уездов Степного генерал-губернаторства (современной северной части Казахстана) под руководством Ф.А. Щербины, давшей отличные для своего времени статистические и картографические материалы [10]. Обязательное и необходимое условие исторического аспекта АЛ исследований – критическое осмысление опыта хозяйствования и его последствий, а так же использование всего положительного [12].

В результате исследований произведено картографирование процесса сельскохозяйственного освоения ландшафтов территории АП и его результатов, пространственно-временного изменения характера сельскохозяйственного использования. Полученные результаты иллюстрируют условия протекания и специфику проявления процесса агроландшафтогенеза в конкретных региональных условиях степной природной зоны. Использование возможностей специализированной ГИС «Агроландшафты АП» [12] на основе геоинформационно-картографического анализа существенно облегчает и упрощает работы по реконструкции осваиваемых геосистем, выявлению направленности, скорости и результатов агроландшафтогенеза. Его результаты дают возможность интерпретировать изменения, происходившие с течением времени как в отдельных антропогенных ландшафтах и их компонентах, так и в ландшафтной структуре крупного региона. Тем самым решаются задачи выявления направленности, динамики и ритмики культурных и природных процессов в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, находящие выражение в специфике археологических культур и исторических памятников [7], мозаичности реконструируемых палеоландшафтов, разнообразии приемов, форм, экономических и экологических последствий освоения территорий, выявляется роль ландшафтного фактора в развитии системы «человек–среда» [9].

Создание серий разновременных карт, отражающих актуальное состояние геосистем, суть и результаты процесса их антропогенного преобразования (особенно в районах интенсивного сельскохозяйственного освоения и использования) позволяет конкретизировать основные закономерности процесса. Такие карты незаменимы при проведении геоэкологической экспертизы, оценки современного эколого-хозяйственного состояния земель и устойчивости геосистем к антропогенным нагрузкам; в оптимальном решении задач ландшафтно-экологического прогнозирования; развитии методики геоэкологических исследований и решении ряда современных природоохранных ландшафтно-экологических проблем, имеющих корни в прошлом; снижении риска возникновения новых и остроты проявления существующих экстремальных экологических ситуаций; определении комплекса мероприятий для оптимизации АЛ структуры территории и решении проблемы рационализации природопользования с целью обеспечения экономически и экологически устойчивого и сбалансированного развития. На их основе возможно создание анимированных двухмерных карт – карт динамики и разности состояний контуров одних и тех же площадных объектов, карт динамики положений (состояний) точечных и линейных объектов на разные даты или периоды времени, комплексных динамических карт (синхронно показывающих динамику точечных, линейных и площадных объектов и их различных сочетаний) [12]. 

Выполнено при поддержке РФФИ (проект № 14-05-00860-а) 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Жекулин В. С. Историческая география: Предмет и методы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 224 с.
  2. Изучение степных геосистем во времени / отв. ред. В.Б. Сочава. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. 237 с.
  3. Лурье И.К. Геоинформационное картографирование. Методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков. М.: КДУ, 2008. 424 с.
  4. Николаев В.А. Антропогенный этап в истории степей Западной Сибири и Казахстана // Вестн. МГУ. Сер. 5. География. 1977. № 3. С. 17-24.
  5. Тесленок С.А. Историко-географические исследования и картографирование процесса агроландшафтогенеза // ИнтерКартоИнтерГИС 15: Устойчивое развитие территорий : теория ГИС и практический опыт: материалы междунар. конф., (Пермь ; Гент, 29 июня – 5 июля 2009 г.). В 2 т. Пермь, 2009. Т. 1. С. 174-186.
  6. Тесленок С.А. Становление и развитие хозяйственно-ландшафтных систем Акмолинского Приишимья до периода присоединения Казахстана к России // И.И. Орловский и современные проблемы краеведения: сб. науч. ст. Смоленск: Универсум, 2009. С. 477-487.
  7. Тесленок С.А. Геоинформационное картографирование исторических памятников в процессе изучения агроландшафтогенеза // Геоинформационное картографирование в регионах России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 2–4 дек. 2009 г.). Воронеж: Истоки, 2009. С. 212-217.
  8. Тесленок С. А. Геоинформационно-картографический анализ земледельческого освоения ландшафтных подзон Акмолинского Приишимья к концу XIX века // Картография и геодезия в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию кафедры геодезии, картографии и геоинформатики Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарева, Саранск, 1 дек. 2010 г. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. С. 111-123.
  9. Тесленок С.А., Тесленок К.С. Методологические подходы и методы исследования агроландшафтов // Природно-социально-производственные системы регионов компактного проживания финно-угорских народов: межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. Вып. 2. С. 217-226.
  10. Тесленок С.А., Тесленок К.С. Материалы экспедиций Ф.А. Щербины и картографирование культурных ландшафтов староосвоенных районов // ИнтерКарто / ИнтерГИС-19: Устойчивое развитие территорий: теория ГИС и практический опыт: материалы междунар. конф. (Курск (Россия), Богота (Колумбия), 2-7 февраля 2013 г.). Курск, 2013. С. 45-55.
  11. Тесленок С.А. Агроландшафтогенез, или сельскохозяйственное ландшафтообразование // Бюл. Отд-ия Рус. геогр. о-ва в Республике Мордовия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. Вып. 2. С. 48-51.
  12. Тесленок С.А. Агроландшафтогенез в районах интенсивного хозяйственного освоения: Исследование с использованием ГИС-технологий. Saarbr?cken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 189 с.