ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ БУГУРУСЛАНСКОГО УЕЗДА В XVIII ВЕКЕ
HISTORIOGRAPHIC ESSAY OF NATURAL-SCIENTIFIC STUDY INTO BUGURUSLAN UYEZD IN THE XVIII CENTURY
Е.В. Мишанина
E.V. Mishanina
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)
(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11)
Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)
(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya Str., 11)
e-mail: orensteppe@mail.ru
Оренбургская губерния образована в 1744 г. Бугурусланский уезд выделен в составе Уфимской области в 1781 г. при упразднении Оренбургской губернии и образовании Уфимского наместничества. В декабре 1796 г. наместничество ликвидировано и вновь восстановлена Оренбургская губерния. Статья освещает первый этап научного изучения территории в XVIII в.
Orenburg province was established in 1744. Buguruslan uyezd was founded within Ufa oblast in 1781 in the process of Orenburg province abolition and Ufa namestnichestvo establishing. In December 1796 this namestnichestvo was abolished and Orenburg province was reestablished. The article describes the first stage of scientific study into this territory in the XVIII century.
Как самостоятельная административно-территориальная единица Бугурусланский уезд включал площадь, равную 19425 кв. км (согласно данным переписи 1897 г.). Эта территория Заволжья занимает часть Бугульминско-Белебеевской возвышенности. С запада на восток его протяженность составляла 200 верст, с севера на юг – 100. Основной водной артерией являлась р. Большой Кинель с 29 притоками, крупнейшие из них: М. Кинель, Кутулук, Сарбай, Савруха, Бугуруслан. В северо-западной части уезда протекала р. Сок.
Возможно, первым из путешественников, упомянувшим исследуемую территорию стал арабский писатель Ибн Фадлан, совершивший путешествие в Волжскую Булгарию в 922 г. в качестве секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира. В своих записках автор упоминает встретившиеся ему для переправы реки «Самур» – Самара, «Кинал» – Большой Кинель, «Сух» – Сок, «Кюнджюля» – Кондурча, что свидетельствует о древности происхождения гидронимов [3]. В последующие столетия ученые, путешественники обходили вниманием Заволжье. На картографических материалах средневековья местность обозначена схематично. К примеру, на карте Энтони Джекинсона (1562 г.) показаны рр. Волга, Самара с 4 притоками, территория отнесена к «ногаям» [4, с. 48-49].
Пристальное внимание исследователей к изучаемому краю приходится на первую треть XVIII в. и связано с преобразованиями в российской жизни, происходившими при Петре I и его последователях. В 1723 г. составляется ландкарта Уфимского уезда Исая Крапивина, в 1731 г. – карта Алексея Писарева и Михаила Зиновьева, в 1731 г. – карта Якова Филисова. После начала работы Оренбургской экспедиции (комиссии) появляются более конкретные сведения и картографические изображения. В 1736 г. Джон Кэстль в составе участников экспедиции И. Кирилова составляет описание заволжских и оренбургских земель. Путешествуя из Самарской крепости через Красный Яр в Симбирск, делает следующую путевую отметку: «По дороге я переехал по мосту р. Сок (Sock), она не очень широкая [5, с. 74]. В реестре добавил комментарий: «Sock (Сок), маленькая речка под Краснояром (Krasnoyahr), которая посредственна и через нее имеется мост» [5, с. 144].
В 1736 г. геодезистом М. Пестриковым под руководством И.К. Кирилова на основании материалов геодезистов вычерчена карта Уфимской провинции с охватом территории от Волги до Тобола [2, с. 8].
В 1755 г. составляется первый атлас Оренбургской губернии геодезистами под руководством П.И. Красильникова. В его состав включена территория Заволжья с указанием недавно заселенных слобод, сел, деревень, водных источников с отнесением к Казанской дороге [6].
В 1762 г. опубликована «Топография Оренбургская» П.И. Рычкова [13]. В ней рассмотрено не только административно-территориальное устройство территории, которая относилась к Бугульминской земской конторе, но ее важнейшие природно-географические особенности, а также представлены сведения о заселении. Как писал П.И. Рычков: «Что принадлежит в особливости до той Бугульминской, Письмянской, Кувацкой, Богоросланской слобод, то жители их по большой части переведены по застроении уже от Оренбурга, и по расположении ландмилицких полков в Оренбургских крепостях на фундаментальное поселение из пригородов Закамской линии, а имянно из Старошешминска, Новошешминска, Заинска, Тиинска и Ерыклинска; ибо детьми их оные полки комплектуются, а престарелые и служить не могущие по отставке их обыкновенно в те слободы на житье отпускаются» [14, с. 407]. В произведении неоднократно упоминаются рр. Кинель (Большой Кинель), Сок, Савруша, Серный городок (Серноводск), имение П.И. Рычкова - с. Спасское в Бугульминском уезде. Сам автор многократно пересекал Бугурусланский уезд по двум дорогам – Старой Оренбургской и Ново-Московской, проезжая из Оренбурга в свое имение Спасское (Ключи) в Бугульминском уезде. Продолжает список научных исследований о Бугурусланском уезде «История Оренбургская» П.И. Рычкова [11]. Хотя произведение более посвящено политическим событиям, происходившим внутри губернии и за ее азиатскими пределами, но в нем содержится ценная информация о заселении рассматриваемого региона. В сведениях за 1745 г. П.И. Рычков ссылается на определения Оренбургской губернской канцелярии от 23 мая и 30 октября 1745 г. об образовании заволжских слобод по р. Большому Кинелю: «Сегож лета живших в Казанских пригородах в Старошешминском, Ерыклинском и в крепостях Закамской линии служивых людей, коими комплектуются Шешминской и Сергиевской ландмилицкие драгунские полки, разсуждено перевозить и селить в здешней губернии особыми слободами» [11, с. 79-80]. К сожалению, определения Оренбургской губернской канцелярии за март 1745-1747 гг. до нашего времени не сохранились. Об их существовании и содержании дает представление данная монография.
XVIII век стал временем научных экспедиций в неизведанную землю. В 1769 г. П.С. Паллас, путешествуя по России, гостил в бугульминском имении П.И. Рычкова. В «Записках» П.И. Рычков сделал следующую пометку: «Октября 4 (1768 г. – прим. авт.) приехал ко мне Паллас для совещания о делах до его экспедиции принадлежащих и 11 поехал для осмотру по реке Соку лежащих мест…» [10, с. 29]. П.С. Паллас вернулся для продолжения своего путешествия весной 1769 г. (март-апрель), зафиксировал в дневнике маршрут из Самарской крепости до Бугурусланской слободы по р. Б. Кинелю. В мае посетил также Серный городок, оставил описание селений, дикорастущих трав, деревьев, кустарников. В частности, отмечал наличие большого количества дикорастущих яблонь вокруг Самары. Из животных, обитавших в районе р. Б. Кинель отметил горностаев, выхухоль, земляного зайца, сонную крысу (земляную белку) [7, с. 226, 231, 239, 283. 295, 299, 300.]. В 1769 г. старший сын П.И. Рычкова – Николай Петрович, путешествовавший по России в составе экспедиции П.С. Палласа, посетил Бугурусланский уезд со стороны Башкирии, обследовал верховья Сока, из с. Сок-Кармалы доехал до Бугурусланский слободы и повернул вверх по правобережью р. Б. Кинель, далее по Старой Оренбургской дороге направился в сторону Оренбургской крепости. В пределах уезда он отметил плодородие земли, превосходный вкус и прозрачность пресной воды в р. Б. Кинель, неравносклонность берегов рек (одна сторона гористая – другая – пологая), выходы нефтяных ключей возле с. Сок-Кармала, отметил наличие пресноводной форели – пеструшки в р. Сок, оставил описание Бугурусланской слободы, Сок-Кармалы, Мордовского Бугуруслана [9, с. 109-112].
Последним научным трудом П.И. Рычкова является «Лексикон», созданный автором в 1776 г., до сих пор остающийся рукописью [12]. В пределах Бугурусланского уезда автором включены в алфавит крупные помещичьи и ясашные населенные пункты (Пилюгино, Богородское, Борисоглебское, Неклюдовка и др.). Им также дано описание Бугурусланской слободы: «Богоросланская слобода ясашная Бугульминского ведомства на реке Большом Кинеле, впадающем в реку Самару. От Большой Бугульминской земской слободы в полуденную сторону 100 верст, в ней по переписи (1761 г. – прим. авт.) мужского полу не помнящих родства 423, отставных солдат с их детьми 50, поручика Сарвирова – 1, да вахмистра Филиповича – 2, итого 476 душ, а дворов – 200» [12, л. 40 об].
К 1788 г. относится произведение анонимного автора «Уфимскаго наместничества описание топографическое» [1]. Текст заимствован из «Топографии…» П. Рычкова и дополнен фактическими данными, относящимися ко времени создания рукописи.
С 1798 по 1802 гг. в Бугурусланском уезде проводилось Генеральное межевание, в результате которого обмежеван уезд и все земельные участки, находившиеся внутри территории, сделаны их земельные планы и описания. В них содержатся сведения о степи, лесе, пахоте, животном, растительном мире, названиях рек, оврагов, ручьев, представлены ширина и характер стока рек, наличие и виды рыбы в реках и ручьях, количестве населенных пунктах, даны фамилии владельцев, описаны занятия крепостных и государственных крестьян. Примечания к Генеральному межеванию являются ценным источником, недостаточно активно вводимым в научный оборот [8]. По его итогам в 1800 г. губернским землемером Тимофеем Афанасьевым создано «Топографическое описание Оренбургской губернии» [1, с. 100].
Следует отметить, что XVIII столетие в целом характеризуется пристальным вниманием исследователей к неизведанному, но активно осваиваемому району – Заволжью, часть которого составлял Бугурусланский уезд. В этот период в России формируется и развивается академическая наука, подкрепляемая практическими исследованиями, связанными с экономическим, политическим, хозяйственным, культурным обустройством территории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: