ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТЕПНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Д. П. Ефейкин, А. В. Димитриев

Чувашская государственная сельхозакадемия, Минприроды Чувашской Республики, Чебоксары, Россия

 

Первые исследования степей Чувашской Республики были начаты С. И. Коржинским (1887, 1888, 1891), описавшим северную границу черноземов, проходившую несколько южнее Волги. Автор отмечает, что открытые пространства этой территории до сельскохозяйственного освоения представляли собой луговые степи без значительного участия ковылей. В частности, приводится описание одного из таких участков в 5 км южнее г. Алатырь. Проведенный нами сравнительный анализ флоры этого склона за прошедшее столетие показал, что она практически не изменилась: все также аспект растительности составляют луговые, лесо-луговые, лугово-степные и сорные виды разнотравья.

В. И. Талиев (1897) описал степной фрагмент (ковыль со спутниками) на северо-западе республики в окрестностях Ильиной горы, недалеко от г. Курмыш, предположив, что он является частью Сергачского степного участка Нижегородской губернии.

Ценность указанных работ в том, что авторы приводят детальные флористические списки конкретных точек местности, что позволяет организовать мониторинг.

С 1926 по 1932 год проводилось геоботаническое обследование республики под руководством

  1. Я.Гордягина (1933, 1934). На основе полученных материалов А.Д.Плетневой-Соколовой был
    опубликован общий очерк растительности (1952), где значительное место уделено степям. Автор делит территорию республики на пять районов, в том числе юго-восточный и юго-западный остепненные, имеющие небольшую площадь, но резко отличающиеся от остальной территории. Анализируя динамику
    растительности этих районов, автор приходит к выводу о проникновении степных видов на север, особенно в последние годы. Кроме того, автор, ссылаясь на С. И. Коржинского, указывает на наличие остепненных лугов на северо-востоке республики в окрестностях с. Тюрлема, где число степных видов за шесть
    десятилетий выросло с 16 до 33. Один из таких участков, удаленных от черноземных районов, был описан B. П. Воротниковым (1987). Здесь представлены фрагменты перистоковыльной луговой степи, остепненных дубрав и типичных широколиственных лесов, связанных постепенными переходами.
    Похожий участок отмечен также у д. Курочкино Гафуровой М. М.

Вопросам охраны степной флоры и растительности посвящены работы В. С. Порфирьева (1967, 1971). Информация о степях республики можно также найти в монографии "Растительность Европейской части СССР" (1980). Авторы относят их к двум типам: среднерусские (верхнедонские, северные разности) и приволжские. По классификации А. Д. Плетневой-Соколовой (1952) это, соответственно, юго- западный и юго-восточный районы.

На юго-востоке в Батыревском районе Львовой А. Н. (1936) описан участок биогеоценоза, где наряду со степной растительностью отмечены сурки. Позже здесь проводились исследования А. В. Димитриевым, 3. Н. Плечовой и Д. П. Ефейкиным (1991, 1994).

На юго-западе в Порецком районе Силаевой Т. Б. (неопубликованная рукопись 1994 г.) обследовано и предложено к охране урочище Ендова, ею описаны фрагменты чистых ковыльников, а также сообщества с обилием красочного степного разнотравья. Позже в этом районе проведено более детальное обследование Гафуровой М. М.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что степи являются наиболее нарушенным и наименее сохранившимся типом биогеоценозов Чувашской Республики. В настоящее время луговые степи и остепненные луга юго-востока (Яльчикский и Батыревский районы), востока (Козловский район),

юго-запада (Алатырский и Порецкий районы) и запада (Ядринский район) республики, а также Межцивилья (Цивильский, Вурнарский, Канашский районы) почти полностью трансформированы в сельскохозяйственные угодья, а относительно нетронутые участки сохранились изредка на крутых склонах. Степи Чувашской Республики, как и соседней Нижегородской области (Баканина и др., 1991), находятся на северной границе своего распространения, поэтому такие участки имеют большую научную ценность. Они представляют северные аванпосты среднерусских луговых степей и остепненных лугов Восточноевропейской лесостепной провинции России и являются остатками степной растительности бореального периода голоцена. В последние годы ведется работа по изучению степей республики и организация здесь особо охраняемых природных территорий.