К ВОПРОСУ ДИАГНОСТИКИ ЭРОЗИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЮЖНЫХ ЧЕРНОЗЕМОВ ОБЩЕГО СЫРТА

 

Общий Сырт, выраженный в виде массивного холмистого кряжа, высотой до 300–350 м, по мере уклонения к западу распадается на ряд ответвлений, служащих водоразделами между верховьями больших рек Оренбуржья. Эти орографически обособленные ответвления нередко получают собственные наименования – Синий Сырт, Меловой Сырт и др. Основная гряда Общего Сырта в виде пологохолмистого вала и плосковершинных отрогов – шиханов простирается на юго-запад и постепенно теряется в широких увалах Низкого Сыртового Заволжья.
В восточной части Общий Сырт сложен заметно дислоцированной толщей уфимского яруса перми, представленной песчаниками, доломитами, неплотными известняками, глинистыми конгломератами с галькой твердых уральских пород. В средней, оренбургской, части Общий Сырт сложен отложениями татарского и казанского ярусов верхней перми, западнее – в районе Мелового Сырта – значительно распространены пестроцветные континентальные толщи триаса, литологически очень сходные с породами татарского яруса, кроме того, на высших уровнях рельефа наблюдаются прерывистые, небольшие по площади и мощности юрские и нижнемеловые, преимущественно опесчаненные и галечные отложения [1].
Почвенный покров Общего Сырта в пределах западной части Оренбургской области представлен в основном черноземами южными. Следует отметить, что на Южном Урале спецификой природных условий определены особенности генезиса и ряд свойств почв, определяющих их агроэкологические показатели, главными из которых являются укороченность гумусового профиля и относительно увеличенное содержание органического вещества в основных подтипах черноземов. Вместе с тем, сложный рельеф Общего Сырта, высокие величины местных базисов эрозии в условиях неустойчивого и недостаточного увлажнения определяют высокую энергетику деструктивных эрозионных процессов и повышенную карбонатность почв. Это приводит к снижению мощности гумусового горизонта и других важнейших с экологической и производственной точек зрения параметров плодородия почвы. Так, по данным института «Волгогипрозем», полученным при повторном крупномасштабном почвенном обследовании в 80-х годах XX столетия, 44,6% южных черноземов в различной степени подвержено водной эрозии. Причем, к этой категории отнесены в основном пахотные черноземные почвы, лишенные естественной защиты – степного войлока и дернины при применении почвозатратных технологий их обработки. Таким образом, в условиях экстенсивного сельскохозяйственного использования, основной причиной деградации почв (дегумификация, потеря мощности гумусового горизонта, окарбоначивание и т.д.) является водная эрозия.
Для изучения динамики свойств и режимов почв пашни в условиях длительного сельскохозяйственного использования и развития эрозии на землях СПК «Нива» Курманаевского района была заложена почвенно-геохимическая катена. Эталоном для пахотных почв послужили целинные аналоги черноземов южных, расположенных в сопредельных условиях ландшафта под хорошо сохранившейся естественной растительностью. При этом подразумевается, что интенсивность процессов эрозии, идущих на целине с «геологической неторопливостью», является одним из литогенных генетических факторов, участвующих, наряду с педогенными, в формировании профиля черноземов в данных условиях среды. Поэтому целинные почвы (по их естественной сущности) мы не относили к категории эродированных.
Катена состоит из четырех пар разрезов в системе целина–пашня, расположенных в различных микрозонах ландшафта. Первая пара разрезов (черноземом южным карбонатным малогумусным маломощных легкосуглинистым) заложена на верхней выровненной части (элювиальной) водораздельной поверхности, вторая, третья и четвертая эрозионные пары заложены на склоне восточной экспозиции в соответствующих склоновых микрозонах.
Анализ динамики генетико-диагностических признаков первой пары разрезов показал, что в системе целина–пашня распаханные черноземы тоже отличаются от естественных по целому ряду показателей. Не имея явных проявлений эрозионных процессов, зональный подтип южного чернозема приобрел в результате использования в пахотных целях ряд параметров, свойственных эродированным почвам, а именно: в нем отмечено снижение мощности гумусового слоя, содержания органического вещества, емкости поглощения и физической глины. Это еще раз подтверждает факт экстенсивного характера эксплуатации зональных почв в условиях постоянного расхода накопленного веками естественного плодородия без внесения органических и минеральных удобрений.
При сравнении морфогенетических показателей целинных и пахотных черноземов на склоне выявлено, что на втором, третьем и четвертом участках почвы подвержены водной эрозии в средней, слабой и сильной степенях соответственно. Располагаясь на разных по крутизне микрозонах склона и подвергаясь различной интенсивности эрозии стекающими со склона жидкими осадками, пахотные почвы оказались неспособными противостоять их разрушительной силе, что и обусловило снижение качественных свойств почв. Они в разной степени потеряли мощность гумусового горизонта, по гумусности перешли в нижестоящие мало- и слабогумусированные категории классификационных единиц, в них снижены темпы и глубина гумификации, превалируют литогенные факторы и процессы. При усилении эрозии смыв гумусового горизонта, например, составил: для слабо-, средне- и сильносмытых соответственно 6, 14 и 15 см. В этом же ряду гумусность пахотного слоя уменьшалась на 16, 35 и 54,2% (таблица). Наряду с этим, в профилях почв повышена верхняя граница скопления видимых форм карбонатов, что свидетельствует о явном дефиците влаги, особенно в эродированном ряду почв. Именно карбонатным южным черноземам свойственна повышенная «физиологическая сухость» за счет наличия значительного количества карбонатов в распыленном пахотном слое.
Таким образом, предварительными расчетами установлено, что в результате экстенсивного сельскохозяйственного использования южных черноземов Общего Сырта как зональные подтипы южных черноземов, так, особенно, склоновые их варианты, изменили в негативную сторону генетико-производственные параметры, что предопределило ухудшение их функциональных экологических и биосферных свойств при снижении плодородия.
В целях восстановления плодородия и поддержания оптимального режима функционирования черноземов южных необходимо использование их в ландшафтно-адаптивных системах земледелия с освоением современных почвосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Сильноэродированные варианты черноземов южных подлежат консервации – выведению их из пахотного фонда и залужению многолетними травами с последующим использованием под пастбище и соблюдением пастбищеоборота.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черноземы СССР: Поволжье и Предуралье. – М.: Колос, 1978.

Д.Г. Поляков