К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИУЗЕНСКОГО ПОЛУПУСТЫННОГО ЗАПОВЕДНИКА
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – основа для создания единого государственного (или регионального) экологического каркаса, предназначенного для сохранения (и/или восстановления) типичных (эталонных) и уникальных природных и природно-антропогенных геосистем, генетического разнообразия растительного и животного мира; для организации и проведения научных исследований; для разработки и внедрения научных методов оптимального природопользования; для ведения мониторинга и экологического просвещения населения [6]. При планировании системы ООПТ важным представляется использование ландшафтного подхода, который позволяет учитывать многообразие связей между различными элементами геосистем и наиболее эффективно выполнять природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские задачи.
Ландшафтное разнообразие территории России определяет необходимость существования адекватной по структуре и репрезентативности сети ООПТ, охватывающей не только уникальные, но и типичные геосистемы. В этой связи хотелось бы отметить, что, согласно А.Н. Иванову и В.П. Чижовой (2002), площадь ООПТ в России занимает около 8%, из них в степной зоне – примерно 0,4% [1]. Не лучше складывается ситуация и с полупустынными ландшафтами, которые, в основном, приурочены к Прикаспийской низменности. Здесь действует, в частности, Богдинско-Баскунчакский заповедник площадью 18,5 тыс. га (Астраханская область) и создается Эльтонский заповедник в Волгоградской области. Вместе с тем следует отметить, что эти заповедники приурочены к уникальным природным геосистемам и не могут отразить всего разнообразия полупустыни – удивительного экотонного образования, включающего степные, полупустынные и пустынные элементы. В некоторой степени этот пробел мог бы заполнить Джаныбекский стационар с 50-летним опытом лесомелиоративной работы и микрозаповедником на участке с трехчленным почвенно-растительным комплексом. Однако большая часть территории этого стационара расположена в пределах Казахстана, не имеет статуса ООПТ, а «заповедная степь» постоянно находится под угрозой несанкционированного выпаса скота [2]. В связи с этим существует необходимость организации заповедника, в котором были бы представлены основные, прежде всего эталонные, элементы ландшафтной структуры северной глинисто-суглинистой полупустыни Прикаспийской низменности.
Этим требованиям отвечает территория Приузенской равнины, расположенная на юге Саратовского Заволжья и приуроченная к бассейнам бессточных рек (Большому и Малому Узеням, Дюре). Междуречные равнины Приузенья с трехчленными почвенно-растительными комплексами и падинами имеют определенное сходство с ландшафтами Джаныбекского стационара [4, 5]. Кроме этого, на Приузенской равнине значительное распространение получили лиманные геосистемы, которые должны быть включены в список объектов, подлежащих охране в соответствии с Рамсарской конвенцией.
В пределах Саратовской области действуют 20 ООПТ (около 3% от площади области): Хвалынский национальный парк и 19 заказников, из них 6 заказников находятся в степном Саратовском Заволжье. Полупустынные ландшафты Приузенской равнины представлены лишь памятниками природы регионального значения. Один из них – «Кривой осинник» – площадью 39,4 га находится на правом берегу р. Б. Узень в 4,5 км к юго-востоку от с. Александров Гай. В его пределах сохранились: «островки» белотополевников; куртины из клена татарского с участием терна, крушины слабительной, розы иглистой, жимолости татарской, сочетающиеся с зарослями эстрагона, солодки уральской, красочного высокотравья (зопник клубненосный, вика клубненосная, качим метельчатый и др.) и участками злаковых степей из житняка гребенчатого, ковыля красного, ковылка с кустами таволги городчатой. Территория «Кривого осинника», занимая нижнее звено ландшафтной катены, используется в рекреационных целях и находится в непосредственной близости от пастбищных и пахотных угодий. На левом берегу р. Б. Узень, у границы с Казахстаном, взят на учет еще один памятник природы – «Тюльпанная степь» (площадь – 1 га), предназначенный для охраны тюльпана Шренка, занесенного в Красную книгу.
Несмотря на ценность существования на Приузенской равнине этих памятников природы, приходится констатировать, что они: 1) не охватывают всего многообразия, прежде всего эталонных, элементов ландшафтной структуры; 2) отличаются незначительной площадью; 3) не имеют буферных охранных зон; 4) не образуют единой системы ООПТ и 5) не могут в полной мере выполнить стоящие перед ними задачи.
Во второй половине ХХ века Саратовское Приузенье подверглось интенсивному земледельческому освоению, когда в большинстве хозяйств доля пахотных угодий превысила 50%, хотя, по Н.Ф. Реймерсу (1994), она должна быть сведена к минимуму [7]. В течение последнего десятилетия ХХ века часть пахотных угодий перешла в категорию залежных земель, однако до восстановления их в условно-коренное состояние пройдет, видимо, еще не менее 10-15 лет. Вторая по степени преобразования и площади использования группа земель занята пастбищами.
В условиях интенсивного освоения полупустынного Саратовского Заволжья представляется особенно актуальным сохранение его ландшафтного разнообразия, так как эту территорию можно считать репрезентативной для северной полупустыни в пределах глинисто-суглинистой равнины Прикаспийской низменности. Здесь целесообразна организация Приузенского полупустынного заповедника, в состав которого следует включить все элементы ландшафтной структуры: сохранившийся массив с трехчленными почвенно-растительными комплексами; падины с разнотравными ассоциациями и с миндалем степным; различные типы лиманов; пойменные участки с лугами и древесно-кустарниковой растительностью; а также уже существующие памятники природы. Значительная степень антропогенной освоенности Приузенской равнины предопределяет необходимость проектирования подобного заповедника из отдельных участков особо охраняемых территорий, соединенных в единую систему.
Для успешного выполнения заповедником задач по изучению природных геосистем и мониторингу за их состоянием, разработке и внедрению в практику систем природопользования, адаптированных к зональным полупустынным условиям, следует уже с момента проектирования использовать ГИС-технологии. Это позволит упростить создание и тиражирование картографической продукции, обработку и хранение материалов полевых исследований, обмен опытом с сотрудниками других ООПТ и осуществление эколого-просветительской работы с населением, особенно при наличии сайта заповедника в сети Internet. Однако стоит помнить, что ГИС-технологии – это ценный, но отнюдь не единственный, метод изучения природных и природно-антропогенных геосистем. Обязательным элементом деятельности заповедника должны быть полевые научные исследования и практические природоохранные мероприятия.
В процессе исследования территории Приузенской равнины (1990-1998 гг.) и последующей обработки полевых материалов, картографических и литературных источников автором под руководством сотрудников МГУ имени М.В. Ломоносова – В.А. Николаева и И.В. Копыл – был составлен ряд тематических карт (в том числе ландшафтная), послуживших основой для создания их электронных версий.
В соответствии со схемой физико-географического районирования Прикаспийской низменности [3], Приузенская равнина находится в пределах Узенско-Чижинского лиманно-плоскоравнинного суглинистого солонцово-лугово-пустынно-степного физико-географического района Северо-Волго-Уральской провинции Полупустынной подобласти Прикаспийской пустынно-полупустынной области.
В условиях недостатка влаги и избытка тепла, при наличии засоленных почвообразующих пород тяжелого механического состава сформировались светло-каштановые почвы, являющиеся зональными для полупустынного типа ландшафта в его северной подзоне. Однако однородных и значительных по площади участков с кустарничково-ковылково-типчаковыми ассоциациями на светло-каштановых почвах в пределах рассматриваемой территории крайне мало. Большее распространение на междуречных равнинах получили двучленные и трехчленные почвенно-растительные комплексы. Составными элементами трехчленных солонцово-пустынно-степных комплексов (СПСК) являются: а) фации микроповышений с камфоросмово-чернополынными ассоциациями на солонцах корковых, с острецово-чернополынными и солончаковополынными ассоциациями на солонцах средних и глубоких; б) микросклоны от микроповышений к микрозападинам с ксерофитноразнотравно-житняково-ковыльной растительностью на светло-каштановых глинистых и тяжелосуглинистых солонцеватых и солончаковатых почвах; в) разнотравно-пырейно-ковыльно-тонконоговые, разнотравно-ковыльные и разнотравно-узколистномятликово-житняково-спирейные ассоциации на лугово-каштановых почвах в микрозападинах. Амплитуда относительных высот между крайними членами СПСК, как правило, не превышает 0,5 м [4]. Доля участия в комплексе каждого из его членов может меняться от 5-10% до 75-90%. Для полупустынного Саратовского Приузенья характерно господство (до 59% площади) трехчленных СПСК, для половины которых доля солонцов превышает 50%.
Падины на Приузенской равнине представляют собой понижения округлой формы с выположенными бортами, с площадью до нескольких десятков гектаров и глубиной до 1,0-1,5 м. Они характеризуются богаторазнотравно-узколистномятликово-ковыльной растительностью с участием луговых широколистных злаков (пырея, костра безостого) и кустарника миндаля степного на мощных лугово-каштановых почвах. Иногда богаторазнотравно-ковыльные ассоциации встречаются в комплексе с солонцовыми вариантами растительности (до 10-25%).
Почти такое же распространение, как падины, занимают более глубокие (до 3 м) и обширные (площадью до нескольких сотен гектаров) лиманные понижения, отличающиеся друг от друга глубиной, площадью, режимом увлажнения, флористическим составом. В лиманах господствуют луговые и лугово-лиманные почвы разной степени оглеения под пырейным, солодковым растительным покровом. На участках лиманов с близким залеганием грунтовых вод или затопленных водой развиваются мезофитноразнотравно-ситнягово-пырейные сообщества с участием лисохвоста и бекманнии; сусаково-ситниковые ассоциации в сочетании с зарослями рогоза узколистного, тростника, клубнекамыша, частухи.
В долине р. Б. Узень пойменные геосистемы представлены злаковыми и разнотравно-злаковыми лугами, сочетающимися с древесно-кустарниковыми куртинами на аллювиальных карбонатных почвах.
Проведенные исследования можно рассматривать как инвентаризационный этап, за которым должны следовать: мониторинг за состоянием природных и природно-антропогенных геосистем, выявление участков со слабой степенью антропогенного изменения, дающих представление об основных элементах полупустынных ландшафтов Приузенья, с целью дальнейшего их включения в систему ООПТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории. – М., 2002.
2. Копыл И.В. Проблемы Джаныбекского микрозаповедника // Степи Евразии: проблемы сохранения природного разнообразия в XXI веке. Материалы международного симпозиума. – Оренбург, 2000.
3. Копыл И.В., Николаев В.А. Физико-географическое районирование Прикаспийской низменности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр., 1995. № 2.
4. Николаев В.А., Копыл И.В., Пичугина Н.В. Фациальная структура полупустынного ландшафта в Северном Прикаспии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр., 1995. № 2.
5. Николаев В.А., Копыл И.В., Пичугина Н.В., Федоров А.В., Ушакова О.В. Фациальная структура микрокомплексной полупустыни в пределах Волго-Уральского междуречья // Саратовское Поволжье: История и современность. – Саратов, 1999.
6. Постатейный комментарий к федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» // В.Б. Степаницкий. – М., 2001.
7. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). – М., 1994.