КОЛОНИЯ СУРКОВ В РОЛИ ЯДРА СТЕПНОГО БИОГЕОЦЕНОЗА

 

А.В. Димитриев, З.Н. Плечова, Г.Н. Плечов

Министерство,природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики, Институт образования Чувашской Республики,  Чувашский государственный пединститут, Чебоксары, Россия

 

Степной биогеоценоз без животных и антропогенного пресса в виде сенокошения и пастьбы скота быстро трансформируется и теряет свой первоначальный облик. Об этом ярко свидетельствует практика сохранения степных заповедников нашей страны. Главная из причин этого явления - отсутствие в совре­менных степях естественных стад копытных, сурков и некоторых других животных, воздействие кото­рых на биогеоценоз степи благоприятно. Естественные стада копытных животных уничтожены челове­ком и для их восстановления в настоящее время имеется ряд антропогенных ограничений (дороги, тру­бопроводы, пашни, моторизированное браконьерство и т.д.), а сурки сохранились, в последние десяти­летия их численность восстанавливается и воздействие их на биогеоценозы степи существенно возрас­тает. Конечно, влияние копытных на степи не сравнимо с влиянием сурков, т.к. имеется ряд специфичес­ких черт. Как неоднократно было констатировано, сурки на пастбищах не конкурируют с домашними копытными животными (Середнева, Незговоров,1977; Бибиков, 1989; Ронкин, Савченко, 1996). Влияние копытных и сурков дополняет друг друга и способствует рациональному использованию фитомассы степи.

Нами в результате многолетних наблюдений Батыревской реликтовой сурковой колонии Чувашской Республики установлено, что сурки формируют достаточно стабильный и благоприятный для растений и животных ценоз.

Сурковая колония на этом месте существует более трех с половиной веков - еще до появления окрестных деревень - Новое Бахтиярово и Малые Шихарданы. При основании поселения Новое Бахтиярово в 1642 году в непосредственном соседстве с деревней располагалась сурковая колония (Dim-itriev et al., 1995). В зоологической литературе сведения о ней известны с середины XIX века (Эверсманн, 1850). За такой продолжительный период существования колонии на этой территории сложились устойчивые биогеоценотические связи. Эту колонию впервые подробно описала Львова А.Н. (1936). Нами продолжены наблюдения и в результате обобщения имеющихся данных был предложен новый термин - мармотобиогеоценоз (Димитриев, Димитриев, 1996).

Мармотобиогеоценоз - это часть степного или горного биогеоценоза, где обитают сурки, которые своей деятельностью изменяют ландшафт, микрорельеф, микроклимат, почвы и биоразнообразие растительного и животного мира, создают зоны благополучия биоте и тем самым вносят стабильность и играют значительную роль в эволюции степных и горных биогеоценозов. Эти биогеоценозы, сформированные в результате деятельности сурков, отличаются от окрестных биогеоценозов организационной структурой, иерархией, более сложными и разнообразными пищевыми цепями, сигнализацией (звуковой информатизацией) и целым рядом других особенностей.

Ядром данной экосистемы являются сурки. Благодаря их деятельности сохраняется стабильность развития биогеоценоза на протяжении десятилетий, возможно, и столетий. Нами прослежена динамика численности сурков в Батыревской реликтовой колонии начиная с 30-х годов нашего века и проведено сравнение флористического состава растений этой колонии с имеющимися сведениями за 60-летний период. Можем констатировать, что исчезновение колонии сурков в других местах способствовало вырождению остепненных участков, превращению их в луга и пастбища совершенно с другим набором видов растений и животных.

Не секрет, что в степных экосистемах существуют узловые сгущения биомассы - своего рода оазисы (Мордкович,1982; Стебаев и др., 1968). Они образуют "ядра". В этих "фокусах совместной биогеохимической деятельности всех функциональных частей экосистемы" (Мордкович, 1982) немаловажное значение, на наш взгляд, имеют сурки и наличие влаги. По нашему мнению, узлы сгущения (ядра) образуют сурки и растения. Узлы сгущения биомассы, образованные только растениями, беднее и малочленнее, чем образованные сурками. Мармотобиогеоценозы богаче и сильнее притягивают к себе различные виды позвоночных, беспозвоночных животных и растений (Димитриев, Димитриев, 1996). В этих биогеоценозах ускоряется биогеохимический круговорот. Наличие таких центров благоприятно для ускорения эволюции всей экосистемы.

Исчезновение "притягивающего к себе другие виды растений и животных" ядра суркового биогеоценоза влияет на нарушение стабильного набора видов флоры и фауны и в целом на ход дальнейшего развития степного биогеоценоза (ландшафта). Уничтожение таких ядер ведет к деградации степи, а восстановление - оживлению биоты и ускорению биогеохимического круговорота. Поэтому при рекультивации степи важно провести не только рекультивацию почвы, но и биорекультивацию, которая должна включать в себе фиторекультивацию и создание ядра биогеоценоза, в данном случае мармоторекультивацию.