КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В АРИДНОЙ ЗОНЕ СРЕДНЕЙ СИБИРИ

 

Степи аридной зоны Средней Сибири используются в настоящее время в сельском и пастбищном хозяйстве и обеспечивают страну зерном и продуктами животноводства. Однако растительность и земли под этими угодьями деградируют под влиянием антропогенного пресса. В недалеком прошлом здесь произошли две вспышки антропогенной деградации: первую из них обусловили широкомасштабные работы, связанные с распашкой целинных земель в 50-60-е годы, вторую – комплекс неадаптированных действий по интенсификации сельскохозяйственного производства в условиях периодической аридизации климата – наблюдалась в 70-80-х годах минувшего столетия. В настоящее время просматриваются контуры третьей вспышки деградации агроландшафтов, которая зарождается в результате практически бесконтрольного, непрофессионального и истощительного использования земель акционерными обществами, фермерами и другими хозяйствами, стремящимися получать максимальную прибыль без адекватного вклада в поддержание и наращивание их агроресурсного потенциала [1].
Исследованиями Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН и НИИ аграрных проблем Хакасии РАСХН установлено, что площадь опустыненных степей, ведущих к потере урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности пастбищ, будет увеличиваться при потеплении климата. Последствия опустынивания, ухудшения земель и условий ведения сельскохозяйственного производства в виде падения продуктивности сельскохозяйственных угодий можно уменьшить на порядок с помощью защитных лесных насаждений различного целевого назначения. Защитное лесоразведение располагает крупным, пока не используемом в достаточной мере резервом резкого увеличения своей значимости как элемента биоэкологической системы земледелия. Заключается он в придании защитным лесным насаждениям оптимального биологического параметра.
Важнейшее место по борьбе с деградацией и опустыниванием земель отводится использованию защитных лесных насаждений в агросфере для эколого-экономического обустройства земельных угодий и создания благоприятной среды обитания [2–5].
Всероссийский НИИ агролесомелиорации РАСХН, Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, НИИ аграрных проблем Хакасии СО РАСХН, Сибирский НИИ гидротехники и мелиорации МСХ РФ, Красноярский государственный аграрный университет МСХ РФ и другие научные и учебные заведения взяли на себя миссию развития и совершенствования агролесомелиоративной науки и практики и ведения сельскохозяйственного производства. В связи с этим разработаны: «Федеральная программа развития агролесомелиоративных работ в России» [6], «Программа борьбы с опустыниванием в России» [7], «Субрегиональная Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для юга Средней Сибири Российской Федерации» [8], «Концепция развития агропромышленного комплекса Сибири до 2010 г.» [9], «Система ведения агропромышленного производства Республики Хакасия» [10], «Концепция развития агропромышленного комплекса Республики Тыва на 2002-2010 гг.» [11], «Концепция развития мелиораций сельскохозяйственных земель в России» [12], «Концепция ведения сельскохозяйственного производства на опустыненных землях аридной зоны» [13], «Концепция сохранения биоразнообразия растений в засушливых условиях юга Средней Сибири» [14], «Прогноз развития агропромышленного сектора России до 2030 года» [15].
Региональная концепция создания нового поколения защитных лесных насаждений в аридной зоне Средней Сибири разработана нами в соответствии с выше перечисленными документами. В экстремальных условиях аридной зоны Средней Сибири экосистемы наиболее уязвимы и при деградации труднее поддаются восстановлению. В связи с этим программа действий должна осуществляться в соответствии с новейшими разработками агролесомелиоративной науки и с учетом накопленного опыта выращивания защитных лесных насаждений.
На юге Средней Сибири накоплен богатый опыт создания степных лесонасаждений [5, 16–18]. За последние 60 лет в Красноярском крае и в Республиках Тыва и Хакасия создано более 50 тыс. га защитных лесных насаждений различного целевого назначения. В качестве главных древесных пород чаще всего использовались быстрорастущие тополя (бальзамический, лавролистный, черный и их гибриды) и вязы (приземистый и гладкий), реже – лиственница сибирская, береза повислая, сосна обыкновенная и ива остролистная.
Защитные насаждения из названных древесных пород старше 30 лет характеризуются в настоящее время в основном неудовлетворительным состоянием, основными причинами которого являются:
1. шаблонное перенесение технологии создания посадок из европейской части страны в Сибирь и из лесостепной зоны в степную;
2. нарушение агротехнических приемов выращивания защитных насаждений в экстремальных условиях;
3. несоответствие биологии тех или иных видов древесных пород реальным почвенно-климатическим условиям;
4. чрезмерные по интенсивности рубки ухода (особенно в тополевых насаждениях) в целях формирования агрономически эффективной конструкции лесных полос;
5. недооценка роли кустарников для борьбы с сорной травянистой растительностью фитоценотическим методом и для дополнительного увлажнения почвы в многоснежные зимы, долговечность которых в 1,5-2 раза больше, чем деревьев;
6. недооценка лесопригодности почв.
Все это в конечном итоге оказало негативное влияние не только на жизненное состояние, но и на сохранность, рост, продуктивность, биологическую устойчивость и долголетие степных лесонасаждений. Нами установлено, что долговечность степных лесонасаждений в условиях богарного земледелия составляет: у лиственницы сибирской – не ниже 60 лет, у вяза приземистого – 30-35 лет, у тополей разных видов – 25-30 лет.
Имеются большие резервы повышения качества и эффективности искусственных лесонасаждений. Пути их реализации сводятся к выполнению следующих важных народно-хозяйственных мероприятий: организация собственной семенной базы, расширение ассортимента деревьев и кустарников, применение концепции создания нового поколения защитных лесных насаждений в аридной зоне.
Важный резерв повышения качества и эффективности защитных лесонасаждений в степной и сухостепной зонах Средней Сибири – перевод лесного семеноводства на селекционно-генетическую основу [19]. В организации собственной лесосеменной базы имеется ряд особенностей, заключающихся в отборе селекционных объектов, лучших искусственных популяций и биотипов, их генетическая оценка и создание из них коллекций (архивов) и лесосеменных плантаций отдельных древесных растений.
Перевод лесного семеноводства на селекционно-генетическую основу диктует необходимость организации сети специализированных семенных станций, которые работали бы под методическим руководством научно-исследовательских учреждений, занимающихся селекционным семеноводством. В целях дифференцированной организации лесного семеноводства в южных районах Средней Сибири целесообразно организовать как минимум две таких станции: одну – в степной черноземной зоне, вторую – в сухостепной каштановой зоне. В пределах этих зон разрабатывается свой ассортимент деревьев и кустарников.
Расширение ассортимента деревьев и кустарников актуально для создания нового поколения защитных лесных насаждений во всех лесорастительных условиях [20]. В черноземной степи первостепенное значение должны иметь насаждения из хозяйственно ценных и долговечных пород – лиственницы сибирской и сосны обыкновенной (на легких почвах). Для широкого внедрения этих пород следует решить вопрос о семенной базе для производства местных семян. В каждом агролесомелиоративном округе юга Средней Сибири необходимо использовать семена от наиболее устойчивых и долговечных экземпляров этих пород, уже прошедших естественный отбор в местных условиях выращивания и возмужавших защитных лесных полосах. Применение тополей в посадках должно быть ограничено защитным лесоразведением на орошаемых землях и на территориях с высоким стоянием грунтовых вод. В качестве главной породы в полезащитных насаждениях следует широко испытать дуб черешчатый, который характеризуется многими положительными биологическими свойствами: высокой зимостойкостью, засухоустойчивостью, терпимостью к небольшой засоленности почвы.
Эффективность защитных насаждений и их качество могут быть значительно повышены за счет более широкого использования медоносных, лекарственных, плодовых и ягодных растений (липы мелколистной, рябины сибирской, яблони ягодной, облепихи крушиновой, абрикоса сибирского, боярышника кроваво-красного, ирги колосистой и обильноцветущей, смородины золотистой и др.) [21].
Размещение деревьев и кустарников в степных лесонасаждениях необходимо проводить дифференцированно в зависимости от агролесомелиоративного района, целевого назначения посадок, лесорастительных условий и лесопригодности почв: в полезащитные лесные полосы в лучших условиях произрастания должны быть максимально введены хозяйственно ценные и плодовые древесные породы, в противоэрозионные и пастбищные в худших условиях – кустарники.
Переход к концепции создания нового поколения защитных лесных насаждений в аридных условиях Средней Сибири заключается в создании насаждений нового типа. Она включает выполнение целого комплекса исследовательских, лесоводственных, экологических, общебиологических и технологических мероприятий, основными из которых являются:
• тщательное картографирование и выделение в натуре участков на трассе будущих лесных насаждений с различными лесорастительными условиями: лучшие (большие и малые западины с темноцветными интрозональными почвами и корнедоступными пресными грунтовыми водами или дополнительным водопитанием за счет перераспределения поверхностного стока); средние (зональные почвы на ровных участках или слабых склонах с глубиной залегания токсичных солей свыше 1,5 м); худшие (пятна солонцов или участки с залеганием токсичных солевых горизонтов до 1 м от поверхности почв);
• строгое соблюдение агротехники выращивания степных лесонасаждений (глубокая мелиоративная вспашка, щелевание, обработка почвы по системе 2-летнего черного пара на участках с сильным разрастанием вегетативно подвижных сорняков, тщательный уход за почвой в период выращивания степных лесонасаждений, устройство водонаправляющих валов);
• дифференцированная посадка определенного состава древесных видов на выделенных участках: на лучших – наиболее ценные высокоствольные и долговечные деревья (лиственница сибирская, сосна обыкновенная (на легких почвах), дуб черешчатый, береза повислая, ясень пенсильванский, вяз приземистый и др.); на средних – селекционно улучшенные, комплексно устойчивые виды, формы и гибриды деревьев в сочетании с кустарниками в крайних рядах (вяз гладкий, клен татарский, яблоня ягодная, липы мелколистная, ирга колосистая и обильноцветущая, лещина разнолистная, боярышник кроваво-красный, абрикос сибирский, смородина золотистая, миндаль низкий, караганы Бунге и колючая, облепиха крушиновая, жимолость татарская, кизильник блестящий и др.); на худших – засухо- и солеустойчивые кустарники (караганы древовидная, Бунге и колючая, смородина золотистая и др.);
• создание чистых кустарниковых кулис в худших условиях произрастания (солонцов и засоленных участков) из тамарикса, караганы древовидной, караганы Бунге и колючей, лоха узколистного, чингиля серебристого, смородины золотистой и других видов растений;
• создание двухрядных полезащитных лесных полос с широким междурядьем и освоения лесомелиорируемой территории [22];
• создание систем 3–4-рядных линейных полезащитных лесных полос (в ряде случаев прерывистых) древесного, древесно-кустарникового и кустарникового типов с формированием в молодом возрасте (на 2–3-й год после посадки) агрономически эффективной диагонально-крупносетчатой конструкции с помощью прокладки широких (3,5–4,0 м) коридоров, направленных под углами 27–45° к основному направлению лесополосы, которые рассекают ее на биогруппы, имеющие в плане треугольную или треугольно-ромбическую форму [23–27];
• создание защитных лесных насаждений для целей животноводства [28];
• создание структуры лесомелиоративных станций, которые будут разрабатывать основы выращивания и испытания посадочного материала и создания защитных лесных насаждений;
• разработка комплекса региональных лесоводственно-таксационных нормативов: рекомендаций по рубкам ухода, таблиц и математических моделей объемов стволов, таблиц хода роста и биологической продуктивности нормальных насаждений.
Реализация концепции создания нового поколения степных лесонасаждений на юге Средней Сибири позволит существенно сократить развитие процессов опустынивания земель сельскохозяйственного назначения, повысить биологическую продуктивность земель агролесомелиоративного фонда и устойчивость искусственных лесонасаждений, резко снизить дефляцию почв, добиться прибавки урожая зерновых, что в комплексе будет способствовать поддержанию экологического баланса территории. Для ее реализации необходимо приложить немало усилий, чтобы склонить общественное мнение, федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти в пользу агролесомелиорации и защитного лесоразведения в широком смысле. Их целевая финансовая поддержка должна быть действенной и направлена на улучшение жизни настоящих и будущих поколений людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Опустынивание и комплексная мелиорация агроландшафтов засушливой зоны / К.Н. Кулик [и др.]. – Волгоград: ВНИАЛМИ, 2007. – 86 с.
2. Савостьянов В.К. Опустынивание на юге Средней Сибири и роль защитных лесных насаждений в его предовращении / В.К. Савостьянов // Кулундинская степь: прошлое, настоящее, будущее. – Барнаул, 2003. – С. 233–242.
3. Свинцов И.П. Рациональное природопользование в аридных регионах России / И.П. Свинцов // Мелиорация и водное хозяйство. – 2005. – № 1. – С. 3–6.
4. Лобанов А.И. Роль защитных лесных насаждений Ширинской степи (Хакасия) в предотвращении опустынивания / А.И. Лобанов, Г.С. Вараксин, В.К. Савостьянов // Опустынивание земель и борьба с ним. – Абакан, 2006. – С. 87–94.
5. Савин Е.Н. Выращивание лесных полос в степях Сибири / Е.Н. Савин, А.И. Лобанов, В.Н. Невзоров и [др]. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 102 с.
6. Федеральная программа развития агролесомелиоративных работ в России. – Волгоград, 1995. – 245 с.
7. Программа борьбы с опустыниванием в России / В.И. Петров и [др]. // Проблемы освоения пустынь. – 1999. – № 2. – С. 54–62.
8. Субрегиональная Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для юга Средней Сибири Российской Федерации / ЮНЕП, ЦМП Госкомэкологии и России, НИИ АПХ СО РАСХН. – Абакан, 2000. – 294 с.
9. Гончаров П.Л. Концепция развития агропромышленного комплекса Сибири до 2010 г. / П.Л. Гончаров [и др.]. – Новосибирск: СО РАСХН, 2001. – 112 с.
10. Артеменюк В.Н. Система ведения агропромышленного производства Республики Хакасия / В.Н. Артеменюк [и др.]. – Абакан: НИИ АПХ СО РАСХН, 2002. – 187 с.
11. Гончаров П.Л. Концепция развития агропромышленного комплекса Республики Тыва на 2002-2010 гг. / П.Л. Гончаров [и др.]. – Новосибирск-Кызыл, 2002. – 80 с.
12. Концепция развития мелиораций сельскохозяйственных земель России / Под общ. ред. Г.А. Романенко. – М., 2004. – 43 с.
13. Савостьянов В.К. Концепция ведения сельскохозяйственного производства на опустыненных землях аридной зоны / В.К. Савостьянов // Повышение продуктивности сельскохозяйственного производства на опустыненных землях аридной зоны. – Абакан, 2006. – С. 148–153.
14. Гордеева Г.Н. Концепция сохранения биоразнообразия растений в засушливых условиях юга Средней Сибири / Г.Н. Гордеева [и др.]. – Абакан: НИИ АПХ СО РАСХН, 2006. – 8 с.
15. Крылатых Э.Н. Прогноз развития агропромышленного сектора России до 2030 года / Э.Н. Крылатых // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2006. – № 9.
16. Фомин П.Ф. Опыт полезащитного лесоразведения в Хакасии / П.Ф. Фомин. – Абакан: Хакас. Обл. гос. изд-во, 1952. – 72 с.
17. Лобанов А.И. Роль и опыт создания лесных полос в степях Средней Сибири / А.И. Лобанов // Ботанические исследования в Сибири. – Красноярск, 2003. – Вып. 11. – С. 87–96.
18. Лобанов А.И. Опыт лесомелиорации пастбищных земель юга Средней Сибири / А.И. Лобанов // Ботанические исследования в Сибири. – Красноярск, 2004. – Вып. 12. – С. 101–116.
19. Лобанов А.И. Пути повышения качества и эффективности защитных лесных насаждений в степях Средней Сибири / А.И. Лобанов // Структурно-функциональная организация и динамика лесов. – Красноярск: Изд-во ИЛ СО РАН, 2004. – С. 60–62.
20. Маттис Г.Я. Пути повышения качества и эффективности искусственных лесных насаждений в аридном регионе европейской территории России / Г.Я. Маттис // Лесное хозяйство. – 2003. – № 2. – С. 37–40.
21. Лиховид Н.И. Интродукция древесных растений в аридных условиях юга Средней Сибири / Н.И. Лиховид. – Абакан: Фирма «Март», 2007. – 288 с.
22. Савостьянов В.К. Технология создания двухрядных полезащитных лесных полос с широким междурядьем и освоения лесомелиорируемой территории в степных районах Хакасии: Рекомендации / В.К. Савостьянов, Н.И. Лиховид. – Абакан: НИИ АПХ СО РСХН, 1995. – 10 с.
23. Рекомендации по выращиванию полезащитных насаждений в степных и лесостепных районах Красноярского края. – Красноярск, 1971. – 88 с.
24. Лиховид Н.И. Технология создания полезащитных лесных полос на богарных и орошаемых землях Хакасской АО: Рекомендации / Н.И. Лиховид. – Абакан: Хакасская СХОС, 1990. – 23 с.
25. Лобанов А.И. Технология создания древесно-кустарниковых насаждений диагонально-крупносетчатой конструкции на подверженных дефляции землях / А.И. Лобанов // Защитное лесоразведение по природным районам СССР. – Волгоград: ВНИАЛМИ, 1991. – Вып. 2(103). – С. 56–60.
26. Лобанов А.И. Способ выращивания тополевых полезащитных лесных полос: Патент Российской Федерации 2013937 / А.И. Лобанов, Е.Н. Савин. Опубл. 15.06.94.
27. Лобанов А.И. Новый способ выращивания и формирования лесных полос на пахотных землях в степях Сибири / А.И. Лобанов, Е.Н. Савин // Лесохозяйственная информация. – 1998. – Вып. 7. – С. 1–8.
28. Савин Е.Н. Технология создания защитных лесных насаждений для целей животноводства в степных районах Хакасии: Рекомендации / Е.Н. Савин, Н.И. Лиховид [и др.]. – Абакан: НИИ АПХ СО РАСХН, ИЛ СО РАН, 1995. – 13 с.

А.И. Лобанов