КОСМОС И СТЕПНЫЕ ГЕОСИСТЕМЫ ЕВРАЗИИ 

COSMOS AND EURASIAN STEPPE GEOSYSTEMS  

А.Ю. Ретеюм

A.Ju. Retejum 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

(Россия, 119991, Москва, Ленинские горы) 

Lomonosov Moscow State University

(Russia, 119991, Moscow, Leninskie gory)

e-mail: aretejum@yandex.ru

 

Автор показывает роль 179-летних солнечных циклов в режиме степных геосистем, проявляющихся в изменениях атмосферных осадков, речного стока и биологической продуктивности.

The author shows the role of 179-year solar cycles in the regime of steppe geosystems, manifested in changes in atmospheric precipitation, river flow and biological productivity.  

Изменчивый режим степных геосистем Евразии создает благоприятные предпосылки для изучения земных проявлений действия космических сил. Соответствующий анализ целесообразно начинать с рассмотрения крупных аномалий, развитие которых может быть связано с движениями Солнечной системы в определенные критические моменты.

Как показывают результаты обработки информации по степным территориям, в последние 70 лет наиболее существенный дефицит годовых сумм атмосферных осадков наблюдался в 80-е и 90-е гг. прошлого века, он имел длительность 10-11 лет (рис. 1).

Рисунок 1. Многолетняя аномалия годовых осадков в степной зоне
46-51° с.ш., 20-110° в.д.)

Источник: расчет по данным The NCEP Reanalysis Dataset 

Минимум увлажнения в европейском и азиатском секторах пришелся на 1989-1992 гг. Это было время, когда Солнце в своем обращении вокруг барицентра Солнечной системы сблизилось с ним на кратчайшее расстояние (рис. 2), что происходит редко, с периодичностью около 179 лет.

Рисунок 2. Движение Солнца относительно барицентра Солнечной системы
в 1970-2010 гг.

Источник: расчет по программе EPOS-GAO 

Важная средообразующая функция аномалии 1990 г. подчеркивается фактом значительной асинхронности природных процессов в разных частях степной зоны, проявляющейся, в частности, в отсутствии тесной связи между индикаторами продуктивности растительных сообществ, удаленных друг от друга на 1000 км (рис. 3). 

Рисунок 3. Коэффициенты корреляции между индексами фотосинтетически активной биомассы (NDVI) по квадратам размером 1° х 1° на широте 50° в июле 1981-2011 гг. 
Источник: расчет по данным Geospatial Data Analysis Corporation 

Судя по сведениям об изменениях речного стока как интегрального показателя состояния геосистем, космический импульс имел самый ярко выраженный отклик в районах, близких к Атлантическому океану (рис. 4).

Рисунок 4. Средний годовой расход реки Дунай с исторически минимальным показателем в 1990 г.
Источник: по данным Turnu Severin station 

При дальнейшем сопряженном исследовании аномалий на Земле и в Солнечной системе обнаруживаются космические причины уникальной засухи 2010 г. (рис. 5), которая стала следствием исключительно редкого множественного соединения и противостояния планет.

Рисунок 5. Индекс фотосинтетически активной биомассы (NDVI) в августе 1981-2011 гг. в квадрате с координатами 50-51° с.ш., 55-56° в.д. (район Оренбурга)
Источник: расчет по данным Geospatial Data Analysis Corporation 

Это событие произошло через 89-90 лет после катастрофы 1921-1922 гг., когда в Евразии от голода и болезней погибло более 7 млн человек. Указанный срок равен длительности цикла солнечной активности Ганского-Глейсберга и половине 179-летнего цикла движения Солнца. За 89-90 лет до аномалии 1921-1922 гг. в Россию и другие страны также поразили засухи и эпидемии.

В степях Казахстана, Восточной Сибири и Монголии большое значение всегда имела непогода в зимнее время, вызывающая массовый падеж скота (джут). Самым масштабным в последние десятилетия был джут в Монголии на рубеже веков [2], что, вероятно, объясняется резкими изменениями в циркуляции атмосферы у временной границы 179-летних циклов.

Многочисленные свидетельства отражения динамики Солнечной системы в природных процессах степи, датируемые XIX-XXI вв., дают основание предполагать, что в прошлом большие циклы могли играть решающую роль в истории кочевых народов. Лучшим объектом для проверки этой гипотезы служит Монголия, где по соседству с травянистыми сообществами растут леса с долгоживущими деревьями. Применение метода наложенных эпох в дендрохронологии позволило установить, что во второй половине 179-летнего цикла на протяжении 15-20 сезонов продуктивность растений достигала наивысшего уровня (рис. 6).

Рисунок 6. Прирост сибирской сосны по 179-летним циклам в Монголии в 917-1990 гг.
Источник: расчет по данным G.C. Jacoby, R.D’Arrigo, B.M. Backley, N. Pederson (The International Tree-Ring Data Bank) 

Длительность периодов больших урожаев кормовых трав создавала исключительно благоприятные условия для обитателей степи. Очевидно, не случайно именно в один из них, относящихся к началу XIII в., монгольский этнос во главе с Чингисханом пережил беспримерный этап консолидации и экспансии [1].

Знание феномена цикличности состояния степных геосистем открывает путь к сверхдолгосрочным оценкам рисков, которые должны быть пространственно дифференцированными.

Космически обусловлена также важная геоморфологическая особенность зоны степей, которая заключается в проявлении на ее территории деформаций литосферы, связанных с переменными напряжениями поверхности земного шара вдоль параллелей 50-52°, соответствующих линии золотого сечения. Существование этой интересной структуры становится очевидным при широтном сканировании Евразии и Северного полушария с использованием индикатора частоты землетрясений (рис. 7).

Рисунок 7. Изменения частоты землетрясений M ≥ 5 c широтой в Евразии (20-110 в.д.) и в Северном полушарии в период 1990-2017 гг.
Источник: расчет по данным International Seismological Center 

Имеющиеся материалы указывают на определяющее значение скорости вращения Земли для динамики степных геосистем, которая, в свою очередь зависит от движений внешних планет в Солнечной системе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. PedersonN., HesslA.E., Baatarbileg N., Anchukaitis K.J., Di Cosmo N. Pluvials, droughts, the Mongol Empire, and modern Mongolia. Proc. Natl. Acad. Sci. USA, 2014, 111 (12), 4375-4379.
  2. Retejum A.Ju. Mongolia in Transition: Social, Economic and Environmental Issues. Papers on Inner Asia, No 77. Indiana University. 2007.