КРАСНОЗОБАЯ КАЗАРКА

RUFIBRENTA RUFICOLLIS (PALLAS, 1769)

Отряд Гусеобразные

Anseriformes

Семейство Утиные

Anatidae

Статус:

Внесена в Красную книгу МСОП и Список глобально редких видов птиц. В Красной книге РФ III категория. В области — редкий пролетный вид.

Описание:

Значительно мельче гуся. Телос­ложение плотное. Шея толстая. Клюв неболь­шой, короткий. Окрашена очень пестро. Верх головы, полоса через глаз, зашеек, спина и брюхо черные. Бока головы, передняя часть шеи и грудь каштаново-рыжие. Пятно у осно­вания клюва, бока и подхвостье белые. Чер­ные и рыжие участки оперения разделены ши­рокими белыми полосами. Половые различия в окраске не выражены. С расстояния, в поле­те, кажется почти черной. На пролете встреча­ется в стаях. Летит часто без всякого строя — беспорядочной кучей. Голос — отрывистый хрипловатый гогот.

Распространение:

Эндемик России. Гнез­дится в тундрах Ямала, Гыдана, Таймыра. Зи­мует в южном Прикаспии, придунайских сте­пях. Один из пролетных путей лежит через южные и восточные районы Оренбуржья. Све­дения о сроках и характере миграций, количе­стве пролетных казарок для территории обла­сти крайне скудны. Южная ориентация пролетных путей известна еще с первой половины XIX века (1). Э.А.Эверсманн указывает, что севернее Орен­бурга краснозобая казарка не встречается, а главный миграционный маршрут находится между Оренбургом и Соль-Илецком. В 80-е годы XIX века отмечалась на пролете по рекам Уралу (у Оренбурга и Орска) и Илеку (2), а также в Восточном Оренбуржье (3). Для за­падной части области, как в XIX, так и в нача­ле XX века, не упоминается (4,5). По матери­алам первой половины XX века отнесена к ка­тегории редких птиц области (6). Отмечены лишь единичные встречи на пролете (7,8). В последующем, на протяжении почти 40 лет, никаких сведений о пребывании краснозобой казарки на территории Оренбуржья нет.

В настоящее время установлено, что весен­ний миграционный маршрут по-прежнему су­ществует в долине р. И лека (9). На участке поймы между ст.Жулдуз и Сагарчин пролет­ные казарки регулярно наблюдаются с начала 90-х годов. В 1991 году с 15 по 18 апреля, здесь отмечено пять пролетных стай общей численностью около 120 особей (9). В 1994, с 17 по 20 апреля, - более 900 (10), а в 1995, с 11 по 17 апреля, — от 1500 до 2000 краснозобых казарок (11). Во всех случаях отмечены не все пролетные казарки, так как наблюдения велись на ограниченном участке поймы и только в светлое время суток. Почти отсут­ствуют современные сведения о характере миг­раций вида в районе крупных озер и водохра­нилищ Восточного Оренбуржья.

Численность и лимитирующие факторы:

Общее число краснозобых казарок, встречаю­щихся в области на пролете, неизвестно. Уста­новлено, что количество весенних мигрантов на Среднем Илеке в отдельные годы превыша­ет 2000 особей, а вероятно, в несколько раз больше. К этому числу следует прибавить ка­зарок, попадающих на территорию Восточно­го Оренбуржья из более южных миграцион­ных маршрутов. Данных об осенней численно­сти нет, хотя известно, что в этот период краснозобая казарка встречается на крупных озе­рах востока области. Главным фактором, сни­жающим численность вида на пролете в Орен­буржье, является браконьерский отстрел.

Меры охраны:

Внесена в Приложение II к Конвенции СИТЕС (12). Охраняется охот­ничьим законодательством области (13). Следует значительно повысить размер таксы за незаконную добычу, а также усилить кон­троль за соблюдением правил охоты. Необ­ходимо создание сети сезонных и постоян­ных водно-болотных заказников на путях массовых миграций водоплавающих. В их число должны войти большие пруды южных районов области, отдельные участки поймы р. Илека, а также некоторые крупные озера Восточного Оренбуржья. Требуется разъяс­нительная работа среди охотников и пропа­ганда охраны.

Источники информации:

1. Эверсманн, 1866; 2. Зарудный, 1888; 3. Nazarov, 1886; 4. Карамзин, 1901; 5. Карамзин, 1909; 6. Райс­кий, 1951; 7. Райский, 1949, 1955, 1956; 8. Дар-кшевич, 1950; 9. Давыгора и др., 1992а; 10. АДавыгора, личн. набл.; 11. Э.Гавлюк, личн. сообщ.; 12. Охрана живой природы, 1995; 13. Правила охоты на территории Орен­бургской области, 1988.

Составитель А.В. Давыгора. Красная Книга Оренбургской области, 1998.