МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
По экспертным оценкам в Волгоградской области безвозвратно утрачено около 20-30%, находится в различной стадии деградации 30-40%, относительно сохранивших исходный ландшафтный облик и природные экологические условия 30-40% от общей площади существовавших в доземледельческий период природных ландшафтов. До середины прошлого столетия антропогенная нарушенность естественных компонентов степных ландшафтов области составляла не более 10-20%, На доминирующей площади степи господствовали веками устоявшиеся природные режимы. По архивным и литературным источникам установлен исторический рубеж (1840-1890 гг.) начала усложне¬ния природных циклов антропогенно направленными изменениями (трендами). Стали меняться соотношения, типы и характер использования угодий, ускоренными темпами нарастает движение и перераспределение между гипсометрически разноуровневыми морфоструктурами ландшафтов раз¬личных геомасс (мелкозема, солей, растворимых химических элементов и др.). Данный временной рубеж положил начало активному проявлению ветровой и водной эрозии, росту современной овражно-балочной сети, формированию на значительных плакорных и склоновых территориях каменисто-щебенчатых, скелетных (псевдорэг), смытых, размытых, отпрепарированно-дефлированных, погребенных и других почв.
В свете отмеченных положений сохранение биоразнообразия предусматривает, в первую очередь, восстановление (реставрацию) исходных режимов степи на той категории площадей, которая в ландшафтно-экологическом отношении полностью деградировала или находится в средней и сильной степени деградации. Это составляет примерно 30-40% от общей площади Волгоградской области, что считается необходимым минимумом в мировой практике организации особо охраняемых природных территорий.
На первом этапе реализации модели основной каркас ООПТ составят существующие их площади в форме различных заказников и памятников природы (0,2% от общей площади области), сельскохозяйственные низкопродуктивные угодья, выведенные по решению Администрации Волгоградской области из интенсивного оборота и подлежащие залужению (711 тыс. га). Данный прием в аридных условиях области малоэффективен и нуждается в дополнительных мелиоративно-технологических мероприятиях, которые должны иметь конечной целью воссоздание природных режимов и организации на их базе ООПТ.
Во ВНИАЛМИ разработана методика восстановления утраченных в результате хозяйственной деятельности человека природных режимов и их воссоздание средствами инженерно-биологической реставрации с применением современных технологий конструктивной многовидовой фитомелиорации. Традиционно сложившиеся представления о защитном лесоразведении в степи как о создании монотонно повторяющейся сети лесных полос является рецидивом 40-50 гг. Современное лесовосстановлениее и фитомелиорация — это комплекс научно обоснован¬ных организационных, хозяйственных, фито-, гидромелиоративных, технологических мероприятий, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством и обеспечивающих природоохранное земле-пользование, сохранение биоразнообразия, средо- и ресурсовоспроизводящей способности ландшафтов.
Для реализации данного комплекса в опытной сети ВНИАЛМИ, расположенной во всех ландшафтных зонах, пересекающих территорию области, была поставлена серия долговременных опытов по воссозданию на сильно деградированных склоновых пастбищах лесостепных, степных, кустарниково-степных ландшафтов, в морфологической структуре которых до 60-70% восстанавливается исходное видовое флористическое, фаунистическое и фитоценотическое разнообразие. Следует особо подчеркнуть, что это явилось следствием воссоздания на данных территориях квазистепных природных режимов стока поверхностных вод, глубины залегания грунтовых вод, почвообразования, микроклимата. Описанный опыт восстановления степного биоразнообразия экстраполируется с использованием карт восстановленных ландшафтов и растительности на аналогичные площади с доземледельческой ландшафтной морфоструктурой. В результате реставрируется среда обитания и сохраняется генофонд степной биоты не только на отдельных давно утраченных и уникальных, но и типичных степных ландшафтах.
В модели заложен кумулятивный эффект ландшафтоформирующей роли основного флористического, фитоценотического, почвенного и аквального разнообразия, сохранившегося в местах ясно выраженных в рельефе геотектонических структур (Большая излучина Дона, Щербаковская излучина Волги, Александровский и Балыклейский грабены, Восточный склон Ергеней, песчаные террасы Дона в антикликальных проекциях и др). Для поиска местонахождения таких объектов используется карта новейшей тектоники с соответствующим каждой ландшафтоформирующей тектонической структуре литологическим комплексом рельефо- и почвообразующих пород.
Этап создания информационно-аналитической системы, кроме построения тематических, оценочных и прогнозных карт, включает анализ фондовых, литературных, археологических, опросных и аэрофотокосмических материалов; выявление, инвентаризацию и типизацию природных и нарушенных экосистем, перспективных для восстановления естественных режимов. Полученный картографический материал оформляют в виде атласа картографических моделей. На их основе рассчитывают по ключевым морфоструктурам в ранге урочищ или местностей ландшафтный и видовой биотический баланс. Используя ранее подготовленные списки исходного биоразнообразия, присущего природным ландшафтным структурам, определяют объемы, площади и технологии мероприятий по восстановлению биологического и почвенного разнообразия.
На следующей стадии создания региональной модели разрабатывают локальные динамические модели саморазвивающихся средоформирующих геосистем для каждой группы ландшафтов (возвышенных, низменных, долинных и др.) в границах каждой ландшафтной зоны. На завершающем этапе осуществляют отбор ключевых территорий, вмещающих восстановленные и существующие ландшафты, которые составят территориальную, функциональную и этнохозяйственную основу создания и развития в едином и непрерывном широтном и субширотном «коридоре» ландшафтно-репрезентативной сети ООПТ Волгоградской и соседних с ней областей с заповедными режимами.