МОНИТОРИНГ ЦЕНОТИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЗАПОВЕДНИКА «ПРИВОЛЖСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ»

Попереченский (Спрыгин, 1900) и Островцовский (Келлер, 1903) имеют давнюю историю открытия и изучения. Однако мнения относительно основного направления развития луговых степей не всегда совпадали (Авдеев, 1958; Носова, 1965; Солянов, 1973 и др.). Особенно остро стоит этот вопрос в настоящее время в связи с задачей сохранения ценотического разнообразия в условиях заповедности.
Наши выводы по динамике растительного покрова заповедных степных участков были сделаны на основе прямых методов исследования. Прежде всего, нами было проведено детальное картирование этих участков заповедника к моменту его создания в 1989 г. (Островцовского – в 1990 г., Кунчеровского – в 1991 г., Попереченского – в 1992 г.). Сопоставление наших данных по современной структуре степей (Новикова, 1993; 1998) с теми, которые имеются в литературе и более ранними картографическими материалами (Солянов, 1982), позволяют судить об изменении растительного покрова этих участков за столетие.
Кроме того, для изучения резерватных смен нами были заложены постоянные геоботанические профили, причем на Островцовской лесостепи такой профиль был описан повторно с интервалом в десять лет. На этом же участке нами в 1987 г. были заложены два экспериментальных профиля с целью выработки оптимального режима сохранения луговых степей.
Проведенные нами мониторинговые исследования позволяют считать, что динамика степей во многом определяется режимом ее настоящего использования или характером антропогенного воздействия в прошлом. В последние 20-30 лет (в условиях заповедного режима) наблюдается хорошо выраженная тенденция мезофилизации степной растительности.
Этот процесс проявляется, прежде всего, в сокращении площадей, занятых разнотравными и дерновиннозлаковыми луговыми степями с участием овсеца пустынного, ковылей: перистого, узколистного и опушеннолистного. Напротив, получают большое распространение разнотравные и
мятлика узколистного. В Кунчеровской степи остепненные луга занимают только 17% площади, а в Попереченской им принадлежит уже половина площади (52%).
Травяные остепненные луга могут в условиях заповедника формироваться двумя способами: либо путем распространения ксеромезофильных корневищных видов в связи с накоплением степного войлока, либо на месте кустарниковых степей преимущественно с доминированием ракитника обыкновенного по мере выпадения этого вида в связи с завершением его цикла развития.
Другим важным признаком мезофилизации является закустаревание и даже залесение степей. Этот процесс выражается в формировании кустарниковых луговых степей и остепненных лугов. Кустарниковые луговые степи особенно широкое распространение получили в Попереченской степи (12%), чему во многом способствовала некоторая нарушенность целостности растительного покрова в прошлом. Кустарниковые луговые степи очень динамичны: при разрастании кустарников они быстро сменяются зарослями мезоксерофильных кустарников, часто через стадию кустарниковых остепненных лугов, а по мере старения и выпадения кустарников они трансформируются в высокотравные остепненные луга. По нашим данным кустарниковые луговые степи могут существовать только в условиях постоянного антропогенного вмешательства, что поддерживает ксерофильный характер их нижнего травяного яруса.
Кустарниковые остепненные луга формируются, как правило, путем мезофилизации нижнего травяного яруса при усилении роли кустарников в верхнем ярусе. Эта тенденция находит свое завершение в образовании зарослей ксеромезофильных кустарников, в которых травостой не только меняется, но и вовсе выпадает по мере смыкания верхнего кустарникового яруса. Типичным примером таких сообществ могут быть терновники, которые особенно имееют широкое распространение в Островцовской лесостепи.
Наши исследования показали, что прогрессирующая мезофилизация степной растительности может привести к полному вытеснению степей на территории заповедника. Учитывая, что заповедник создавался, прежде всего, с целью сохранения остатков водораздельных луговых степей, эта проблема приобретает особое значение.
Признавая важность и необходимость изучения хода резерватных смен, все-таки нельзя распространять этот эксперимент на всю территорию заповедника. Нами было предложено сохранить на всех степных участках полосу шириной 300 м для контроля за состоянием растительного покрова в условиях абсолютной заповедности. На большей части заповедных территорий следует ввести такой режим с элементами антропогенного влияния (покос, выпас и др.), который позволит сохранить флористическое и ценотическое разнообразие Пензенских степей.
Для установления оптимального режима сохранения луговых степей необходимо на всех степных участках заповедника заложить экспериментальные профили. Проведение повторного геоботанического картирования всех степных участков заповедника (желательно через десять лет) позволит более успешно прогнозировать развитие степной растительности заповедника.