МОНИТОРИНГ КОМПЛЕКСОВ РАЗМНОЖАЮЩИХСЯ СОКОЛООБРАЗНЫХ (FALCONIFORMES) И СОВООБРАЗНЫХ (STRIGIFORMES) В РАЙОНЕ ЗАПОВЕДНИКА «РОСТОВСКИЙ»

MONITORING OF FALCONIFORMES AND STRIGIFORMES BREEDING COMPLEXES IN THE AREA OF THE STATE NATURAL BIOSPHERE RESERVE «ROSTOVSKIY»

 

В.А. Миноранский

V.A. Minoranskiy 

Ассоциация «Живая природа степи»

 (Россия, 344011, г. Ростов н/Д, ул. Тельмана, 10)

Южный федеральный университет

(Россия, 344006, г. Ростов н/Д, Б. Садовая, 105) 

«The Wildlife of Steppe» Association

(Russia, 344011, Rostov-on-Don, Telmana St., 10)

2South Federal University

(Russia, 344006, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 105

e-mail: eco@aaanet.ru

 

Рассмотрен мониторинг состава и численности гнездящихся представителей соколообразных (Falconiformes) и совообразных (Strigiformes) в ХХ-XXI веках в районе современного заповедника «Ростовский». Приводятся основные причины изменений в комплексе этих птиц. Создание заповедника и его совместная природоохранная деятельность с Ассоциацией «Живая природа степи» положительно отразились на составе и общей численности хищных птиц.

The article analyses the monitoring of the structure and quantity of nesting representatives of Falconiformes and Strigiformes in the XX-XXI centuries in the current region of the State natural biosphere reserve «Rostovskiy». The article gives the main reasons of changes in the population of these birds. The creation of the state natural reserve «Rostovskiy» and its combined efforts with «The Wildlife of Steppes» Association had a positive affect on the structure and the total number of birds. 

Исторически степи Западного Маныча в районе современного заповедника «Ростовский» характеризовались засушливым климатом и недостатком пресной воды, почти полным отсутствие древесной растительности,  относительно небольшим из-за дефицита воды для водопоя поголовьем скота (овец, лошадей, верблюдов и др.), низкой плотностью населения и обилием нераспахиваемых земель. По нашим наблюдениям, из хищных птиц в середине ХХ в. здесь размножались степной орел (Aquila rapax Temm.), филин (Bubo bubo L.) и домовый сыч (Athene noctua Scop.), местами – курганник (Buteo rufinus Cretzchmar), степная пустельга (Falco naumanii Fleischer) и болотная сова (Asio flammeus Pont.). Редко гнездились степной (Cyrcus macrourus Gmel.), полевой (Ccyaneus L.) и луговой (Cpigargus L.) луни. Так, в 1960 г. на склонах оз. Грузское и островах оз. Лопуховатое на площади 32 тыс. га было отмечено 5 гнезд орлов, причем расстояние между ними в каждом из этих пунктов составляло 0,2–0,4 км. Гнезда обыкновенной пустельги (Falco tinnunculus L.) и кобчика (Fvespertinus L.) очень редкой отмечались в населенных пунктах (п. Волочаевский), иногда – в нишах и норах обрывистых берегов оз. Маныч-Гудило. Из других групп животных в эти годы довольно обычными видам, а некоторые виды многочисленными были морской зуек (Charadrius alexandrines L.), ходулочник (Himantopus himantopus L.), степная тиркушка (Glareola nordmanni Nordm.), береговая ласточка (Riparia riparia L.), степной (Melanocorypha calandra L.), малый (Calandrella cinerea Gmel.) и серый (Crufescens Vieil.) жаворонки, корсак (Vulpes corsac L.), большой тушканчик (Allactaga jaculus Pall.), тарбаганчик (Alactagulus acontion Pall.), емуранчик (Stylodipus telum Licht.), малый суслик (Citellus pygmaeus Pall.), обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus L.), предкавказский хомяк (Mesocricetus raddei Nehr.), общественная (Microtus socialis Pall.) и обыкновенная (Marvalis Pall.) полевки, степной хорек (Mustela eversmanni Les.).

В 50-80-х годах в Ростовской области (далее Ро) под влиянием антропогенного воздействия произошли глубокие изменения в экосистемах. В манычские степи пришла донская и кубанская вода, увеличилась численность населения,  распахали часть пастбищ, появилась сеть лесополос и  древесная растительность в населенных пунктах, к 80-м годам запредельно возросло поголовье скота. Практически повсеместное применение больших дозировок органосинтетических хлор- и фосфорорганических пестицидов в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства, паразитами и носителями различных заболеваний человека и домашних животных привело к глубокой перестройке степных экосистем, крайне негативно отразилось на многих животных. Хищники погибали не столько от прямого контакта с пестицидами, сколько от попадания их с кормом и накапливания в организме, от сокращения ресурсов характерных кормовых объектов (саранчовых, мышевидных грызунов, сусликов и т.д.). Пагубным было и объявление в 40-60-х годах некоторыми специалистами хищников (в том числе и пернатых), рыбоядных птиц вредными животными, и призывы к их уничтожению. Если в 40-60-е годы ХХ в. обыкновенная пустельга и кобчик были обычными, местами многочисленными в крупных населенных пунктах (например, в Ростове) и в древесно-кустарниковой растительности всей области, то в 80-е годы они здесь встречались редко. Численность степного орла, курганника, степной пустельги, а из других групп – белоглазого нырка (Aythya nyroca Guld.), жаворонков, розового скворца (Sturnus roseus L.), многих других в Ро резко сократилась. На юго-востоке Ро, где доминировало животноводство, до 90-х годов ХХ в. большие площади оставались не распаханными, загрязнение среды пестицидами было небольшим, ряд исчезнувших или редких в других районах Ро животных [степная пустельга, стрепет (Tetrax tetrax L.), розовый скворец, др.] в небольшом количестве продолжали размножаться. Антропогенное опустынивание здесь степей позволяло обитать и размножаться степному, малому и серому жаворонкам, а из других групп – корсаку, большому тушканчику, тарбаганчику, емуранчику, малому суслику и ряду других степных видов.

Приход донской и кубанской воды в Пролетарское водохранилище и заполнение его ложа до современного уровня, обводнение степей в 50-80-е годы положительно отразилось на многих околоводных птицам. Возросла численность болотного луня (Cyrcus aeruginosus L.), болотной совы, многих птиц из других отрядов. Появление сети лесополос и древесных насаждений в населенных пунктах, высаженных в 60-70-е годы,  и переход их в зрелый возраст к моменту организации заповедника, привели к увеличению численности размножающихся здесь и проникновению в сухие степи новых дендрофилов [вяхиря (Columba palumbus L.), большого пестрого дятла (Dendrocopos major L.), сойки (Garrulus grandarius L.), грача, иволги (Oriolus oriolus L.) и т.д.] и эвритопных [белогрудого ежа (Erinaceus concolor Martin), лисицы (Vulpes vulpes L.) и т.д.] животных. В населенных пунктах загнездились кольчатая горлица (Streptopelia decaocto Friv.), сирийский дятел (Dendrocopos syriacus Hemh. et Her.) и др. Ко времени организации заповедника (27.12.1995 г.) и его охранной зоны (4.11.2000 г.) на этой территории уже не гнездились курганник, степной и полевой луни (наблюдались кочующие и мигрирующие особи), резко сократилась численность степной пустельги, лугового луня. Вероятно, перестал размножаться степной орел. Многочисленными стали  обыкновенная пустельга и кобчик, обычно занимающие  гнезда грачей (Corvus frugilegus L.), появившихся здесь в большом количестве. Начала размножаться и стала обычной ушастая сова (Asio otus L.). В небольшом количестве стал гнездится чеглок (Falco subbuteo L.).

Создание заповедника и Ассоциации «Живая природа степи», их активное взаимодействие позволили организовать на рассматриваемой территории надежную природоохранную деятельность (борьба с браконьерством, полный запрет охоты и использование различных биотехнических мероприятий в охранной зоне, интенсивная экопросветительская работа с населением, другие мероприятия). За короткий срок на антропогенно-опустыненных землях удалось восстановить естественный травостой, значительно обогатить ресурсы и разнообразие животного мира. В тоже время современное биоразнообразие этого района, качественно и количественно отличается от такового в середине ХХ в. и, тем более, в предшествующие века. Часто изменения, происходящие в природе, объясняют  потеплением и цикличностью климата. Не игнорируя данный фактор, мы, прежде всего, связываем эти нарушения с длительным (десятки-сотни лет) масштабным воздействием человека на экосистемы. Значительные трансформации экосистем региона произошли  в результате облесение степей, их обводнения и орошения, поднятия уровня грунтовых вод, антропогенного опустынивания и т.д., и настоящим, обычно менее заметным по времени влиянием людей. Растет соленость воды в оз. Маныч-Гудило (достигает иногда 40-45 г/л), что вызывает перестройку в комплексах водных и околоводных организмов. Современный травостой степей характеризуется преобладанием мезофитов, большой высотой травостоя, 80-100% проективным покрытием. В 50-х годах ХХ в. он был преимущественно такой, как в наше время в заповеднике «Черные земли» (более разреженный, низкорослый, с обилием ксерофитов). В р-не заповедника «Ростовский» исчезли сайгак и многие другие животные, а иные стали редкими (малый суслик).

Изменения биоразнообразия в заповеднике с охранной зоной, существующих всего 20 лет, характеризуются не только их обогащением, но и специфичностью, которая определяется многими факторами. В последнее десятилетие сократилась подача пресной воды в этот район, и наблюдается падение уровня воды в одних водоемах, пересыхание других. В засушливом 2007 г., когда с апреля по сентябрь осадки в заповеднике не выпадали, к середине мая растительность в степи была низкорослой и пожелтевшей. Такой она оставалась до сентября, и кормовая ее ценность была крайне низкой. Это негативно отразилось на ресурсах растительноядных насекомых, их энтомофагах, пернатых и других позвоночных. После этого с каждым годом уровень воды в оз. Маныч-Гудило продолжает снижаться, образуются новые острова и полуострова, соленость воды возрастает, ряд водоемах перестали существовать, некоторые – к осени полностью или частично пересыхают. Данный фактор негативно влияет на комплексы размножающихся и пролетных лимнофилах. Указания некоторых орнитологов на гнездовании на Курниковом лимане пеликанов и ряда других пернатых ошибочные, т.к. лишившись после пересыхания рыбы и большинства тростниковых зарослей, они перестали здесь размножаться. Негативно данный фактор сказался и на численности болотного луня. Определенное влияние на размножающихся хищных птиц и других пернатых оказывают изменения в древесной растительности. Она в населенных пунктах и лесополосах к настоящему времени увеличила возраст, что положительно для дендрофилов. Однако отсутствие ухода за ней, интенсивные рубки привели к тому, что одни лесополосы на больших площадях исчезли, от других остались отдельные группы деревьев.

Эти и другие изменения за короткий срок оказали влияние и продолжают действовать на комплексы размножающихся соколообразных и совообразных. Остаются многочисленными кобчик и обыкновенная пустельга, обычными – болотный лунь, ушастая сова, домовый сыч. Многочисленна болотная сова (особенно в «мышиный» 2014 г.). Обычен филин, количество  которого, по сравнению с 50-60-ми годами ХХ в., несколько возросло. Немногочислен чеглок (Falco subbuteo L.). Его гнезда встречены в лесополосах около оз. Лебяжьего (24.06.96 г., май 2014 г.), в районе х. Рунного, на Краснопартизанском участке заповедника (9.05.2005 г.), полуострове Тюльпаний. По данным А.Д. Ликовича и А.Е. Брагина, в 2011 г. в охранной зоне отмечено два гнезда обыкновенного канюка (Buteo buteo L.). Его особи обычны в этом районе во время миграций, и нередко наблюдаются в большом количестве.

Процесс обогащения рассматриваемого комплекса хищников продолжается. Интересен факт нахождения в охранной зоне гнезд курганника. Ранее этот вид отмечался здесь только во время кочевок и миграций. Он размножается в Калмыкии, где  довольно обычен. Гнезда его в районе современного заповедника не отмечались уже много десятилетий. Два его гнезда обнаружены 9.05.2014 г. в лесополосе в 100 и 70 м от колоний грача. К 9 мая в 1-ом гнезде было 4 яйца, во 2-ом – 3 пуховичка и 1– яйцо. В них найдена убитая прыткая ящерица (Lacerta agilis L.) и свежая наполовину съеденная ласка (Mustela nivalis L.), а в густой траве – остатки общественных полевок и расклеванное яйцо куропатки (Perdix perdix L.). К 1.06.2014 г. одно гнездо оказалось пустым, во втором – 1 подросший птенец и в траве – 1 мертвый пуховичок. В большом количестве в этом районе наблюдались общественная полевка и степной жаворонок, обычными были заяц-русак, куропатки, перепел (Coturnix coturnix L.), болотная сова, многие насекомые. Нередко численность курганника связывают с численностью сусликов, как основного его корма. В р-не заповедника они довольно редкие. При ослаблении негативных антропогенных факторов в восстановившейся степной экосистеме с естественной растительностью курганник находит достаточное количество корма, в виде полевок и других грызунов, мелких хищников, различных птиц, пресмыкающихся (показатель - по 4 яйца в гнезде). Причины гибели птенцов пока не известны. Возможно, птенцы были убиты грачами из соседних колоний. В воздухе мы неоднократно наблюдали преследование грачами взрослых курганников.

Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla L.) гнездится в Ро с 70-х годов ХХ в. и в настоящее время размножается во всех районах Ро. В окрестностях заповедника довольно часто наблюдаются его кочующие особи в октябре-декабре, реже – в другое время годы. Гнездо отмечено 9.05.2014 г. Под ним в траве найдены свежие остатки ягненка, крыло хохотуньи (Larus cachinnans Pall.). К 1 июня в гнезде был полностью оперившийся птенец. Под ним встречены остатки чомги (Podiceps cristatus L.), хохотуньи, лисенка, общественной полевки, белогрудого ежа, скелет рыбы, перья и трупы грача, сороки,  части неопределенного травоядного млекопитающего. Будучи полифагом и пластичным в отношении корма видом орлан находит на рассматриваемой территории достаточное количество различных животных, встречается здесь в течение круглого года и начинает гнездиться, используя для этого древесные растений. Сдерживающим для него фактором, вероятно, является недостаток подходящей для гнездования древесной растительности.