МОНИТОРИНГ СТЕПНЫХ АГРОЛАНДШАФТОВ ИНТЕНСИВНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

THE MONITORING OF STEPPE AGROLANDSCAPES OF INTENSIVE AGRICULTURE (FOR EXAMPLE OF KRASNODAR REGION)

 

В.Н. Тюрин, Л.А. Морева, А.А. Мищенко, И.С. Панкина

V.N. Tyurin, L.A. Moreva, A.A. Mishenko, I.S. Pankina 

Кубанский государственный университет

(Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149) 

Kuban State University

(Russia, 350040, Krasnodar, Stavropolskaya St., 149)

e-mail: rector@kubsu.ru

 

В статье рассматриваются основные направления ландшафтного и агроэкологического мониторинга районов интенсивного земледелия Краснодарского края. Изучение степных агроландшафтов проводилось в пределах Азово-Кубанской равнины.

In article there are considered the main directions of landscape and agroenvironmental monitoring of the areas of intensive agriculture of Krasnodar region. Studying of steppe agrolandscapes was carried out within the Azovo-Kuban plain. 

Интенсификация сельского хозяйства предполагает повышение продуктивности земли с использованием достижений научно-технического прогресса. С позиции новой парадигмы интенсификация должна быть адаптивной и корректироваться требованиями оптимального природопользования. При высоких темпах интенсификации сельского хозяйства западноевропейских стран экологические риски сокращаются за счет повышения наукоемкости и соответственно точности агротехнологий и адаптивности их к агроэкологическим условиям. Актуальной является задача проведения ландшафтного и агроэкологического локального мониторинга с целью оценки и определения принципов формирования сбалансированных и устойчивых агроландшафтов.

Основные направления такого мониторинга следующие.

  1. Обеспечение положительного баланса питательных веществ в почвах. Это в первую очередь относится к степным ландшафтам Приазовско-Предкавказской почвенной провинции. Распространенные здесь черноземы выщелоченные и типичные в их сверхмощных и мощных видовых вариантах экологически наиболее потенциально плодородны для озимых культур, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы. В пахотных почвах, подвергающихся интенсивной обработке, при существующей структуре посевов происходит отторжение в большей части растительной массы с поля, что ведет к преобладанию процессов минерализации над гумификацией. Сравнение данных до распашки черноземов и в последующие периоды использования под пашню показывает, что за это время черноземами потеряно до 40-42% гумуса. Неудовлетворительным остается баланс всех элементов питания для большинства сельскохозяйственных культур. Это обуславливается и тем, что уровень химизации земледелия еще не соответствует темпам роста урожайности и выносу элементов питания из почвы.

Дополнительные вложения антропогенной энергии создают необходимые условия для интенсификации сельскохозяйственного производства. Но на эти вложения следует накладывать экологические ограничения. Любое допинговое воздействие эффективно постольку, поскольку есть дополняющее его благоприятные экологические факторы. Вне этого взаимодействия дальнейшее вложение энергии лишь разрушает экосистему [1].

Существенно чередование принципиально различных обработок почвы в севообороте, что позволит выполнить полевые работы в срок и очень важно регулировать минерализацию гумуса и интенсивность эрозийных процессов с учетом почвенного плодородия. Целесообразно применение системы основной обработки почвы, направленной на снижение доли вспашки, увеличение безотвальной обработки в 6 раз и введение прямых посевов на 9% площадей [2]. В перспективе важно соблюдение принципа баланса не только традиционных биогенных элементов (азот, фосфор, калий), но и углерода в виде органического вещества, а также кальция, преимущественное внесение органических удобрений в повышенных дозах.

  1. Оптимизация структуры земельного фонда для сохранения экологически допустимого баланса между различными угодьями. Это относится в первую очередь к равнинным ландшафтам, которые в прошлом представляли злаковые, разнотравно-злаковые, типчаково-ковыльные степи. Распаханность их в середине XIX в. составляла 8-12%, сейчас 85-95%. Природная степь была трансформирована преимущественно в пахотные угодья с прямоугольными полями и рабочими участками (100-150 га). Созданные агросистемы были противопоставлены природе, что вызвало деградацию почв. Возникли и стали усиливаться процессы ветровой эрозии, дегумификации, переуплотнения, засоления, подтопления и загрязнения.

Хозяйственное освоение территорий имеет полифункциональный характер. Помимо пашни земли заняты транспортными коридорами, промышленными зонами, селитебными системами, лесным и водным фондом, природоохранными ареалами. На практике возникает проблема оптимизации соотношения видов землепользования. Во всех агроландшафтах доминируют сельхозугодья, крайне невелик удельный вес лесного фонда и охраняемых территорий, которые обеспечивают каркасность структуры ландшафтно-земельного фонда. Везде, за исключением горно-предгорных ландшафтов имеет место гипертрофированная перераспаханность и низкий удельный вес сенокосов и пастбищ. В перспективе целесообразно расширение площади грассландов (травяных экосистем) за счет неудобных, малопродуктивных, эрозионноопасных земель. Это будет повышать устойчивость агроландшафтов усиливать их биоразнообразие. В тоже время часть этих земель будет использоваться в качестве пастбищ для выпаса скота.

  1. Совершенствование структуры посевных площадей. Учитывается чередование культур, обусловленное различными факторами. Во-первых, важны различия выноса питательных веществ теми или другими растениями. Во-вторых, учитываются почвозащитные свойства культур, их способность уменьшать появление эрозии или полностью ее предупреждать. Севооборот должен быть насыщен почвозащитными культурами и культурами азотфиксаторами в максимально возможной степени. Кроме того, севооборот должен быть относительно коротким. Последнее необходимо для того, чтобы культуры-почвоулучшители как можно чаще высевались на данном поле или участке.

В рассматриваемых степных агроландшафтах Краснодарского края предполагается увеличить удельный вес многолетних трав, особенно люцерны, повышающей устойчивость ландшафта и улучшающей кормовой баланс животноводства. При более высокой доли люцерны в севообороте, помимо мелиоративного эффекта, она выступает в роли лучшего предшественника для зерновых культур. Значительную трансформацию должны претерпеть посевы технических культур и, прежде всего подсолнечника. Во многих хозяйствах его площади в связи с рыночной конъюнктурой значительно превышают агротехнические нормы. Это разрушает системы севооборотов и ослабляет продуктивность культуры.

  1. Планирование оптимальных (модельных) агроландшафтов. Важным этапом этой работы является определение базовых хозяйств, которые могут быть модельными агроландшафтами для той или иной природной провинции. На их основе создается и апробируется эколого-ландшафтная модель земледелия. В качестве базовых «КубаньНИИгипрозем» выделил ряд хозяйств с учетом их положения в классификационной схеме ландшафтного районирования. В равнинно-эрозионном степном ландшафтном районе АО «Кубань», равнинном и равнинно-террассированном АО «Кавказ» и др.

Указанные направления мониторинга агроландшафтов требуют учета взаимосвязанной деятельности современных товаропроизводителей. Это относится не только к акционерным обществам, агрофирмам, но и к фермерам, работающим в различных частях одного ландшафта через которые проходят аккумулятивные и транзитные геохимические потоки. 

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Краснодарского края (проект 13-05-96511 р_юг_а). 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Реймерс Н.Д. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
  2. Трубилин И.Т., Малюга Н.Г., Василько В.П. Некоторые аспекты совершенствования систем земледелия и агротехнологий юга России // Научные основы совершенствования системы земледелия в различных агроландшафтах Краснодарского края. Краснодар: КубГАУ, 2005. Вып. 425 (453).