НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРНОЙ ЛЕСОСТЕПИ КУЗНЕЦКОЙ КОТЛОВИНЫ

SOME PROBLEMS OF PROTECTION OF THE NATURAL AND HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF NORTHERN FOREST-STEPPE OF THE KUZNETSK HOLLOW

 

Ю.С.Калягин, Г.В.Ефремова, К.С.Зубко

Yu.S.Kalyagin, G.V.Efremova, K.S.Zubko

Кемеровский государственный университет

(650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6, е-mail: kalyagin37@mail.ru)

Kemerovo state university

(650043, Kemerovo city, Krasnaya st., 6, е-mail: kalyagin37@mail.ru)

 

Северная лесостепь Кузнецкой котловины (Кемеровская область, Верх-Чебулинский район, окрестности д. Шестаково) располагает уникальными палеонтологическими (мамонтовая фауна, мезозойские пситтакозавры, хищные крокодилообразные рептилии, черепахи и рыбы), а также археологическими (поселения древних жителей Сибири, их ритуальные курганы и могильники) материалами. Окрестности деревни Шестаково предлагается объявить государственным палеонтологическим и археологическим заказником.

Northern forest-steppe of the Kuznetsk hollow (the Kemerovo region, Verch-Chebulinsky district, vicinities of the village Shestakovo) has unique paleontological (fauna of mammoths, mesozoic Psittacozaurus, predatory reptiles, turtles and fishes), and also archaeological (settlements of ancient inhabitants of Siberia, their ritual barrows and burial grounds) materials. The village Shestakovo vicinity is offered to declare the state paleontological and archaeological wildlife preserve. 

Кемеровская область занимает особое место среди регионов Западной Сибири по своей площади, географическому положению, промышленному потенциалу и распределению людского населения. Она самая маленькая по площади среди других областей Западной Сибири. На востоке Кемеровская область ограничена горной системой Кузнецкого Алатау, на юге располагается Горная Шория, на западе – Салаирский кряж и только северная и центральная ее части представлены равнинной лесостепью, занимающей 30% от всей площади Кемеровской области. Лесостепная часть области входит в Кузнецкую котловину, где сосредоточены промышленность (добывающая, металлургическая, химическая, легкая, перерабатывающая и др.), а также  сельское хозяйство. Кемеровская область характеризуется очень высоким уровнем урбанизации (около 95% городского населения). Это обстоятельство особенно отрицательно сказывается на природных степных, лесостепных и других экосистемах Кузнецкой котловины и граничащих с ней территорий. Таким образом, Кемеровскую область со дня ее образования следует считать неблагополучной в экологическом аспекте, поэтому вопросы охраны природного и историко-культурного наследия стоят особенно остро, а их практическое решение требует огромных усилий с привлечением широкой общественности и государственных органов.

Среди охраняемых природных территорий Кемеровской области в настоящее время следует выделить музей-заповедник «Томская писаница», являющийся жемчужиной культурного наследия древнего человека в виде наскальных рисунков животных, людей, сцен охоты и прочих интересных материалов. Кроме этого, на территории области функционируют: заповедник «Кузнецкий Алатау» с площадью 420 тыс. га, Горно-Шорский национальный парк с площадью 413,8 тыс. га, многочисленные государственные охотничьи заказники, памятники природы и др. Следует отметить, что на территории области довольно много неохраняемых объектов с ископаемыми животными. Это окаменелости палеозойской фауны (девонские брахиоподы по реке Кондоме близ пос. Кузедеево Новокузнецкого района), многочисленная и разнообразная палеозойская фауна в районе д. Малоосипово, Крапивино, по берегам Томи и Тайдона Крапивинского района и в других местах, но больше всего отмечено местонахождений плиоценовой и плейстоценовой ископаемой териофауны. Особенно много обнаруживается «мамонтовой фауны» во время вскрышных работ при разработке угольных разрезов и даже при прокладке водопроводных коммуникаций в областном центре (Пионерский бульвар).

Особого внимания заслуживает одно уникальное местонахождение ископаемых животных мезозойской эры, расположенное в северной лесостепи Кузнецкой котловины (окрестности д. Шестаково Верх-Чебулинского района Кемеровской области). В этом месте геолог А.А.Массаковский, проводя в 1953 году изыскания, обнаружил в основании Шестаковского яра у самого уреза воды реки Кии неполный скелет мелкого динозавра. В том же году подобная находка (череп и передняя конечность) была сделана доцентом Томского госуниверситета И.В. Лебедевым. Обе находки удивительных динозавров были обнаружены в коренном залегании.

По тем временам это было первое в нашей стране коренное местонахождение динозавров. До этого на территории бывшего СССР (р. Амур, Забайкалье, Средняя Азия) останки динозавров встречались только во вторичном залегании.

В 1954 году Палеонтологический институт АН СССР командировал А.К.Рождественского в Чулымо-Енисейскую впадину для изучения Шестаковского феномена и производства раскопок. Однако высокий уровень воды в реке Кие не позволил их осуществить, так как костеносный горизонт с останками нижнемеловых динозавров пока расположен только в самом основании Шестаковского яра. По найденным остаткам скелета было определено, что он принадлежит динозавру рода Psittacosaurus из подотряда Ornithopoda.

Пситтакозавры – мелкие динозавры, размер их соответствует размеру крупного варана, но, в отличие от него, они передвигались на задних конечностях. Их зубная система свидетельствовала о том, что это были растительноядные рептилии, обитавшие в зарослях по берегам водоемов. Ископаемым рептилиям около 120 млн. лет и жили они в мезозойской эре, когда на Земле был теплый и влажный климат.

Несмотря на сенсационный характер открытия, ему почему-то не придали должного значения. Только спустя сорок лет, о нем заговорили, когда  в 1995 году в окрестностях д. Шестаково случайно было открыто новое богатейшее местонахождение ископаемых рептилий. Все началось с того, что строители, прокладывая дорогу от Шестаково до Курск-Смоленки, решили ее спрямить и разворотили часть основания горы Крутая Шишка. В обнажившихся голубовато-зеленых глинах обнаружились многочисленные кости диковинных животных. Специалисты определили, что в районе Шестаково находятся мощные слои костных останков древних животных, причем другого такого цельноскелетного захоронения динозавров в России нет. На Шестаковское местонахождение динозавров самое серьезное внимание обратили палеонтологи из Палеонтологического института РАН. Между областным департаментом культуры и Палеонтологическим институтом РАН был заключен взаимовыгодный договор о сотрудничестве, предусматривающий проведение совместных экспедиций в район Шестаково. Шестаковский яр получил условное наименование – Шестаково-1, а район горы Крутая Шишка – Шестаково-2. Первые же находки в Шестаково-2 показали, что к ранее обнаруженным трем разновидностям пситтакозавров добавились еще шесть видов динозавров, хищные крокодилообразные рептилии, черепахи и рыбы.

Перед палеонтологами открывались безграничные перспективы новых интереснейших открытий. Однако, сказалась экономическая ситуация в стране (отсутствие финансирования) и с 1999 года палеонтологические исследования уже не проводились.

Не один десяток лет Шестаковский яр является объектом серьезных археологических раскопок, проводимых учеными кафедры археологии Кемеровского госуниверситета. Здесь находится более двух десятков археологических памятников: поселения древних жителей Сибири, их ритуальные курганы и могильники. По пластам Шестаковского яра, по мнению ученых-археологов акад. А.И.Мартынова и проф. А.М.Кулемзина, можно изучать историю древних людей от каменного века до раннего средневековья. Много ценнейших материалов дал археологической науке Шестаковский яр и конца исследованиям не видно.

Таким образом, палеонтологические сокровища района Шестаково убедительно доказывают, что это место следует отнести к разряду особо охраняемых природных территорий.

Уже одно уникальное сочетание археологических и палеонтологических сокровищ в одном месте наводит на мысль о проведении здесь комплексных исследований и об объявлении самого места особо охраняемой природной территорией.

Мысль о выделении вокруг Шестаково заповедной зоны со своим особым статусом, чтобы это место не было потеряно для современной и будущей науки, не оригинальна и не нова. Ее высказывали акад. А.И.Мартынов, проф. А.М.Кулемзин, проф. Т.Н.Гагина, доц. Ю.С.Калягин, доц. Г.В.Ефремова, проф. Н.В.Скалон, доц. А.Г.Егоров и многие другие.

В связи с тем, что в Кемеровской области нет собственных палеонтологов и отсутствует база для их подготовки, между областным департаментом культуры и Палеонтологическим институтом РАН планировалось заключение соглашения о создании в Кемерово филиала лаборатории института при музее-заповеднике «Томская писаница», однако далее планирования дело не пошло и замечательная идея не была реализована.

Ценность палеонтологических сокровищ Шестаковского яра давно определили томичи, новосибирцы и москвичи, которые, поработав в Шестаково, увезли с собой богатейший палеонтологический материал. Во избежание его потерь и для создания собственного палеонтологического центра, необходимо в ближайшем будущем объявить о выделении новой особо охраняемой природной территории в Кемеровской области с центром в д. Шестаково и с названием «Шестаковский палеонтологический и археологический природный государственный заказник» (рабочее название) [3, 4, 5, 6].

Границы заповедной зоны должны быть расширены, и простираться далеко за пределы Шестаковского яра. Предлагается включить в заповедную территорию на севере –  долину речки Серты близ деревень Усть-Серта и Курск-Смоленка, далее сам Шестаковский яр, знаменитые Шестаковские болота, на юге – д. Кураково и ее окрестности. Западная граница должна будет проходить по реке Кие, а на востоке границу следует провести по холмам, представляющим собой берега древней пресноводной лагуны мелового периода мезозойской эры.

Уникальность района Шестаково не исчерпывается только палеонтологическими достопримечательностями.

Многочисленные озера с их хорошими защитными условиями и кормовой базой, расположенные в зоне Шестаковских болот, привлекают во время весенне-осенних миграций серых журавлей, лебедей, гусей, уток, куликов и других птиц, часть которых остается и гнездится. Многие виды этих птиц занесены в Красную Книгу России и Красную Книгу Кемеровской области [7]. С постройкой дороги Мариинск-Кураково, когда уникальный район стал доступен каждому, фактор беспокойства и браконьерство оказали свое отрицательное воздействие на птиц. С предложением о выделении данного района в заповедную территорию и организации на ней орнитологического госзаказника выступила в 1995 г. профессор Кемеровского госуниверситета Т.Н.Гагина [1].

Как отмечено в резолюции межрегиональной научно-практической конференции, посвященной пятилетию организации Тигирекского заповедника (Барнаул, 2005 г.), «одним из наиболее актуальных и важных направлений научных исследований является разработка и поиск путей сбалансированного социально-экономического развития регионов и рационального природопользования, обеспечивающего удовлетворение потребностей населения в достойном качестве жизни и сохранение окружающей природной среды, включая биологическое разнообразие. Решение ряда природоохранных проблем научная общественность видит в расширении и развитии системы особо охраняемых природных территорий разного статуса с разными режимами охраны природных ландшафтов и экосистем и в создании федеральной и региональной структур по управлению особо охраняемыми природными территориями» [2]. Там же говорится конкретно о Шестаково: «Рекомендовать администрации Кемеровской области рассмотреть вопрос об организации особо охраняемой природной территории со статусом заказника в Верх-Чебулинском районе близ д. Шестаково с целью сохранения для науки ценнейших палеонтологических и археологических материалов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гагина Т.Н. Об организации орнитологического заказника в Кузбассе // Тез. докл. V конф. орнитологов Сибири. Барнаул, 1995. С. 13-14.
  2. Горные экосистемы Южной Сибири: изучение, охрана и рациональное природопользование: Резолюция межрегиональной науч.-практич. конф., посв. 5-летию организации Тигирекского заповедника // Степной бюллетень, 2005. № 18. С. 54-55.
  3. Калягин Ю.С., Ефремова Г.В. К вопросу о выделении новой особо охраняемой территории в Кемеровской области // Особо охраняемые территории Алтайского края и сопредельных регионов, тактика сохранения видового разнообразия и генофонда: V Региональная науч.-практич. конф., 18-19 сентября 2002 г. Барнаул, 2002. С. 29-30.
  4. Калягин Ю.С., Ефремова Г.В. О необходимости выделения новой особо охраняемой территории в Кемеровской области // Заповедное дело России: принципы, проблемы, приоритеты: Мат. Междунар. науч. конф., посв. 75-летию Жигулевского гос. природ. заповедника им. И.И. Сапрыгина (Жигулевск, Бахилова Поляна, 8 сентября 2003 г.). – Бахилова Поляна, 2003. Т. 2. С. 477-479.
  5. Калягин Ю.С., Ефремова Г.В., Баранов Е.Н., Зубко К.С. Проблема выделения новой особо охраняемой территории в Кемеровской области // Горные экосистемы Южной Сибири: изу­чение, охрана и рациональное природополь­зование: Мат. I Межрегиональной науч.-практич. конф., посвящ. 5-летию организации Тигирекского заповедника. Барнаул: Алтайские страницы, 2005. Вып. 1.  С. 45-47.
  6. Калягин Ю.С., Ефремова Г.В., Зубко К.С. Проблема организации Шестаковского палеонтологического и археологического государственного заказника в Кемеровской области как особо охраняемой природной территории // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2007. Вып. 4.  С. 6-9.
  7. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / Гагина Т.Н., Скалон Н.В. (Отв. ред.). Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. 280 с.