УДК [913.904]:911.53(477.44)
DOI: 10.24412/cl-37200-2024-611-616
НЕМИРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ – ВЕЛИКИЕ ВАЛЫ
NEMIROVSKOYE FORTELOGY – VELIKIE VALY
Краснокутская Н.С.1, Толстой А.В.2
Krasnokutskaya N.S.1, Tolstoy A.V.2
1Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия
2Национальная академия туризма Российской Федерации, Москва, Россия
1Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia
2National Academy of Tourism of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: 1nadya_gaev@mail.ru, 2alexey_tolstoi_1947@mail.ru
Аннотация. В статье раскрыта актуальность научного исследования феномена степных ландшафтов через призму трансформаций историко-географического пространства степей как части этногенеза народов Северной Евразии. Выделены особые объекты степных ландшафтов – городища, как хронологические индикаторы человеческой цивилизации, которые имеют ценность объектов историко- культурного наследия, предающие особый антураж естественной природе степей. Выполнено географическое описание Немировского городища. Дается краткий обзор проведенных исследований
«Великих Валов» на левом берегу Южного Буга. Приведена характеристика основных групп археологического материала и хронологических артефактов. Раскрываются основные признаки присутствия в Немировском городище трипольской, скифской и славянской культур.
Ключевые слова: историко-географическое пространство степей, Немировское городище, Южный Буг, историко-культурное наследие, хронологические индикаторы.
Abstract. The article reveals the relevance of scientific research on the phenomenon of steppe landscapes through the prism of transformations of the historical and geographical space of the steppes as part of the ethnogenesis of the peoples of Northern Eurasia. Special objects of steppe landscapes – hillforts are highlighted as chronological indicators of human civilization, which have the value of objects of historical and cultural heritage, betraying a special entourage to the natural nature of the steppes. The geographical description of the Nemirovsky settlement has been completed. A brief overview of the conducted studies of the "Great Ramparts" on the left bank of the Southern Bug is given. The characteristics of the main groups of archaeological material and chronological artifacts are given. The main signs of the presence of Tripoli, Scythian and Slavic cultures in Nemirovsky settlement are revealed.
Key words: historical and geographical space of the steppes, Nemirovskoye settlement, Southern Bug, historical and cultural heritage, chronological indicators.
Введение. Познание феномена природы степей возможно лишь через призму исторического развития, изменений во времени и пространстве. Как отмечает ведущий степевед России – академик Александр Александрович Чибелев: «Степная ландшафтная зона, протянувшаяся более, чем на 8 тысяч километров с востока на запад, в течение многих веков играла важную роль в истории Евразии, России и, в конечном счете, в истории Старого Света. Этногенез значительной части народов Сверной Евразии связан с историко-географическим пространством степей…» [1, с. 5-9].
В этом контексте, особыми формами ландшафта на степных просторах являются городища. Городищами называются места бывших городов, укреплений, замков, святилищ, обозначенные окружающими или защищающими их валами и рвами. Остатки городища в виде земляных валов или каменных стен обычно возвышаются над окружающей почвой. В большинстве случаев к городищу примыкали селища (посады), нередко превосходящие его по площади. В окрестностях городищ часто прослеживаются могильники. Городища представляют собой с одной стороны особую часть естественного степного ландшафта, а с другой – они хранят в себе артефакты человеческой цивилизации определенного временного периода – объекты историко-культурного наследия.
Интерес государства к сохранению объектов культурного наследия составляет важную задачу в контексте становления и закрепления гражданской позиции населения и собственно государственности. Защита культурного наследия является одним из приоритетных направлений культурной политики всех государств мира, осуществляемая под эгидой ЮНЕСКО. В нынешних условиях культурное наследие приобретает значение ресурса сбалансированного развития регионов, выполняя в обществе множество современных функций, в частности: политическую, экономическую, социальную и духовную.
Культурное наследие является достаточно популярной темой в научных исследованиях. Проблемам взаимодействия природы, культуры и человека посвящены труды Ю.В. Бромлея Л.Н. Гумилева, А.В. Лысенко, Б.Б. Родомана, В.М. Межуев, Э.А. Орлова, Н.Н. Чебоксаров, Я.В. Чеснов, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др. Авторами самых современных разработок концепции геокультурного пространства, культурного и этнокультурного ландшафта, территориально- культурных комплексов являются: Т.И. Герасименко, А.Г. Дружинин, В.Н. Калуцков, А.Г. Манаков, М.В. Рагулина, В.Н. Стрелецкий, В.Д. Сухоруков, П.М. Шульгин, И.Ю. Филимонова и др. Наряду с этим, многочисленность артефактов человечества определяет мало изученность географии уникальных памятников историко-культурного наследия, что определяет актуальность данной статьи.
Целью статьи является изучение материалов исследований Немировского городища по данным раскопок ХХ века, охарактеризовать основные группы археологического материала и хронологических артефактов «Великих Валов» на левом берегу Южного Буга.
Основная часть. Уникальная и неповторимая жемчужина Винницкого края Украины – Немировское городище, или так называемые «Великие Валы». Они расположены на левом берегу Южного Буга, в 10 километрах от реки, вблизи села Сажки, в 2 километрах от Немирова на склоне плато. Это одно из самых больших городищ в Украине.
Валы возле Немирова – вечные знания и седая старина, им присущи не менее вечные понятия славы, доблести, легендарности. «Какая сила стояла за этими людьми, которые без передовых технологий создали такое уникальное земляное сооружение? Долго ли продолжалась эта попытка? И помогли ли эти «стены» своим творцам?».
Перед тем, как постоять на вершине этого многовекового вала, нужно попытаться сделать только одно: хотя бы одним глазом увидеть, каковы были условия жизни того времени, что составляло быт и судьбы людей, живших здесь испокон веков?
Более четырех тысячелетий эти оборонительные стены стоят неподвижно по периметру на 5 километров (по самой высокой точке валов). Их полная ширина составляет 32 метра; высота до сих пор составляет около 9 метров. Можно представить, какая часть валов была разрушена процессами выветривания, последовательным течением времени, говорят, что начальная высота их достигала 30 метров. Над верхушкой валов в два ряда лежали пятиметровые бревна, верх которых были острым, а внизу протекала чистая полноводная река [2, 3, 4].
Это мощное закрытое препятствие расположено на обоих берегах реки Мирка, которая разветвляется на две отдельные части: большую северную часть, расположенную на значительной высоте, которая занимает 2/3 площади поселения, а также меньшую южную часть, которая занимает остальную территорию и является пологой и заболоченной. Длина разрывов вала от 10 до 60 метров.
На самой высокой точке между бастионами (высокая северная часть валов) было поселение-городище, для его обозначения используется термин «замок, замчисько». Его длина с севера на юг составляет примерно 300 метров, ширина с запада к востоку примерно 250 метров (рисунок 1). Вокруг него сооружена отдельная оборонительная система, выкопан глубокий ров. Мимо валов протекает река Мирка, несущая воду в Буг. На подъездах к населенному пункту вода пересекает вал.
В 1862 году помещик Подольского края граф Григорий Строганов унаследовал землю, на которой некогда и было построено скифское поселение. Земля находилась в его собственности лишь частично, многие участки принадлежали местным крестьянам. Понимая, что поселение является не только древним памятником истории, но и источником обогащения, Строганов переместил местное население в деревни Сажки и Озеро, где для каждого построил отдельную усадьбу. Он взял 300 саженей земли и выделил в их пределах 800 участков для нужд крестьян. В результате Строганов сохранил единоличное владение поселением. Что побудило графа Строганова к этим действиям? Это утверждение о том, что в пределах городища похоронили самого богатого человека в истории Немирова и окружающих общин – скифского царя Арианта. Это были слухи, побудивший богача завладеть городищем. Эта легенда молниеносно распространилась в крае, заставив тысячи других энтузиастов поиска сокровищ собраться в этом районе. Они начали производить раскопки. Однако золото никто не обнаружил, а другие драгоценности мало интересовали археологов.
Рисунок 1. Немировское городище, Великие Валы, восточная часть (2023 г., личный фонд А.В. Толстого).
Эти раскопки продолжались до 1908 года, когда дочь Григория Строганова – Мария Григорьевна Щербатова посетила это место и была очарована красотой валов. Понимая историческое значение старого поселения в Валах и находок разных окаменелостей, княгиня запретила дополнительные раскопки на территории старого поселения и приказала передать все окаменевшие сокровища в ее собственность. Для того чтобы не уничтожить археологический памятник и не быть причастным к ограблению сокровищ, она выкупила всю землю крестьян в районе.
Первая научная экспедиция под руководством профессора С.С. Гамченко в Немировские валы состоялась в 1909 году, а затем в 1910 году – под руководством профессора А.А. Спицина. В результате в 1909 году на одном из трех массивов земли, где был построен «замок»,
С.С. Гамченко локализовал остатки трипольского городища. Здесь же он задокументировал выходы 20 участков исторического слоя и заметил, что строительство замкового городка велось планомерно: 7 домов лежали по протяженности поселения и, кроме того, дома расположены в
«шахматном порядке». Как правило, их размеры были одинаковыми: 21 м в длину, 12 м в ширину и 3 м в глубину. Гамченко С. считал их подземельями «ямного стиля». Посреди этой полуземлянки находился центральный столб, поддерживавший коническую крышу, которую делали из соломы или камыша. Стены были построены из бревен, которые стояли вертикально, эти бревна затем покрывались глиной, полученной из середины вала. Иногда стены украшали переплетенной лозой и обмазывали глиной, смешанной с соломой и мякиной. На земляном полу посреди костра располагался каменный костер.
Между жильём, кроме многочисленных зерновых закромов, находилась большая куча пепла, она содержала множество обломков глиняной посуды, различных предметов быта и аксессуаров (украшения, кости, изделия из камня и т.д.). По мнению ученых, это было общее место для сбора мусора. Результаты исследований частично опубликованы в книгах С.С. Гамченко «Спостереження над даними дослідів трипільської культури 1909-1913 рр» [5, с. 31-42]; «Археологічні дослідження 1909 року на Поділлі по Трипільській культурі» [6] и «Спостереження над даними досліджень першоджерел Трипільської культури в 1909-1913 рр.» [7, с. 1-31]. Однако значительная часть информации остается в рукописи.
В 1920 году с трагической смертью Марии Щербатовой научные исследования валов прекратились. Они были восстановлены только в 1941 году под руководством А.П. Смирнова, но, к сожалению, прерваны Великой Отечественной войной.
После войны в 1946 году в Немиров из Государственного Эрмитажа прибыла южноподольская археологическая экспедиция под руководством Н.И. Артамонова. За одно лето участники экспедиции собрали большую коллекцию экспонатов в количестве 2000 единиц, которые были впоследствии размещены в Эрмитаже, где они и по сей день занимают два зала под номерами 8 и 9. В Институте археологии НАН Украины в Киеве хранится лишь небольшая коллекция раскопок.
На выставке в Эрмитаже представлено большое количество предметов, найденных на раскопках поселения. Среди них бронзовые и костяные наконечники стрел, иглы, катушки нитей и конское снаряжение, выполненное в характерном для скифского искусства анималистическом стиле (изображение лошадей, скота, зверей, пресмыкающихся, птиц). Имеются также простые сельскохозяйственные орудия. Но особого внимания заслуживает посуда с полированной черной поверхностью и капелюрами, что соответствует обычаям чернолесской культуры. Помимо изделий местных мастеров здесь встречается и посуда производства выходцев с восточных средиземноморских островов Родос и Самос XVII-XVII вв. до н.э. Эллинистические торговцы привозили их местному населению в обмен на пшеницу и меха.
Научный сотрудник Эрмитажа Юрий Горациевич Шапиро отдельно высказался о гончарной посуде наших предков: «Производство глиняной посуды, которую лепили вручную (гончарного круга еще не было), достигло в Немировском городище наивысшего совершенства. Здесь сложился своеобразный местный художественный стиль… Миски, горшки и специфические местные изделия – особые черпаки – имеют красивую, совершенную форму, пропорциональные части, черную вылощенную поверхность, украшенную еще и желобками- капелюрами. Часто на посуду вручную или штампом наносился орнамент в виде параллельных зарубок, заполненных белой пастой, что создавало на черном фоне тонкий и легкий узор».
Выставка в Эрмитаже убедительно свидетельствует о высоком уровне развития поселения, а также высокой культуре наших далеких предков.
Итоги работы Южно-Подольской археологической экспедиции 1946-1948 годов М. И. Артамонов изложил в «Южно-подольской экспедиции» [8, с. 257-261]. Есть также полевые записи с рисунками С.С. Гамченко.
Следует добавить, что при раскопках (1946-1948 годов) М.И. Артамонов [9, с. 236-237]. обнаружил дальнейшие развалины трипольского городища, которые не заметил С.С. Гамченко. В своем заключении по вопросу о трипольском городище он пишет: «Начальный поселок с крашеной и расписной керамикой трипольского типа был на мысе (один из трех, на котором было построено «замчиско» – вставка) с внутренним укреплением и не выходил на север за пределы вала, что ограждает его» [10, с. 85-93].
Впоследствии, в 1966 году Немировские валы были исследованы отделом Скифо- славянской экспедиции Харьковского университета (руководитель А.А. Моруженко). В конце 1980-х годов экспедиция под руководством профессора Винницкого педагогического техникума П.И. Гавлюк провела последние исследования. Документы экспедиции хранятся в Винницком краеведческом музее.
Немировскую долину принято называть Скифскими Валами или Скифским Городищем. Именно через них не только историки старшего поколения, но и, к сожалению, современные ученые датируют Немировское городище VІІ-V вв. до н.э., а некоторые из них даже приписывают само строительство Вала скифам.
Интересное замечание по происхождению немировских валов высказала и М.Ю. Вахтина. Изучая греческую керамику, найденную на Великих Валах, она датировала основание поселения первой половиной XII в. до н.э., а точнее – 740 годом до нашей эры [11, с. 44-72]. И это только потому, что керамика, которую она нашла, принадлежит той эпохе.
Однако есть и другие версии происхождения Валов. К примеру, воинственные скифы защищали местных жителей от нападений в обмен на дань. Существует возможность того, что людям пришлось защищаться от скифов. Даже сам Н.И. Артамонов и участники «Южно- Подольской экспедиции» сделали следующую запись: «Немировское городище является одним из наибольших достопримечательностей скифских времен на Украине» [8, с. 257]. А потом добавляют: «Здесь впоследствии был и поселок скифского времени» [8, с. 257]. Но не «сначала», а «позже», то есть после предыдущих жителей, тех же трипольцев, киммерийцев.
Отсутствуют свидетельства отрицания того факта, что скифы некоторое время жили даже в стенах города и оставили там свой след, и как подтверждают раскопки, в то время поселение было не только местом ремесел или торговли, но и политическим центром объединенных скифских племен на территории современного Подолья [12, с. 67-84].
Согласно выражению Геродота следует предположить, что в немировских краях, был скифский царь Ариант. По его словам, царь хотел знать, сколько скифов было под его властью. Это не легко. Скифы ведь не умели ни писать, ни считать. Тогда король приказал всем своим подданным отдать ему по одной стреле. Собралась целая гора медных наконечников. Собрав мастеров, Ариант отдал приказ им вылить чаши. Геродот писал: «А кто не видел скифскую чашу, для тех опишу ее. Она легко вмещает 600 амфор, а толщину имеет шесть пальцев». Если учесть, что емкость одной амфоры около 40 литров – то чаша была изрядная. И потеряться она не могла. Но где ее искать? Геродот указывает, что «между Борисфеном и Гипанисом (так называли тогда реки Днепр и Южный Буг) есть место, которое называется «Эксампей». Здесь и стоит медный сосуд». «Экзампей» означает «Священные пути». Адрес не конкретный. По мнению некоторых местных исследователей, описание Геродота не оставляет сомнений в том, что она была расположена «недалеко от немировского села Райгорода. Итак, здесь, у Южного Буга, и находится чаша царя Арианта, которая за многие века «ушла» в землю» [13, с. 4-6].
Сюда следует добавить мнения других ведущих исследователей о том, следует ли все же считать Немировские валы скифскими. Например, В.Д. Атамановский отмечал важную роль, значение и положение Немеровских валов и всего Побужья, однако Е.И. Сицинский пишет, что городище было «достопримечательностью древней колонизации: найдены-то здесь в одной местности следы неолита и поздних культур – трипольской, митрополичьей. и гальштанской» [14, с. 34-57].
Такого же мнения придерживается и Г.И. Смирнова, которая в том же труде (см. выше) пишет: «Внутренняя укрепленная часть городища имеет достаточно мощный слой, в котором содержатся остатки нескольких разновозрастных поселений: трипольского, скифского, славянского (древнее русского), а также позднечернолесского периода, выделенного только в 1948 году» [12, с. 67-84].
Но как более достоверное утверждение о происхождении Немировского городища следует принять свидетельства того же С.С. Гамченко, согласно которому «Немировское поселение является памятником, принадлежащим к развитому и позднему Триполью и представляющему в Среднем Побужье западную линию развития этой культуры» (см. вышеуказанные труды).
Ввиду этого, исходя из такого суждения ученых, можно с уверенностью сказать, что возраст Немировского городища составляет более 4 тыс. лет. Поэтому предположение о том, что скифы строили и само городище, и сам вал соответствует действительности.
Проходят годы. Совершенствовались орудия труда, украшения и жилище, но люди жили на тех же местах, свято оберегая останки земли предков. Все эти сарматы, готы, гунны, авары, угри, печенеги, половцы и т.д. бродили здесь, пока не нашли себе в Западной Европе место, чтобы осесть. Того же трипольского происхождения (правда, ныне славянского) люди – уличи – начали хозяйничать на Побужье, в частности, на территории современной Немировщины.
Именно они, уличи, населяли «славянско-монгольские поселения», открытые М.И. Артамоновым при раскопках 1946-1948 годах [8, с. 256]. Позже (в конце 1980-х годов) это подтвердил П.И. Гавлюк, датировавший поселение Х веком. Кроме поселка Немиров, он также обследовал 13 придорожных стоянок в этом районе. Даже после того, как татаро-монголы полностью разрушили Миров, наши предки продолжали жить на этой древней земле, пока литовское войско не вывезло все ордынское золото в 1362-1363 годов. Изгнанники, они построили новый город Немиров. На новом месте как знак новой жизни, счастья и благополучия. Следовательно, десятки этносов волнами прокатились по этой земле, и все на здесь изменилось не дважды, а трижды: быт, хозяйство, общественные отношения, язык, культура, обычаи и привычки. Но ничто не исчезает бесследно. Последствия веков передавались из поколения в поколение, ведь при всех перемещениях масс человеческих на территории Побужья население края никогда полностью не менялось.
Заключение. Таким образом, пространственно-временная парадигма является одной из обязательных в изучении степей как уникальных форм ландшафта. Естественная благодать степей Евроазиатского Севера определила интенсивную освоенность этих земель человеком в различные исторические периоды. Эстетичная природа степей многолико отражает историю природы и общества, имеющих пространственную выразительность, всецело представляет собой феномены объектов историко-культурного наследия. То, что до сих пор сохранила земля, что не смогли или не умели вместить человеческие души, – находящиеся в Немировском краю, сотни памятников прошлого, ждут того времени, чтобы передать все свои свидетельства будущим поколениям. Немировское городище или так называемые Великие валы – тоже памятник прошлого, ведь они еще ждут настоящих исследователей, чтобы открыть им все свои тайны и истины.
Список литературы