НОВЫЕ ФОРМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДООХРАННОГО КАРКАСА В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ЮГО-ВОСТОКА РУССКОЙ РАВНИНЫ

NEW FORMS OF THE NETWORK OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES AND DEVELOPMENT OF THE NATURE CONSERVATION FRAMEWORK IN THE STEPPE ZONE OF THE SOUTH-EAST OF THE RUSSIAN PLAIN

 

Н.О. Рябинина

N.O. Ryabinina 

Волгоградский государственный университет

(400062, Россия, г. Волгоград, пр. Университетский, 100) 

Volgograd State University

(Russia, 400062, Volgograd, prosp. Universitetsky, 100)

e-mail: gik@volsu.ru

 

В статье рассматриваются перспективы развития природоохранного каркаса в степной зоне юго-востока Русской равнины. Рассматриваются инновационные формы особо охраняемых природных территорий в Волгоградской области.

The article is focused on development prospect of the network of nature conservation framework in the steppe zone of the south-east of the Russian Plain. Innovative forms of the network of specially protected natural territories in Volgograd region are under consideration. 

Существующая в настоящее время в России сеть ООПТ не полностью отражает ландшафтное разнообразие страны. Она наиболее разрежена в степной зоне, что связано и с высокой антропогенной преобразованностью, и с недостаточной изученностью на региональном уровне биологического и ландшафтного разнообразия. В настоящее время в степной зоне юго-востока Русской равнины существует только один государственный заповедник – Ростовский. В этих условиях становится необходимой разработка действенных мер по сохранению и восстановлению ландшафтного и биологического разнообразия, базирующихся на инвентаризационных исследованиях геосистем и оценке их современного состояния.

Благодаря своему географическому положению, разнообразию ландшафтов, и значительно меньшей по сравнению с соседними степными областями Европейской части России (Ростовской, Воронежской и др.) плотностью населения и степенью хозяйственной освоенности и измененности, Волгоградская область обладает высоким потенциалом для формирования репрезентативной сети ООПТ с крупными ядрами эталонных экосистем и ландшафтов. Учитывая, что на ее территории представлены все типы степей от луговых и богаторазнотравно-типчаково-ковыльных и до опустыненных, она может служить ключевой территорией для формирования межрегионального природоохранного каркаса, перспективным регионом для создания сети ООПТ, отражающей ландшафтный спектр всей степной зоны юго-востока Русской равнины.

Волгоградская область занимает срединную часть юго-востока Русской равнины и отличается высоким разнообразием ландшафтов, входящих в состав трех физико-географических зон (лесостепной, степной и полупустынной), пяти подзон и девяти физико-географических провинций: 1) Среднерусской возвышенной, 2) Окско-Донской равнинной, 3) Приволжской возвышенной, 4) Восточно-Донской возвышенной, 5) Доно-Донецкой равнинной, 6) Нижне-Донской равнинной, 7) Сыртовой равнинно-возвышенной, 8) Ергенинской возвышенной, 9) Прикаспийской низменной [3]. Схемы развития сети ООПТ для Волгоградской области разрабатываются с 1980-х годов [1, 3, 4]. В настоящее время в области отсутствуют федеральные ООПТ (заповедники и национальные парки), основными ядрами природоохранного каркаса являются региональные природные парки: Волго-Ахтубинский (2000), Эльтонский (2000), Донской (2001), Щербаковский (2002), Нижне-Хоперский (2002), Цимлянский (2002), Усть-Медведицкий (2004). Однако, эталонные степные зональные ландшафты охраняются преимущественно в Донском и Щербаковском и частично на территории Нижне-Хоперского природного парка. В последние годы автором также выявлен ряд территорий, перспективных для создания новых ООПТ, включая степные заповедники кластерного типа, расположенные вблизи северной и северо-западной границы Волгоградской области и на высоком правобережье Хопра и Дона. При этом учитывались, прежде всего, их ландшафтное и биологическое разнообразие, степень измененности и стадии самовосстановления экосистем, возрастная специфичность вторичных степей, историко-культурные особенности (археологические объекты, беллигеративные элементы ландшафтов и др.). Результаты проводимых исследований показывают, что вдоль административных границ, особенно старых, существующих на протяжении столетий (например, между Волгоградской и Воронежский областями, в прошлом – Воронежской губернией и Областью Войска Донского), объективно существует эффект повышения современного ландшафтного и биологического разнообразия, лучшей сохранности геосистем. Приграничные территории испытывают меньшую антропогенную нагрузку и часто выступают в качестве ландшафтных рефугиумов. Сходный эффект наблюдается на территории Малой излучины Дона, где отсутствуют мосты через Дон, крайне не развита транспортная инфраструктура и очень незначительна плотность населения. Выделенные участки отличаются высокой степенью биологического разнообразия, значительной сохранностью и репрезентативностью геосистем, в настоящее время частично используются как сезонные пастбища, что позволяет рассматривать их как эталоны степных геосистем [3, 4].

Одним из направлений повышения репрезентативности сети ООПТ может стать преобразование части региональных природных парков Волгоградской области, в первую очередь их заповедных ядер, в кластеры государственного Среднедонского степного заповедника. Однако наиболее перспективным направлением развития  регионального природоохранного каркаса является, создание новых (инновационных) форм ООПТ, включая и частные, таких как историко-культурные ландшафты-резерваты, пасторальные (пастбищные) заповедники, инновационные степные парки или сафари-парки, прообразом которых был первый частный степной заповедник и зоопарк «Чапли» («Аскания-Нова»), организованный 1898 г. Ф.Э. Фальц-Фейном [5].

В результате многолетних исследований установлено, что наиболее перспективной для организации субрегионального природоохранного каркаса, включающего разнообразные формы и типы ООПТ, является Малая излучина Дона, которая, по данным автора, может быть выделена в качестве ключевой ландшафтной территории [2, 3]. Она расположена в центре Волгоградской области, где, огибая северо-восточную часть Восточно-Донской гряды, Дон образует излучину, охватывающую его высокое правобережье от станицы Сиротинской до долины р. Большой Голубой. Ее северо-восточная часть с 2001 г. входит в состав Донского природного парка. Ландшафты Малой излучины Дона обладают высокой научно-информационной емкостью и высокими пейзажно-эстетическими качествами. Ее территория характеризуется высоким ландшафтным разнообразием, отражающим природное разнообразие и Восточно-Донской возвышенной ландшафтной провинции и подзоны типчаково-ковыльных (или сухих) степей юго-востока Русской равнины, и имеет важное значение для идентификации и сохранения эталонных зональных, характерных, редких и находящихся под угрозой исчезновения геосистем на уровне ландшафтов, местностей, урочищ и их сочетаний.

Сочетание геолого-геоморфологических, гидрологических, климатических и других факторов формирует уникальную ландшафтную структуру рассматриваемого региона, особенности которой определяются его размещением на Восточно-Донской денудационно-аккумулятивной гряде, ограниченной с севера и востока долиной Дона, а с юга долиной р. Чир. На его территории автором выделяются 6 зональных ландшафтов: ландшафты трех Донских «Венцов»; ландшафт низких аккумулятивно-денадуционных плато, Подгорский и Голубинский меловой ландшафт [3]. Здесь встречаются практически все геосистемы и экосистемы, типичные для подзоны типчаково-ковыльных степей. Выявлены и закартированы местообитания более 50 видов редких и исчезающих видов растений (тюльпан Шренка и Биберштейна, адонис волжский, рябчик русский, птицемлечник Фишера, адонис волжский, левкой душистый, полынь солянковидная, ковыль перистый и др.), более 30 видов животных (орел степной, сокол-балобан, курганник, лунь степной, пустельга степная, филин, стрепет, тиркушка степная, дыбка степная, жук-олень, мнемозина и др.), включенных Красную книгу РФ и Волгоградской области. Следует отметить, что на территории Малой излучины Дона находится ряд археологических памятников и историко-культурных ландшафтов и локальные объекты, имеющие историко-культурное, научно-просветительское, эстетическое и этическое значение: Задоно-Авиловская стоянка древнего человека, несколько комплексов курганов, разрушенные городища эпохи бронзы, огненное святилище, датируемое 1800-1700 г. до н.э. и др. Они также представляют большую ценность для сохранения ландшафтного, почвенного, биологического разнообразия. Одной из характерных особенностей территории перспективной Голубинской ООПТ является наличие большого количества беллигеративных (т.е. сформировавшихся на месте проведения боев) элементов ландшафтов с противотанковыми рвами, воронками взрывов, траншеями, окопами и другими антропогенными микроформами рельефа – свидетелями ожесточенных боев в период Великой Отечественной войны. Они особенно хорошо сохранились на территории меловых ландшафтов.

Для повышения репрезентативности регионального природоохранного каркаса нами предлагается создание новой формы ООПТ – степного природного сафари-парка в бассейне р. Большой Голубой. С этой целью с 2004 г. на его территории проводятся комплексные ландшафтно-экологические исследования, по результатам которых были разработаны авторские макеты крупномасштабных (в масштабе 1:50000) карт ландшафтной структуры, современного состояния и оптимизации природопользования бассейна р. Большая Голубая. В дальнейшем Голубинский кластер и уже существующий с 2001 г. Донской природный парк нами рекомендуется объединить в национальный парк Среднего Дона или рассматривать как отдельные ядра ООПТ кластерного типа. Оптимальной формой природопользования для ландшафтов, особенно кальцефильных в бассейне Большой Голубой является охрана природы, нормированная рекреация и экологический туризм. У слова «сафари» несколько значений, в т.ч. и природная территория, где люди могут наблюдать за животными в естественной среде обитания и путешествие. Ядром перспективного иннвационного ООПТ (Голубинско-Донского степного сафари-парка) является Голубинский меловой ландшафт [4].

На значительной площади природно-территориальные комплексы Малой излучины Дона сохранили свою естественную структуру и географические компоненты, т.к. из-за сложного геологического строения, особенностей пересеченного рельефа, почвообразующих пород и др., даже в период 1960-1980-х гг. распаханность не превышала 60%. В результате проведенных в 2014 г. коллективом кафедры географии и картографии ВолГУ экспедиционных и камеральных исследований установлено, что в настоящее время в пределах Малой излучины Дона (занимающей площадь около 900 км2, в т.ч. бассейн р. Большой Голубой – 770 км2) пашня занимает менее 20% территории и сосредоточена у станицы Трехостровской и на западной окраине рассматриваемого региона; около 30% территории занимают естественные геосистемы зональных, псаммофильных, кальцефильных целинных степей; 40% – вторичные степи, преимущественно старо- и средневозрастные, частично использующиеся как сезонные пастбища, и более 10% – разнообразные урочища водораздельных дубрав, нагорно-байрачных и пойменных лесов. На большей части бассейна р. Большой Голубой  отсутствует постоянное население. В ходе исследований 2014 г. были разработаны предложения по функциональному зонированию территории потенциальной ООПТ с учетом бассейнового подхода при выборе территории размещения потенциальной ООПТ и ландшафтной структуры территории, анализа современного состояния геосистем территории, включая специфику ее хозяйственного использования и степень антропогенной преобразованности. Были выделены следующие функциональные зоны, с соответствующими режимами охраны, использования: 1) заповедная зона (общ. площадь – 35 км2); 2) зона экологического покоя (общ. площадь – 253,7 км2); 3) зона экологической реставрации (общ. площадь – 121 км2), 4) зона традиционного сельскохозяйственного использования (общ. площадь – 366,4 км2).

Учитывая удаленность района от крупных населенных пунктов, исторически сложившуюся структуру агроландшафтов и крайне слабую развитость транспортной инфраструктуры, разнообразие растительного и животного мира, приоритетными направлениями является экологический туризм (посещения сафари-парка с организованным краткосрочным строго нормированным посещением туристами в сопровождении гида и др.), познавательный, спортивно-оздоровительный туризм, велотуризм, конный туризм и верховая езда, экстремальный туризм. На территории сафари-парка экскурсанты смогут увидеть в естественной среде обитания  животных (бобры в пойме Большой Голубой) и некогда обитавших здесь, а сейчас реакклиматизируемых (сурки, суслики, пищухи, дрофы, стрепеты, журавли-красавки и др.). В вольерном комплексе парка можно будет увидеть сайгаков, «восстановленных» туров и тарпанов и др. крупных животных. Одним из наиболее перспективных видов экологического туризма является сельский туризм (агротуризм). В зоне экологической реставрации планируется воссоздание «этнографического музея» – казачьего хутора Евлампиевский посвященной жизни, быту и традициям – донских казаков, с восстановлением мельницы, кузницы, мини-фермы, садов и пр., где в мастерских посетители хутора смогут поучаствовать в следующих мастер-классах, посвященных традиционным казачьим ремеслам: ткачество, кузнечное дело, лозоплетение; блюда казачьей кухни; создание казачьих игрушек и украшений и др. Предусматривается устройство мини-гостиницы в традиционном стиле, где экскурсанты могут остановиться на несколько дней. Данную территорию, принимая во внимание ее природные и социально-экономические условия в целом, можно и нужно использовать в качестве полигона для достижения целей и отработки навыков командного взаимодействия и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брылев В.А., Рябинина Н.О. Ландшафтно-экологический каркас Волгоградской области // Вопросы степеведения. Оренбург: Ин-т степи УрО РАН, С. 119-124.
  2. Рябинина Н.О. Перспективы развитие сети особо охраняемых природных террито­рий в степной зоне юго-востока Русской равнины (на примере Волгоградской области) // Проблемы региональной экологии. 2013. № 4. С. 236-241.
  3. Рябинина Н.О. Региональные особенности сохранения степных ключевых биологических территорий и ландшафтов Волгоградской области // Изв. Самар. науч. центра Рос. академии наук. 2011. Т 13, № 1. 6. С. 1375-1378.
  4. Рябинина Н.О., Шилова Н.В. Меловые ландшафты Волгоградской области и проблемы их сохранения // Науч. обозрение. 2012. № 6. С. 102-107.
  5. Чибилев А.А. Современные формы сохранения природного наследия степных регионов Северной Евразии // Вопросы степеведения. 2003. № 4. С. 5-8.
  6. Чибилев А.А., Павлейчик В.М. Ключевые ландшафтные территории (географические аспекты сохранения природного разнообразия) // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2007. Вып. 67. С. 4-8.