НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ РЕДКИХ СТЕПНЫХ ВИДОВ ПТИЦ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Площадь Воронежской области составляет 52,4 тыс. кв. км.; протяженность с севера на юг – 277,5 км, с запада на восток – 352 км. Северную, основную часть области, занимает лесостепная природно-климатическая зона, южную, небольшую часть - степная. В лесостепной зоне по географическому районированию выделяют лесостепную провинцию Окско-Донской равнины и лесостепную провинцию Среднерусской возвышенности; в степной зоне - степную Среднерусскую провинцию.
Земли сельскохозяйственного назначения составляют 80,8% от территории области. Из них сельскохозяйственные угодья занимают 90%, под пашню используется 76,8% угодий. Сельскохозяйственное освоение территории, иные факторы, повлекли за собой деградацию и уничтожение степной фауны птиц. Изменения в использовании земель, связанные с экономическим кризисом 90-х годов, обусловили рост численности ряда лугово-степных птиц, но у многих видов ситуация пока не улучшилась [3]. Ниже приводятся некоторые новые данные по состоянию степных видов птиц в Воронежской области, полученные в последние годы.
Огарь – Tadorna ferruginea (Pallas, 1764). Медленное восстановление гнездящейся популяции началось в 70-х годах двадцатого века благодаря росту численности и расселению сурка-байбака [5]. Современное распространение тесно связано с колониями сурков, в норах которых огарь гнездится, несмотря на то, что может использовать подобные убежища лисиц и барсуков. Местообитаниями для сурка в основном служат степные склоны густой овражно-балочной сети, характерной для степной зоны области и Среднерусской возвышенности в лесостепной зоне. В большей степени сурок, а соответственно и огарь, населяют южные и восточные районы. В северной части области, на территории Окско-Донской равнины, где условия для жизни сурков почти отсутствуют, огарь встречается редко. Общая численность размножающихся птиц составляет не менее 100-150 пар. Кроме того, в весенне-летний период на водоемах отмечаются стаи не размножающихся птиц. Вид включен в Красную книгу Воронежской области (5 категория).
Степной лунь – Circus macrourus (S.G.Gmelin, 1771). Сильное сокращение численности произошло в 60-70 годы ХХ века и с тех пор она пребывает на низком уровне. Имеющиеся сведения позволяют предполагать гнездование в области около 10 пар, но не постоянно. Степные луни появляются в годы, изобилующие мышевидными грызунами, а в период их депрессии исчезают. В частности, за последние шесть лет гнездование зарегистрировано в 2004 и 2007 годах [2, 7].
Все обнаруженные размножающиеся птицы находились в пределах лесостепи на территории Окско-Донской равнины, где имеется множество блюдцеобразных понижений, в той или иной степени заполненных водой. Эти понижения, представляющие заросшие надводной растительностью озера или болота, используются лунями в качестве гнездовых местообитаний. Корм птицы добывают на окружающих полях озимой пшеницы, залежах и лугах. Занесен в Красную книгу Воронежской области (1 категория).
Кобчик – Falco vespertinus (Linnaeus, 1766). До середины 50-х годов ХХ века относился к обычным и даже многочисленным видам [1]. В 60-е годы началась быстрая деградация населения и в течение 10-20 лет кобчик на большей части территории области исчез. Отмечался на весеннем пролете, гнезд долго не находили. Только в 2007 г. обнаружены небольшие групповые и одиночные поселения на востоке региона недалеко от границы с Волгоградской областью [4]. Птицы гнездятся в лесополосах в окружении пастбищ и пахотных полей. Занимают гнездовые постройки сороки разных лет давности. В 2007 г., отличавшемся высокой численностью мышевидных грызунов, наблюдали раннее размножение кобчиков и относительно плотные их группировки. В 2008 г., на фоне резкого снижения обилия мышевидных, птицы приступили к гнездованию позже и численность их стала меньше. Всего в области, в основном в ее восточной части, в настоящее время может гнездиться несколько десятков пар. Включен в Красную книгу Воронежской области (2 категория).
Дрофа – Otis tarda Linnaeus, 1758. Сильное снижение численности в Воронежской области, как и во многих других частях ареала, произошло в середине ХХ века. Однако полностью дрофа не исчезла и по-прежнему встречается на локальных территориях в ряде южных и восточных районов. В настоящее время в качестве гнездовых местообитаний избирает обрабатываемые поля, занятые пропашными или зерновыми культурами, расположенные на водоразделах. Как и всюду, места токовищ и размещения гнезд остаются относительно постоянными. Опросные сведения и собственные наблюдения позволяют оценить численность размножающихся птиц в области в пределах 50-70 особей. Изменения в сельском хозяйстве, происшедшие в последние два десятилетия, не повлекли за собой роста численности, напротив, она имеет тенденцию к снижению. Включена в Красную книгу Воронежской области (2 категория).
Стрепет – Tetrax tetrax (Linnaeus, 1758). Изобилие стрепета, наблюдавшееся в XIX веке, начало исчезать уже в начале ХХ века, а к 70-80 годам этого столетия численность в области не превышала 20-25 пар [6]. В конце 90-х годов и в ХХI веке нам обнаружить это вид не удалось. Имеются только опросные сведения о единичных встречах птиц в некоторых южных районах в августе-сентябре. Они дают слабую надежду на размножение в области нескольких пар стрепетов. В Красной книге Воронежской области имеет 1 категорию.
Северная бормотушка – Hippolais caligata (Lichtenstein, 1823). Ранее граница гнездового ареала проходила за пределами исследуемого региона. Впервые обнаружена в период размножения в южной части области (Кантемировский район) в 2003 г., а в 2004 г. там же найдены гнезда [2]. Локальная группировка бормотушки населяет залежи полынно-бурьянистой стадии сукцессии с плотностью 4-10 пар на 1 км2. В 2005 г. территориальных птиц вновь наблюдали на тех же полях, что указывает на неслучайный характер гнездования.
В 2007 г. найдено еще одно поселение вида, теперь уже на востоке области, в Новохоперском районе. Оно также располагалось в пределах залежи, но более поздней, бурьянисто-пырейной, стадии сукцессии с вкраплениями других степных злаков и разнотравья. Плотность гнездящихся птиц здесь оказалась заметно выше, чем в первом поселении и достигала 80-100 пар на 1 км2. Совместно с полевым жаворонком бормотушка составляла основу населения птиц в данном местообитании.
Просянка – Emberiza calandra (Linnaeus, 1758). В середине ХХ века вид был распространен почти по всей территории области и достигал значительной численности, но в последующие десятилетия происходило направленное ее снижение и к концу века просянка практически исчезла. С 2003 года начались регистрации территориальных самцов в южной части области [2], а затем и в центральных районах [8]. Гнездовыми местообитаниями обычно являются луга и днища влажных степных балок, имеющие высокостебельную травянистую растительность, отдельные деревья и кустарники. Иногда встречается на бурьянистых пустырях у населенных пунктов. Численность в настоящее время оценивается в несколько десятков размножающихся пар. Имеется слабо выраженная тенденция роста популяции. Включена в Красную книгу Воронежской области (3 категория).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабаш-Никифоров И.И., Семаго Л.Л. Птицы юго-востока Чернозёмного центра. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1963. – 210 с.
2. Венгеров П. Д. Птицы и малоиспользуемые сельскохозяйственные земли Воронежской области (перспективы восстановления лугово-степной орнитофауны). – Воронеж: Издательство ООО "Кривичи", 2005. – 152 с.
3. Венгеров П. Д. Проблемы восстановления фауны лугово-степных птиц на малоиспользуемых сельскохозяйственных землях Воронежской области // Степи Северной Евразии: Материалы IV Междунар. симп. – Оренбург, 2006. – С. 158–159.
4. Венгеров П. Д., Сапельников С. Ф., Нумеров А. Д., Соколов А. Ю., Куприянов А. А. Особенности пространственного размещения и современное состояние кобчика в Воронежской области // Изучение и охрана хищных птиц Северной Евразии: Материалы V междунар. конф. по хищным птицам Северной Евразии, Иваново, 4-7 февр. 2008 г. – Иваново. ИвГУ. – 2008. – С. 207–210.
5. Рябов Л. С., Лихацкий Ю. П., Бибиков Д. И. Продвижение корсака и огаря за байбаком на северо-запад // Охрана, рациональное использование и экология сурков: Тез. докл. науч. совещ. – М., 1983. – С. 99–101.
6. Рябов Л.С., Лихацкий Ю.П., Воробьев Г.П. Дрофа и стрепет в Воронежской области // Орнитология. – 1984. – Вып. 19. – С. 164–170.
7. Сапельников С.Ф., Венгеров П.Д., Нумеров А.Д., Соколов А.Ю. Степной лунь в Воронежской области в 2007 году // Изучение и охрана хищных птиц Северной Евразии: Материалы V междунар. конф.и по хищным птицам Северной Евразии, Иваново, 4-7 февр. 2008 г. – Иваново: ИвГУ, 2008. – С. 299–304.
8. Соколов А.Ю. Птицы Бобровского Прибитюжья // Труды Воронежского государственного заповедника. Вып. XXV. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 133–193.