О ФАУНЕ КРОВОСОСУЩИХ КОМАРОВ БУЗУЛУКСКОГО БОРА

PECULIARITIES OF MOSQUITO FAUNA IN BUZULUK NATIONAL RESERVE

Ю.Л.Вигоров, Л.С.Некрасова

Yu.L.Vigorov, L.S.Nekrasova

Федеральное бюджетное учреждение науки
Институт экологии растений и животных УрО РАН
(620144, Россия, Екатеринбург, ул.8 Марта, 202)
Federal budgetary institution of science Institute of Plant and Animal Ecology Ural Branch of RAS. vig@ipae.uran.runekrasova@ipae.uran.ru
(620144, Russia, Ekaterinburg, 8 Marta, 202)

Изучены свои коллекции кровососущих комаров, пойманных в мае 2009 г. на извилистом пути, пройденном через центральную часть Бузулукского бора с юга на северо-запад. Показано низкое разнообразие в сообществах комаров и невысокое сходство их с фаунами кровососущих комаров степей Оренбургской области, а также с комарами «островных боров» степей и лесостепей Челябинской обл.

The own collections of blood-sucking mosquitoes, caught in May 2009 on route, passed through the central part of National Park «Buzulukskiy bor» from south to north-west, were studied. The low ecological diversities of communities of the mosquitoes and low level of faunistic similarity to mosquito in steppes of Orenburg region, as well as with mosquito in “island boron” in the steppe and forest-steppe of Chelyabinsk regions were discovered.

 

Бузулукский бор занимает уникальное положение в степной зоне на южной границе распространения лесов Восточно-Европейской равнины. Он образовался на обширной толще песков, отложенных в акчагыльское время неогена, перевитых и образовавших дюнный ландшафт в одну из фаз ледникового периода. Это одно из наиболее старых лесоводческих хозяйств степной зоны России. Более 250 лет – с конца XVIII в. – бор находится под энергичным воздействием людей из-за регулярного лесопользования, разработки нефтяных и газовых месторождений, экспериментов лесоводов, незаконных порубок леса местным населением, а после организации национального парка претерпевает трудности переходного периода ввиду невозможности лесоустроительных работ, ухода за лесом и лугами. Его леса десятки раз страдали от лесных пожаров, после которых с большим трудом восстанавливались. В силу этого он резко отличается от «островных боров» Челябинской обл. – реликтов перигляциальной лесостепи ледникового периода, многие из которых сохранились благодаря тому, что приурочены к выходам на поверхность гранитов [2]. Поэтому сравнительный анализ его биоты представляет интерес для изучения изменений, сохранения и восстановления биоразнообразия.

Кровососущих комаров в бору ловили с 20 мая до 1 июня 2009 г. на маршруте от окрестностей пос. Елшанка мимо поселков Паника и Комсомольский к озеру Моховое.Куколок и последних личинок комаров двух родов – Ochlerotatus и Aedes –удалось застать 20 мая в высыхающей луже под ивами на краю почти высохшего осокового болотца к северу от пос. Елшанка. В пути их довели до стадии имаго и зафиксировали. На берегу оз. Моховое 29 мая – 1 июня наловили взрослых малярийных комаров Anopheles (An.) messeae Falleroni, 1926, прячущихся в щелях постройки на берегу, а в прибрежных зарослях – куколок этого вида. По дороге их тоже довели до стадии имаго и зафиксировали. Нападающих комаров других видов ловили методом «на себе» по 20 мин.

Видовой состав коллекций комаров, составленных из выборок в сосновых и смешанных лесах, на берегах ручьев, реки, стариц, болот и озера Моховое – представлен в таблице. Интересен весьма упрощенный видовой состав выборок комаров: с одного до 7 видов в сосняках (в среднем 4,2±0,34), по 3-5 видов (4,0±0,36) в смешанных лесах и 1-7 видов – на берегах водоемов и краях болот (4,08±0,5). Во всех трех группах экосистем доминантами по обилию оказались лишь два вида –Ochlerotatus communis De Geer, 1776 и Occataphylla Dyar, 1916. Суммарная доля особей этих двух видов – полизонального и интразонального – в коллекции комаров из сосновых лесов составила 80,6 %, из смешанных лесов – 85,9 %, а с берегов стариц, ручьев, болот и озера – 86 %. Прост и видовой состав субдоминантов. В сосняках к ним принадлежат лесо-лесостепной на Урале [4] комар Ocleucomelas Meigen, 1804 и интразональный, тяготеющий к болотам Ocpunctor Kirby, 1837 (соответственно 7,2 и 6,2 % от объёма коллекции), в смешанных лесах – полизональный на Урале вид комара Oc.intrudens Dyar, 1919 (5,2%). Его же вместе сOc.punctor можно отнести к числу субдоминантов также на берегах водоемов и болот (5,6 и 4,4 % соответственно).

Встречаемость тех или иных видов комаров соответствует их обилию в суммарной коллекции. Так, доминирующие в сосняках комары Occommunis и Oc.cataphyllaотмечены в 85 % выборок, в смешанных лесах и на берегах – в 80-100 %, субдоминантный комар Oc.leucomelas – в 60-70, но остальные виды встречены лишь в половине или меньшем числе списков.

По соотношению экологических групп комаров [4] коллекции комаров, взятых из разных биоценозов Бузулукского бора, различаются слабо. В смешанном лесу слегка преобладает число особей полизональных видов (71,2% по сравнению с 57 и 65,3% в сосняках и на берегах), хотя меньше комаров интразональных видов. В сосняках на два вида, чем в других биоценозах, больше комаров, принадлежащих лесо-лесостепной группе, и относительно больше число особей этой группы (7,7% по сравнению с 4 и 1,7% в смешанных лесах и на берегах). В отличие от степей и лесостепей [1, 4, 6], среди кровососущих комаров Бузулукского бора числом и обилием преобладают полизональные комары (4-5 видов при общем их относительное обилие 57-71 %) и интразональные комары (2 вида с суммарным обилием 24,5-35 %). Присущих лесной зоне и лесостепям видов комаров [1, 4] в Бузулукском бору очень мало, а комары эти малочисленны.

Таблица

Обилие (экз., признаки 1, 3, 5 и 7) и встречаемость (%, признаки 2, 4 и 6) имаго и личинок кровососущих комаров в Бузулукском бору

Виды

Экосистемы

Сосновые

леса

Смешанные леса

Берега водоемов

и болот*

Лужа на краю луга (личинки)

1

2

3

4

5

6

7

Oc.cantans Mg.

2

10

-

-

-

-

-

Oc.cataphylla Dyar

199

85

73

85,7

136

80,0

25

Oc.communis Deg.

358

85

207

100

276

100

23

Oc.flavescensMull.

-

-

-

-

-

-

6

Oc impiger Walk.

2

10

-

-

-

-

-

Oc.intrudens Dyar

8

30

17

33,3

27

50

10

Oc.leucomelas Mg.

50

70

13

66,7

8

60

1

Oc.pionips Dyar

22

45

6

50

7

60

-

Oc.pullatus Coq.

6

20

2

16,7

3

20

-

Oc.punctor Kirby

43

60

7

33,3

21

70

3

Oc.riparius D.K.

-

-

-

-

1

10

-

Ae.cinereus Mg.

1

5

-

-

-

-

2

An.messeae Fall.

-

-

-

-

29 +24

10

-

Cs.alaskaensisLudl.

-

-

1

16,7

-

-

-

Объём коллекции, экз.

691

 

326

 

532

 

70

Число списков

 

20

 

6

 

10

 

Примечание: * - в объём этой коллекции комаров не включены малярийные комары (29 имаго и 24 куколки), так как их ловили на берегах оз.Моховое «ad libitum», без учета времени.

При сравнении фаун кровососущих комаров Бузулукского бора с фаунами комаров степных и лесостепных мест Оренбургской обл. [1, 4, 6] выявлена невысокая степень сходства: индексы Жаккара (ИЖ) варьировали в пределах 0,1 (маршрут Новоилецкая ? р. Илек ? оз.Бол.Щучье) до 0,3 (Буртинская степь). При сравнении фауны комаров сосняков Бузулукского бора с комарами степей Средней Сибири и Алтая (по данным [3]) величины индексов оказались немного больше (от 0,22 до 0,4, в среднем – 0,31). Невысокое сходство найдено также при сравнении комаров Бузулукского бора с комарами Джабык-Карагайского бора, уцелевшего в степи Челябинской обл. (ИЖ = 0,36), и комарами островных боров в лесостепях Челябинской обл.: Санарского, Карагайского, Уйского, Ларинского и других (ИЖ от 0,23 до 0,4, в среднем 0,37). Сходство между списками видов комаров трех разных экосистем Бузулукского бора (сосняки, смешанный лес, берега водоемов) и списками комаров из лесостепей Западной Сибири [3] одинаково невелико (ИЖ 0,26-0,29).

В отличие от боров, находящихся севернее – от Ильменского заповедника и Припышминских боров, в Бузулукском бору меньше выражен контраст между экологическими структурами сообществ комаров, обитающих в сосновых и смешанных лесах [5, 6], что, вероятно, свидетельствует о разной скорости лесных сукцессий в этих борах. От находящегося в степной зоне Джабык-Карагайского бора Бузулукский бор отличается также характером корреляционной связи между оптимальной температурой воды в местах развития личинок и встречаемостью имаго [5]. Эти два бора, сравнимые по площади и обследованные в одинаковое время года, различаются между собой и наборами доминирующих видов кровососущих комаров.

Хотя своеобразные черты фауны кровососущих комаров Бузулукского бора выявлены по сборам всего лишь вдоль одной трансекты и за краткий период начала лета, их стоит рассмотреть в связи с представлениями об отсутствии связи между устойчивостью и видовым разнообразием, а также как компенсационные явления в ответ на антропогенную деградацию бора.

Во время экскурсии через Бузулукский бор собраны также экземпляры следующих видов животных:

  1. Беляночка горошковая, горчичница – Leptidea sinapis Linnaeus, 1758. (Lepidoptera, Pieridae). det. Е.Ю.Захарова. 1 экз. – в смешанном лесу возле устья руч. Черталык (24.05.2009), другой – 29.05. на берегу оз.Моховое
  2. Бронзовка – Protaetia (Potosiacuprea (F.) sspmetallica Herbst, 1786 (Scarabaeidae). det. А.В.Иванов.
  3. Жужелица – Pterostichus oblongopunctatus Fabricius, 1787 (Carabidae). det. А.В.Иванов
  4. Скакун лесной – Сicindela sylvatica Herbst, 1786 (Carabidae). det.А.В.Иванов
  5. Усач серый длинноусый малый – Acanthocinus griseus Fabricius, 1792. (Cerambycidae, Lamiinae). det. И.Б.Головачев. Южный берег оз. Моховое.
  6. Хрущ майский восточный – Melolontha hyppocastani Fabricius, 1801 (Scarabaeidae, Melolonthinae). det. А.В.Иванов. Массовый вылет 30.5.09 г. возле оз. Моховое.
  7. Щелкун крестоносный – Selatosomus cruciatus Linnaeus, 1758, Reitter, 1911 (Coleoptera, Elateridae). det. Вершинина С.Д.
  8. Красноклоп бескрылый (клоп-солдатик) – Pyrrhocoris apterus L. (Hemiptera, Pyrrhocoridae). det. Ю.В.Вигоров. Много на дороге вблизи устья руч.Черталык.
  9. Золотоволосистый муравей-древоточец – Camponotus saxatilis Ruzsky, 1895. (Formicinae). det. А.В.Гилев. Южный берег оз. Моховое.
  10. Рыжий лесной муравей – Formica rufa L., 1761. Южный берег оз. Моховое.
  11. Кустарниковая улитка – Bradybaena fruticum Mull., 1777 (Вradybaenidae Fruticollidae). det. И.М.Хохуткин.
  12. Прудовик обыкновенный – Lymnaea (Lymnaeastagnalis L., 1758 (Lymnaeidae). det. И.М.Хохуткин. Левый берег р. Боровка.
  13. Веретеница ломкая – Anguis fragilis L., 1758 (Anguidae). Найдена мёртвой в лесу в районе устья руч. Черталык. Там же на дороге встречены живые особи, питающиеся красноклопами.

Исследование проведено при поддержке проектов № 12-П-4-1048 и № 12-М-23457-2041 Программы Президиума Уро РАН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вигоров Ю.Л., Некрасова Л.С. Своеобразие фауны кровососущих комаров (Diptera, Culicidae) Приуралья как производное особенностей биогеоценозов лесостепи и степи // Степи Северной Евразии: Материалы V междунар.симпоз. Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2009. С.192-195.

2. Государственные заказники Челябинской области. Ч.1 / А.В.Лагунов, А.И.Белковский, Е.И.Вейсберг и др. Челябинск: Изд-во «Victory», 2008. 104 с.

3. Кухарчук Л.П. Экология кровососущих комаров (Diptera, Culicidae). Новосибирск: Наука. 1981. 232 с.

4. Некрасова Л.С., Вигоров Ю.Л., Вигоров А.Ю. Экологическое разнообразие кровососущих комаров Урала. Екатеринбург: УрО РАН. 2008. 208 с.

5. Некрасова Л.С., Вигоров Ю.Л. Видовые особенности популяционных и биоценотических реакций кровососущих комаров. Екатеринбург: Гощицкий, 2011. 144 с.

6. Некрасова Л.С., Вигоров Ю.Л., Вигоров А.Ю. Разнообразие сообществ кровососущих комаров в борах Южного Урала, Предуралья и Зауралья // Вест. Орен. гос.университета. 2009, октябрь. Материалы Всерос.науч.-практ.конф. «Проблемы экологии Южного Урала». Ч.I. C.144-147.