О КОНЦЕПЦИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ОРЕНБУРГСКИХ СТЕПЕЙ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

С.В. Левыкин

Институт степи УрО РАН, Оренбург, Россия

 

К концу XX столетия структура использования земельных угодий области сформировалась под воздействием аграрной политики советского периода развития страны. Основным фактором угрожающего обеднения биоразнообразия оренбургских степей и развития кризисных тенденций в сельскохозяйственном производстве в постсоветский период явилась кампания по освоению целинных земель, проведенная в степной зоне Евразии в 50 годы.

Произошло перераспределение и смещение огромных материально-технических ресурсов, а также миграция трудовых ресурсов в степную зону с созданием новых ареалов производства товарного зерна. В результате чего исчезли не только отдельные виды животных и растений, но и были практически уничтожены зональные степные экосистемы. Сохранившиеся отдельные популяции степных доминантов на неудобьях деградировали под влиянием перевыпаса. Во время освоения целины не был взят под охрану ни один эталонный участок. Напротив, уже существующие заповедники были закрыты, а их степная территория распахана. К негативным ландшафтно-экологическим и экономическим последствиям привела сплошная распашка почв сухих степей на площади 20 млн. га, в т.ч. в Оренбургской области на площади свыше 1 млн. га. Зерновые хозяйства, созданные в этой зоне, оказались в неблагоприятных для зернового производства климатических условиях, что сказалось на урожайности зерновых культур, которая в зоне сухих степей значительно ниже экономически оправданной и составляет от 3,5 до 8,5 ц/га. Подъем целины привел к ликвидации пастбищного мясного животноводства - традиционной рентабельной отрасли сухостепного сельского хозяйства. Скот лишился самого дешевого травяного белка естественных пастбищ и был переведен на дорогое стойловое содержание, зависящее от продуктов земледелия.

Лишившись степного травостоя, оголенная почва подверглась массовой дефляции и водной эрозии. Существующие системы земледелия в целинных районах области являются почвозатратными. Уже безвозвратно утрачено от 25 до 30% гумуса за счет различных видов эрозии. Сплошные массивы вспаханной почвы, имея темный цвет, провоцируют засуху, которая является причиной аридизации и опустынивания степной зоны. Культивирование длительное время монокультуры зерновых привело к нарушению экологического равновесия в степной зоне, в результате чего сорняки и фитопатогенные вредители стали серьезной угрозой для земледелия.

Крах административно-командной системы и проводимые с 1992 г. в странах СНГ экономические реформы только усугубили социально-экономические и экологические противоречия целинных районов, особенно в зоне сухой степи. Хозяйства несут убытки, возникли сложности с уборкой, вывозкой, реализацией зерна, практически утрачена возможность обновления машинно-тракторного парка. Одновременно в почву практически перестали вносить удобрения, нарушились основные звенья дорогостоящей технологии "сухого земледелия". Началось стихийное сокращение посевных площадей, возросло количество 2-3 -летних залежей.

Сложившаяся ситуация в степной зоне в первой половине 90 годов была объективно оценена учеными и практиками, работающими в области степного природопользования. Анализ ситуации и конкретные предложения нашли свое отражение в резолюциях научно-практических конференций, посвященных проблемам степного природопользования, основное противоречие которого в настоящий момент носит ярко выраженный двойственный характер: уничтожение биоты степей на экосистемном уровне, убыточность производства зерна на низкопродуктивных землях, особенно в зоне сухой степи. Поэтому основной концепцией развития степного природопользования до конца тысячелетия должно стать частичное восстановление части степного ландшафта на экосистемном уровне с одновременным сокращением пахотных угодий, с переводом низкопродуктивных земель в пастбищно-сенокосные угодья. Правовая основа для начала практических действий в этой области существует в виде Положения Правительства РФ от 1992 г. "О порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами". Сегодня необходимо разработать механизмы реализации данного документа. Пока же эти процессы идут стихийно, без должного научного обоснования.

Нет четкой государственной программы в области степного природопользования. Хозяйственники объясняют данное положение дел прежде всего отсутствием средств на залужение земель и большой инертностью в области структурного реформирования сельскохозяйственного производства. В качестве конкретного примера можно привести Оренбургскую область. При научно обоснованном плане распашки целины 0,9 млн. га было распахано около 2 млн. га. За десятилетия непрерывной экстенсивной эксплуатации 1,2 млн. га (Климентьев, 1997) пахотных угодий области практически утратили свое плодородие и подлежат первоочередной консервации. Однако согласно официальной статистике с 1990 г. в области было залужено 133 997 га низкобонитетной пашни.

Решить проблему эффективной консервации земель в Оренбургской области возможно. Возможно и восстановление биологического разнообразия степей путем привлечения дополнительных финансовых инвестиций. Для этой цели создан фонд "Возрождение оренбургских степей". Оренбургская область включилась в проекты Российского степного Форума, инициированного Международным Союзом Охраны Природы (МСОП). Концентрация научной мысли и политики в деле экологической реставрации степной природы поможет решить проблемы интенсификации зернового хозяйства, расширения пастбищно-сенокосных угодий, положит начало частичному возрождению утраченного степного ландшафта, предотвратит вымирание ряда животных и растений. Сельское хозяйство станет экологически более безопасным и рентабельным.