О ЛАНДШАФТАХ ГОРНЫХ СТЕПЕЙ ЧЕЧНИ И ИНГУШЕТИИ

 

Аридные, по преимуществу степные, территории на северном макросклоне Большого Кавказа известны в научной литературе с XIX века. В горной Чечне и Ингушетии на аридность отдельных компонентов ландшафта обращали внимание Н.А. Волконский (1859), Н.К. Зейдлиц (1873), К.Н. Россиков (1885), G. Radde, E. Koenig (1895), М.А. Иванов (1904), Н.Я. Динник (1906), П.М. Ерохин (1926), М.А. Рябов (1926), В.В. Акимцев (1928), С.И. Виноградов (1928), Л.Б. Бёме (1930), А.М. Панков (1930), Г.С. Леонтьев (1938), В.М. Богданов (1947), А.Л. Харадзе (1948), М.Н. Сабашвили, И.Г. Бараташвили (1950), К.К. Попов (1958), М.А. Иванишвили (1969, 1970), А.И. Галушко (1975) и др. Сведения об аридных ландшафтах горной Чечено-Ингушетии приводят А.М. Алиева (1975), И.Н. Волынкин, В.В. Доценко (1979) и Н.Л. Беручашвили (1979).
Возникновение горно-степных ландшафтов в депрессионной зоне между Скалистым и Боковым хребтами Большого Кавказа связано с азональным влиянием орографических факторов (абсолютная высота, ориентировка и конфигурация горных хребтов, крутизна горных склонов и расположение их по отношению к солнечным лучам и преобладающим воздушным потокам). Именно эти факторы определяют резко засушливые климатические условия ландшафтов подветренных склонов («барьерная» или «дождевая тень»): годовое увлажнение степных склонов 500-600 мм, а полупустынно-степных - 400-500 мм и менее. Горно-степным ландшафтам характерны каштановые и черноземные почвы, ковыли, типчаки, тонконоги, кермеки, полыни и бородачи, а полупустынно-степным - заросли колючекустарников и скорпионы (Buthus caucasicus). Своеобразным индикатором аридности климата и ландшафтов выступают языческие некрополи («малхара кешнаш») с естественно мумифицированными захоронениями, возводившиеся на наиболее инсолируемых, засушливых и вентилируемых склонах.
Горно-степные ландшафты Чечни и Ингушетии занимают днища и склоны межгорных котловин и продольных долин (в пределах от 700-800 до 1800 м н.у.м). Представлены   фрагментарными,  мелкоконтурными  и   мозаичными  ареалами, физиономически резко контрастирующими на фоне окружающих горно-луговых и горно-лесных ландшафтов.
Ландшафтно-типологическое картирование южной части Чечни и Ингушетии показало, что в классе горных ландша4)тов и в подклассе среднегорных котловин и долин представлено 3 типа аридных ландшафтов. К котловинно-долинному полупустынно-степному типу ландшафта мы отнесли следующие 9 видов ландшафта: редкозатопляемые поймы с трагакантниками (из Tragacantha denudata) на галечниковых наносах; крутые южные, восточные и юго-восточные склоны с польшно-злаковьши степями (из Artemisia absinthium, A. chamaemelifolia, A. vulgaris, Stipa capillata, S. caucasica, S. pulcherrima и др.) и трагакантниками на маломощных щебнистых каштановых почвах; крутые, покатые восточные и юго-восточные склоны с польшно-злаковьши степями на карбонатных каштановых почвах; приподошвенные южные, восточные и юго-восточные склоны с шибляковыми колючекустарниками (из Paliurus spina-christi, Rhamnus pallasii, Berberis vulgaris и др.) на слаборазвитых почвах наподобие светло-каштановых; покатые, пологие юго-восточные склоны с изреженной полынной растительностью на карбонатно-терригенном делювии; покатые, защебненные южные, юго-восточные склоны с ковыльно-полынными степями на эродированных каштановых почвах; крутые южные, восточные и юго-восточные каменисто-скалистые склоны с бородачёвыми степями (из Bothriochloa ischaemum) на слаборазвитых каштановых почвах; крутые, часто обрывистые восточные и юго-восточные склоны с осыпями, обнажениями скальных пород, трагакантниками на слаборазвитых каштановых почвах; наклонно-всхолмлённые равнины древнеселевых конусов выноса с полынными степями, трагакантниками на эродированных каштановых почвах.
Из 11 видов ландшафта котловинно-долинного степного типа наибольшее значение имеют следующие: высокие террасы древних речных долин с ковыльно-бородачёвыми степями на среднемощных карбонатных черноземах; надпойменные террасы с изреженными типчаково-полынными степями на карбонатных, иногда слабосолонцеватых черноземах; наклонно-всхолмлённые равнины древнеселевых конусов выноса с типчаково-ковыльно-полынными степями на карбонатных черноземах; подгорные пологонаклонные делювиальные равнины, слаборасчленённые сухоречьями, со злаково-полынными степями на карбонатных черноземах; плоские денудационные равнины со злаково-ковыльными степями, фрагментами сосновых лесов (из Pinus sosnowskyi) на карбонатных черноземах; покатые западные и северо-западные склоны с изреженными разнотравно-злаковыми степями (с Goniolimon tataricum) на смытых карбонатных черноземах; пологоступенчатые западные и смежные склоны с польшно-злаковыми степями, фрагментами сосновых лесов на карбонатных черноземах.
Котловинно-долинный аридно-лесной тип ландшафта заключает всего 4 вида ландшафтов с преобладанием лесной ксерофитной растительности (Р. sosnowskyi, Quercus petraea, Q. pubescens, а также Hippophae rhamnoides) и степной растительностью в подлеске.
Продолжающееся нерациональное, экстенсивное использование пастбищных угодий горно-степных ландшафтов в качестве выпаса для грубошёрстных овец и крупного рогатого скота (вместо выпаса ценных полутонкорунных и тонкорунных овец) привело к их значительной деградации, а потому они остро нуждаются в мелиорациях (подсев трав, внесение удобрений и создание в конечном счете культурных пастбищ). Кроме того, степные склоны весьма благоприятны для развития южного плодоводства (абрикос, персик, груша, айва и др.).