О СОСТОЯНИИ И ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТЕПНЫХ ПАСТБИЩ ХАКАСИИ

 

Г. Т. Кандалова

НИИ аграрных проблем Хакасии СО РАСХН, Абакан, Россия

 

Состояние степных пастбищ Хакасии, используемых главным образом для выпаса овец, оставалось до последнего времени неудовлетворительным. Причины - чрезмерная пастбищная нагрузка и практикуемый вольный (бессистемный) выпас скота.

Геоботаническое обследование деградированных мелко- и крупнодерновинных сухостепных пастбищ (ОПХ "Красноозерное") в 1993-1995 гг. показало, что травостой используется овцами неравномерно. Около 5% территории - сбой, лишенный растительности, 25% перетравлено и близко к потере хозяйственного значения, 50% используется плохо и около 25% совсем не используется животными.

Биологическая продуктивность данных пастбищ в зависимости от типа составляла 13,0 - 20,0 ц/га зеленой массы или 6,3 - 8,1 сена, хозяйственная в среднем для всех типов угодий - 6,3 ц/га травы или 2, 8 сена. Питательность - 2,8 ц корм. ед. и 0, 2 ц переваримого протеина с 1 га. Поедаемый запас корма составил в зеленой массе 35, 8, в сене 37, 3% от его валового запаса. Обеспеченность овец кормом при нагрузке 0,65 га на 1 голову 48,1-55,8%. Для нормального кормления и содержания необходимо было либо сократить поголовье, либо увеличить продуктивность пастбищ в два раза.

В последние 1-2 года поголовье овец в республике катастрофически сократилось (с 1, 5 млн. голов до 300 тыс.). В результате значительные площади кормовых угодий оказались выведенными из оборота.

Учитывая биологическую способность нарушенных фитоценозов к самовосстановлению, в течение двух лет (1994-1995 г. г.) изучали влияние различных приемов ухода и режимов использования на ботанический состав и продуктивность мелко- и крупнодерновинных пастбищ, в частности,

сильно деградированных:

  • изоляции от выпаса на 3 года,
  • выжигания старики,
  • подкашивания старики и плохо поедаемых трав,
  • рыхления дернины

чрезмерно деградированных:

  • изоляции от выпаса на 3 года,
  • разных способов обработки дернины,
  • посева дикорастущих злаков (типчака, тонконога, мятлика).

Установлено, что двух лет изоляции от выпаса недостаточно для восстановления видового состава и проективного покрытия травостоя сильно деградированных пастбищ.

Весеннее выжигание старики ускоряет отрастание осок, ковыля, повышает обилие разнотравья и кор­мовую питательность зеленой массы. На мелкодерновинные злаки весенние палы действуют угнетающе.

Производительность изолированных пастбищ увеличилась незначительно: мелкодерновинного с 12, 2 ц/га в 1994 г. до 13, 5 в 1995, крупнодерновинного с 14, 3 до 18, 5 ц/га. Доля кормовых злаков в урожае уменьшилась в 2,0-2,5 раза, вдвое увеличились запасы старики, в 1,5-4,0 раза плохо поедаемого разнотравья. Такой травостой овцами не используется.

После двух лет отдыха, сочетающегося с подкашиванием старики и крупных трав (ковыля и полыни), участие ценных кормовых злаков возросло в 2,0-2,6 раза, доля разнотравья уменьшилась незначительно, старики сократилась вдвое по сравнению с контролем. Заметно улучшились кормовые качества травостоя (10,0% сырого протеина и 0,60 кг/га корм. ед. в отличие от 7,6 и 0,47 на контроле). Поедаемость травы увеличилась на 25-30%.

Эффективным приемом улучшения чрезмерно деградированных мелкодерновинных пастбищ является обработка дернины и посев дикорастущих злаков (типчака, тонконога, мятлика) сеялкой АПР-2, 6. Урожай травы и ее питательность увеличились в два раза по сравнению с естественным травостоем (20,0 и 10,2 ц/га) и в три раза участие ценных кормовых злаков (56,6 и 17,6%).

Поверхностная обработка дернины бороной игольчатой БИГ-3, посев типчака и тонконога сеялкой СЗТ-3,6 и прикатывание гладкими катками заметно улучшают ботанический состав травостоя (доля злаков возросла до 37,8% по сравнению с 17,6 на контроле) и его питательность, но не дают существенной прибавки урожая. При этом в 3,5 раза увеличиваются затраты времени на улучшение 1 га пастбищ по сравнению с обработкой и посевом АПР-2,6.