О СОСТОЯНИИ ПОСЕЛЕНИЙ КРАПЧАТОГО СУСЛИКА SPERMOPHILUS SUSLICUS (GULDENSTAEDT, 1770) И ЕГО МЕСТООБИТАНИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Южные районы Московской области находятся на северных отрогах Среднерусской возвышенности. Формально эта территория считается зоной широколиственных лесов.
Граница между зоной широколиственных лесов и лесостепью определяtтся здесь не только климатическими факторами, но и, в значительной мере, деятельностью человека. Существование на месте широколиственных лесов квазиустойчивых травянистых сообществ, в которые не внедряются древесные виды растений – результат формирования на месте уничтоженных лесных участков агроценозов пастбищного типа, как правило, проходивших стадию пашни. Именно здесь находятся обширные открытые пространства с элементами степной растительности.
Индикатором состояния наших «степей» может служить крапчатый суслик. В пределах своего ареала он обитает в разнотравных и ковыльных степях, а также остепненных участках лесостепи и является одним из важнейших средообразующих видов в степных ландшафтах.
Еще в начале ХХ века крапчатый суслик был довольно широко распространен к югу от реки Ока [2]. Численность сусликов здесь была настолько высока, что вид считали сельскохозяйственным вредителем, с которым проводили интенсивную борьбу. Во второй половине нашего века эти участки стали более интенсивно распахиваться и использоваться под различные сельхозкультуры. Уже в 50-х годах крапчатый суслик не был включен в списки вредителей, и с этого времени упоминания о добыче этого вида мы не встречали. В 80-90 годы значительно сократились площади пастбищ. Интенсивная широкомасштабная распашка бывших пастбищ и передача земли под дачное строительство и другие виды хозяйственной деятельности, преобразующей ландшафты, привели к уничтожению созданных ранее человеком мест его обитания и, как следствие, – к сокращению численности сусликов.
Наши исследования поселений крапчатого суслика ведутся с 1995 г. в нескольких районах Московской области и сопредельных областях, но в качестве модельного участка исследований выбран Зарайский р-н, где сохранилось наибольшее число поселений и в том числе – самое северное.
В материалах экспедиции Дружины Биологического факультета МГУ по охране природы (1982 г.) отмечено 15 мест обитания крапчатого суслика. В 1995-1996 гг., подробно обследовав все указанные места встреч, нам удалось найти только пять поселений [1], остальные бесследно исчезли. Самое северное поселение находится на широте 54?47? с.ш.
Все места обитания суслика расположены на пологих склонах балок и долин р. Осетр, его мелких притоков и относящейся к другому водосборному бассейну р. Вожа на расстоянии 5-14 км друг от друга. Обследованные нами поселения крапчатого суслика приурочены к низкотравным суходольным или сухим пойменным хорошо дренируемым лугам, как правило, с заметной примесью степных видов: земляника зеленая, мордовник круглоголовый, подмаренник настоящий, синеголовник плоский (плосколистный), шалфей луговой, овсяница красная, пупавка красильная. Эти участки интенсивно используются под пастбища. Все поселения расположены на склонах южной, юго-восточной или юго-западной экспозиций, всегда рядом с водоемами (реки, пруды) и в пойменных лугах, заливаемых во время паводка. Соседство с водотоками обусловлено, на наш взгляд, не стремлением крапчатых сусликов занимать участки в непосредственной близости от воды, а тем, что только на такого рода неудобьях сохранились пригодные для сусликов местообитания в густонаселенной Московской области. Все участки, благоприятные для обитания этого вида, разобщены пашнями, водными преградами, населенными пунктами.
Обследованные нами поселения крапчатых сусликов значительно различаются по количественным характеристикам. Поселения различаются не только по площади (от 0,5 до 120 га), но и по плотности населения. Средняя плотность жилых нор (плотность нор подсчитана на линейных маршрутах с полосой учета каждым учетчиком 2,5 м, здесь приведены суммарные данный по норовым отверстиям с вертикальным и горизонтальным входом. Учеты проводились в течение всего периода активности зверьков – с апреля по август) на маршрутных учетах варьирует от 47,0 до 349,2 отверстий на га, местами образуя агрегации с плотностью нор до 453,3 норы на га.
Из пяти обнаруженных нами поселений состояние только трех можно охарактеризовать, как устойчивое, площадь которых с 1995 г. не претерпела значительных изменений: одно из них – достаточно большое (около120 га), два других поселения невелики по площади (1-2 га), но неподалеку сохранились участки пригодные для обитания крапчатого суслика, на некоторых мы находили небольшие группы нор. Площадь еще двух поселений за последние годы значительно сократилась. Одно из них практически исчезло после распашки склона.
Таким образом, в Московской области поселения крапчатого суслика сохранились, однако, в настоящее время мы являемся свидетелями сокращения суходольных и сухих пойменных низкотравных лугов, используемых под пастбища, что, без сомнения, стало одной из причин сокращения численности крапчатого суслика. В 1998 г. крапчатый суслик включен в Красную Книгу Московской области, как вид с сокращающейся численностью на границе ареала [3].
Работа выполнена при финансовой помощи Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям, грибам и лишайникам Московской области Государственного комитета по охране окружающей среды Московской области и Благотворительного фонда ЦОДП, а также РФФИ (грант 02-04-48-029).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Краснова Е.Д., Шекарова О.Н. Из вредителей — в Красную книгу: большой тушканчик и крапчатый суслик // Охрана дикой природы, 1999. № 4 (15). – С. 34-36.
2. Огнев С.И. Новые данные по фауне млекопитающих Московской области // Сб.: Очерки природы Подмосковья и Московской области. – М.: Изд-во МОИП, 1947. – С. 79-84.
3. Шекарова О.Н., Краснова Е.Д., Савинецкая Л.Е. Крапчатый суслик // Красная Книга Моск. обл. – М.: Аргус, Русский Университет, 1999. – С. 23.