О СТЕПНОМ КОМПОНЕНТЕ ОРНИТОФАУНЫ В СРЕДНЕМ ПРИКАМЬЕ (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)

 

Кунгурская островная сосново-березовая лесостепь, реликтовая по происхождению и интразональная по географическому положению, представляет собой уникальное явление в современных природных условиях Среднего Урала. Несмотря на то, что в составе присущей ей авифауны (226 видов) формально преобладают европейские лесные виды и транспалеаркты, на долю степного орнитокомплекса (в трактовке И.В. Измайлова, В.А. Сербина [3]) приходится 11,7% (26 видов). По-видимому, это максимум степных видов, находящихся в европейской части страны на северном рубеже распространения. Далее к северу значение степного орнитокомплекса в составе региональных орнитофаун падает значительно ниже 10% (3,3% в Камско-Вишерском Предуралье [21]). Половина отмеченных в Кунгурской лесостепи южных видов – 13 – гнездится, но только 4 вида – сизый голубь, садовая камышевка, бормотушка и садовая овсянка – являются обычными или многочисленными. 9 видов относятся к категории редких залетных, один вид – рогатый жаворонок – регулярно пролетный. Ниже приводятся краткие повидовые очерки. Перечень видов, русские и латинские названия даны по сводке «Список птиц Российской Федерации» [5]. Статус указан для района наших исследований, т.е. Кунгурской лесостепи.
Пеликан Pelecanus sp. Залетный вид. Чучело пеликана, отстрелянного на р. Шакве в 1950 или 1951 г., экспонировалось в Кунгурском музее в 1950-е гг. [12]. До настоящего времени оно не сохранилось, и установить видовую принадлежность залетной особи невозможно.
Рыжая цапля Ardea purpurea L. Залетный вид. В список орнитофауны Кунгурской лесостепи включен на основании регистрации одиночной особи, отмеченой в Кишертском районе 11 июня 1992 г. на мелких озерках возле оз. Камышового [8].
Розовый фламинго Phoenicopterus roseus Pall. Залетный вид. Единственный известный залет на территорию Пермского Прикамья зарегистрирован 20 октября 1990 г. – истощенная молодая птица найдена на р. Сылве у подножия Ледяной горы в г. Кунгуре [10].
Красноголовый нырок Aythya ferina (L.). Немногочисленный гнездящийся, перелетный вид. Ранее С.Л. Ушков [16], Е.М. Воронцов [1] и С.А. Куклин [6] для территории Прикамья считали его редким пролетным видом. В настоящее время обычен или многочислен на весеннем пролете. От общего количества учтенных весной гусеобразных составляет до 21,8% (в среднем 14,4%), примерно 5,2 особи на 1 км обследованной береговой линии. В качестве гнездящегося впервые указан в 1978 г. для Кишертских озер [20]. Средний размер выводка (при n = 14) составляет здесь, по нашим данным, 6,5 птенцов. В период гнездования уступает в численности хохлатой чернети и речным уткам.
Степной лунь Circus macrourus (Gm.). Редкий гнездящийся, перелетный вид. На территории Пермского края впервые отмечен в 1985 г. в Чернушинском районе как залетный [18]. В 1992 и 1998 гг. найдены гнезда в Кишертском и Кунгурском районе [7; 19]. Нами встречен всего один раз в Уинском районе, рассчитанная плотность населения – 0,14 пары на 100 км2.
Степной орел Aquila nipalensis (Nodgs.). Редкий залетный и случайно гнездящийся вид. Исторических сведений о гнездовании в Пермском крае нет. В августе 1980 г. в окрестностях райцентра Орда была обнаружена пара с птенцом [18; 20]. В последующие годы нигде на территории края не регистрировался.
Черный гриф Aegypius monachus (L.). Редкий залетный вид. О залетах на территорию современного Пермского края сообщали П.В. Сюзев [14] и С.Л. Ушков [15], очевидно, в то время они носили довольно регулярный характер. 13 июня 1925 г. В.Ф. Голдобин убил молодую птицу в окрестностях г. Кунгура (газета «Искра» от 30 июня 1925 г.) и передал ее в областной краеведческий музей для изготовления чучела, о котором упоминает Е.М. Воронцов [1].
Серая куропатка Perdix perdix (L.). Немногочисленный гнездящийся, оседлый вид. В южных районах Пермского края в середине прошлого века серая куропатка была не только обычной, но и многочисленной птицей [1]. Численность подвержена значительным колебаниям. По сравнению с недавним прошлым [1], она резко снизилась [17]. В Кунгурской лесостепи в настоящее время серая куропатка немногочисленна, встречается лишь в оптимальных биотопах, сохранивших неизменным остепненный облик. По данным А.А. Фуфаева [17], в подобных местообитаниях плотность населения составляет 0,5 особи на 1 км2. Это вполне соответствует ее современной численности и в зональной лесостепи Уральского региона [2].
Перепел Coturnix coturnix (L.). Немногочисленный гнездящийся, перелетный вид. В Пермском крае распространен до северо-восточных районов, где известны редкие встречи [21]. Е.М. Воронцов [1] считал его характерным видом южных лесостепных районов, чаще отмечал в пределах пойменных лугов. В период наших исследований перепела регистрировали (по вокализации самцов) редко. Все встречи приурочены либо к пойменным, либо к суходольным лугам.
Поручейник Tringa stagnatilis (Bechst.). Редкий, вероятно, нерегулярно гнездящийся, перелетный вид. Впервые на территории исследований самка поручейника была найдена в гнездовой сезон среди добычи коршуна в Кишертском районе [20], позднее одиночных особей находили в добыче сапсанов и филинов, гнездившихся в заказнике «Предуралье» (Кишертский район) [18]. Гнездование установлено на Кишертских озерах [8]. Одну птицу, проявлявшую сильное беспокойство, мы встретили на заболоченном лугу у д. Колпашники Кунгурского района 15 июня 2002 г.
Степная тиркушка Glareola nordmanni J.G. Fisch. Вероятно, залетный вид. В коллекции Кунгурского музея есть чучело, датированное 1948 г., без указания точного места добычи. Числилась как «луговая тиркушка» [11].
Сизый голубь Columba livia Gm. Обычный гнездящийся, оседлый синантропный вид. В Кунгурской лесостепи обитает в большинстве населенных пунктов. Численность в г. Кунгуре составила 200-260 особей на 1 км2, в сельских населенных пунктах значительно ниже.
Обыкновенный зимородок Alcedo atthis (L.). Редкий залетный, возможно, гнездящийся перелетный вид. В пределах Кунгурской лесостепи отмечен на реках Сылва, Ирень, Бабка (наблюдения С.П. Чащина, А.И. Шепеля; цит. по: [22]).
Золотистая щурка Merops apiaster L. Редкий гнездящийся, перелетный вид. В Пермском крае единственное указание на гнездование золотистой щурки относилось к Куединскому району [10]. В 2003 г. небольшая колония из 5 пар найдена в Ординском районе на р. Б. Ашап [9]. При проверке этого места в июне 2004 г. нами отмечено 4 пары щурок, охотящихся над дорогой и поймой р. Ашап.
Удод Upupa epops L. Залетный вид. На территории Пермского края известны неоднократные залеты в окрестности г. Перми [15, 16]. В заказнике «Предуралье» (Кишертский район) отмечен 4 мая 1980 г. [20]. Здесь же встречен нами в июле 2003 г.
Рогатый жаворонок Eremophila alpestris (L.). Немногочисленный пролетный вид. Для территории Пермского Прикамья указан Е.М. Воронцовым [1], однако в сводку «Животный мир Прикамья» (1989) не включен. Мы отмечали стайки жаворонков в 10-15 особей на распаханных водоразделах в окрестностях деревень Щелканы и Стерлигово (Кунгурский район) в мае 1994-1995 гг.
Желтоголовая трясогузка Motacilla citreola Pall. Обычный гнездящийся, перелетный, немногочисленный вид, уступающий по численности желтой трясогузке. За все время наблюдений мы отметили всего около 10 - 12 пар, в основном в нижнем течении р. Сылвы и на оз. Чаечном в Уинском районе. Обычна на Кишертских озерах.
Чернолобый сорокопут Lanius minor Gm. Вероятно, залетный вид. Ни в одном из орнитофаунистических обзоров Пермского Прикамья не упоминается. В коллекции Кунгурского музея есть чучело, поступившее в 1948 г. [11].
Индийская камышевка Acrocephalus agricola (Jerd.). Для районов Кунгурской лесостепи статус не определен - залетный, либо случайно гнездящийся вид. Поющие самцы отмечены в мае 1997 г. у д. Чирки Кишертского района [8].
Садовая камышевка Acrocephalus dumetorum Blyth. Обычный гнездящийся, перелетный вид. Самая многочисленная из камышевок Кунгурской лесостепи. Местообитания отличаются разнообразием: наряду с пойменными зарослями это лесные фрагменты среди полей, отдельные кустарники (например, можжевельник), растущие на открытых сухих остепненных склонах (плотность населения 2,5 пары на 1 км2), зарастающие вырубки, территории населенных пунктов (плотность населения 2-6 пар на 1 км2). В лесных биотопах плотность населения невысока, 2-5 пар на 1 км2.
Дроздовидная камышевка Acrocephalus arundinaceus (L.). Залетный вид. В июле 1978 г. отловлена в заказнике «Предуралье» [20]. Возможны новые находки на нашей территории.
Северная бормотушка Hippolais caligata (Licht.). Обычный, немногочисленный гнездящийся, перелетный вид. Наши наблюдения относятся к Кунгурскому и Уинскому районам. Показатели плотности населения (7,5-10,5 пар на 1 км2) уступают аналогичным данным для зональной лесостепи [2]. Численность, по-видимому, колеблется по годам.
Черноголовый чекан Saxicola torquata (L.). Редкий, спорадично гнездящийся, перелетный вид. За все время исследований нами отмечены 4 встречи поющих самцов и один выводок из трех птенцов-слетков.
Обыкновенный ремез Remiz pendulinus (L.). Редкий гнездящийся (возможно, не ежегодно), перелетный вид. В Пермском Прикамье в прошлом не отмечался [1]. Гнездование не так давно зарегистрировано в окр. г. Перми [10]. Вторым выявленным местом гнездования ремеза в Пермском крае стали Вяткинские озера в Кунгурском районе [4]. Здесь отмечены свежие, на начальных стадиях строительства, и прошлогодние гнезда на березах (совместные наблюдения с В.П. Казаковым).
Просянка Miliaria calandra (L.). Залетный вид. В июле 1980 г. молодая птица была поймана в заказнике «Предуралье» [20].
Садовая овсянка Emberiza hortulana L. Обычный гнездящийся, перелетный вид. В прошлом Л.П. Сабанеев [13] предполагал ее обитание по остепненным участкам Красноуфимского и Осинского уездов, Е.М. Воронцов [1] отмечал как редкость в гнездовое время под г. Кунгуром. В настоящее время садовая овсянка обычна в остепненных биотопах Кунгурской лесостепи. Встречается в основном в сосновых посадках (не повсеместно), где нередко преобладает над обыкновенной овсянкой (19 пар на 1 км2, 19,5% в населении). Обычна в редких кустарниках по открытым остепненным склонам (12-15 пар на 1 км2). Отмечена также в учетах в южных хвойно-широколиственных лесах (где обыкновенная овсянка нам не встречалась) и по опушкам березняков, где значительно уступала в численности обыкновенной овсянке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов Е.М. Птицы Камского Приуралья. – Горький, 1949. – 114 с.
2. Захаров В.Д. Птицы Южного Урала (видовой состав, распространение, численность). – Екатеринбург, Миасс: ИГЗ УрО РАН, 2006. – 228 с.
3. Измайлов И.В., Сербин В.А. Опыт орнитофаунистического анализа Волжско-Окского междуречья // География и экология наземных позвоночных Нечерноземья. – Владимир, 1981. – С. 22–33.
4. Казаков В.П., Лапушкин В.А., Фишер С.В., Шепель А.И. Краткие заметки по орнитофауне Пермской области за 2002-2003 гг. // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. – Екатеринбург: УрГУ, 2003. – С. 108–109.
5. Коблик Е.А., Редькин Я.А., Архипов В.Ю. Список птиц Российской Федерации. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. – 256 с.
6. Куклин С.А. Охота в Молотовской области в прошлом и настоящем // На Западном Урале. – Молотов, 1951. – С. 156–181.
7. Лапушкин В.А., Демидова М.И., Шепель А.И., Фишер С.В. Гнездование степного луня в Пермской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. – Екатеринбург, 1995а. – С. 45–46.
8. Лапушкин В.А., Казаков В.П. Птицы окрестностей Кишерти // Там же. – Екатеринбург, 2000. – С. 125–129.
9. Лапушкин В.А., Казаков В.П., Фишер С.В., Шепель А.И. О гнездовании сплюшки и золотистой щурки в Пермской области // Там же. – Екатеринбург: УрГУ, 2003. – С. 136–137.
10. Лапушкин В.А., Шепель А.И., Фишер С.В., Казаков В.П. Новые виды птиц Пермской области // Там же. – Екатеринбург, 1995б. – С. 43–44.
11. Наумкин Д.В. Дополнительные данные по орнитофауне Пермской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. – Екатеринбург, 2001. – С. 126–127.
12. Николаев С.Ф. Кунгур. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 1958. – 146 с.
13. Сабанеев Л.П. Позвоночные Среднего Урала и географическое распределение их в Пермской и Оренбургской губерниях. – М.: МОИП, 1874. – 206 с.
14. Сюзев П.В. Необычайно северный залет черного грифа // Материалы по изучению Пермского края. – Пермь, 1911. Вып. 4. – С. 9–10.
15. Ушков С.Л. О редких в Пермском крае залетах птиц // Пермский краеведческий сборник. – Пермь, 1924. – Вып. 1. – С. 57.
16. Ушков С.Л. Список птиц Пермского округа Уральской области // Бюл. МОИП. Новая сер. Отд. биол. – 1927. – Т. 36. Вып. 1-2. – С. 68–116.
17. Фуфаев А.А. К вопросу о состоянии популяции серой куропатки в Кунгурской лесостепи // Проблемы региональной Красной книги. – Пермь, 1997. – С. 109–110.
18. Шепель А.И. Хищные птицы и совы Пермского Прикамья. – Иркутск: ИГУ, 1992. – 296 с.
19. Шепель А.И., Мусихин А.Э., Рыбкин А.В., и др. Новые регистрации степного луня в Пермской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. – Екатеринбург, 1998. – С. 185–186.
20. Шепель А.И., Петровских А.И., Маяков А.А. Некоторые орнитологические находки в Пермской области // Гнездовая жизнь птиц. – Пермь, 1981. – С. 64–66.
21. Шепель А.И., Фишер С.В. Класс птицы // Животный мир Вишерского края: Позвоночные животные. – Пермь: Книжный мир, 2004. – С. 35–135.
22. Шураков А.И. Ракшеобразные // Животный мир Прикамья. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 1989. – С. 89.