УДК 58.006:502.75

DOI: 10.24412/cl-36359-2021-341-343

 

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КАШТАКСКОГО БОРА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДАННЫХ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ

 

ASSESSMENT OF THE ECOLOGICAL STATE OF THE KASHTAK PINE FOREST BASED ON A COMPREHENSIVE PHYSICAL AND GEOGRAPHICAL DESCRIPTION USING REMOTE SENSING DATA

 

А.И. Ищенко

A.I. Ischenko

 

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

 

E-mail: anna.ishchenko.97@mail.ru

 

Аннотация. Проведено комплексное изучение состояния Каштакского бора  на основе геоботанических описаний ключевых площадок, анализа почв на тяжелые металлы подвижной формы, жизненности древостоя, рекреационной нагрузки и использования данных дистанционного зондирования.

Ключевые слова: дешифрирование, комплексное физико-географическое описание, антропогенное воздействие, тяжелые металлы, рекреационная дегрессия.

 

Abstract: A comprehensive study of the state of the Kashtak pine forest was carried out on the basis of geobotanical descriptions of key sites, analysis of soils for heavy metals of a mobile form, the vitality of the stand, recreational load and the use of remote sensing data.

Key words: interpretation, complex physical and geographical description, anthropogenic impact, heavy metals, recreational degression.

 

В настоящее время во многих регионах мира антропогенное влияние достигло такого уровня, что представляет серьезную опасность для жизни и здоровья человека. Каштакский бор находится в лесостепной зоне Челябинской области, на северо-восточной окраине города Челябинска и в границах Сосновского района, на правом берегу реки Миасс. Памятник природы является уникальным островным бором, реликтом плейстоценовой перигляциальной лесостепи [5]. Существенным фактором для городских лесов является влияние техногенного воздействия с рекреационным использованием. Для его охраны и рационального использования необходима оценка изменения состояния городского бора. Такую оценку можно проводить по комплексным физико-географическим описаниям и данным дистанционного зондирования (ДДЗ) территории [1]. Загрязнение почвы подвижными формами тяжелых металлов является наиболее актуальной проблемой, ввиду важной распределительной роли почв в функционировании биогеосистем. В настоящее время в округе Каштакского бора расположены крупные металлургические комбинаты: «Мечел», «Челябинский металлургический комбинат», но работ по изучению тяжелых металлов в почвах бора не проводились.

Цель работы – оценка экологического состояния Каштакского бора по данным космо- и аэросъемки с последующим комплексным физико-географическим описанием.

Для выполнения работы использовалось несколько методов:

1. Проведен анализ изменения состояния бора на основе дешифрирования ДДЗ. Сравнивались монохромные снимки 1986 года и космоснимки 2017 года из программы Google Earth (Данные Sentinel-2) с применением прикладной ГИС (MapInfo). Проведена точная координатная привязка участка исследования с помощью GPS прибора.

2. Сделаны классические геоботанические описания площадок, двенадцати площадок размером 20x20 м на характерных средах Каштакского бора: сосновый лес, мелколиственный лес, травянистый покров, лесополосы [7]. Обилие растений оценивали по шкале Друде и Брауна-Бланке. Жизненное состояние древостоя определяется по В.А. Алексееву. Для оценки степени рекреационной нагрузки используется шкала стадий рекреационной дигрессии лесов [2]. Для определения уровня загрязнения подвижной формы тяжелых металлов было отобрано 15 проб почвы согласно ГОСТ 17.4.4.02-84 «Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» на ранее выделенных характерхных средах. По методам атомно-абсорбционной спектрофотометрии были проведены измерения содержания 8 тяжёлых металлов: Cu, Pb, Cd, Ni, Zn, Mn, Cr, Co на атомно-абсорбционном спектрометре Кванте 2М. Анализ почвы проводился в лаборатории на базе факультета экологии Челябинского государственного университета [5].

3. Результаты анализа почв размещаются в таблицу. Наглядное представление их в виде картосхем возможно с помощью таких программ как MapInfo, Surfer и других, входящих в систему ГИС. Основной задачей программы Surfer является расчет значений параметра в узлах. Современный инструментарий ГИС позволяет получать доступ к пространственной информации, грамотно ее анализировать, выявлять временной тренд развития того или иного процесса или свойства регулярной сетки (grid) по исходным данным в произвольных точках области и построение карт распределения свойств по площади или в объеме [6].

По результатам дешифрирования аэро- и космоснимков выявлена определенная динамика площадей биоценозов и их состояний. За тридцать лет площадь, занимаемая соснами, примерно на 14% уменьшились, площадь, занимаемая мелколиственными породами, увеличилась на 6%, и на 54% увеличилась площадь пустырей. Изменение и деградация лесных сообществ происходят преимущественно в близи города Челябинска, поселка Каштак и по берегам реки Миасс (в южной и юго-западной части бора).

Для подтверждения выявленных результатов было проведено полевое исследование. Полевое описание дало возможность верифицировать результаты пространственного анализа аэро- и космоснимков и дать полную оценку состояния бора.

Господствующей породой в древостое бора является сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), к ней часто примешивается береза бородавчатая (Betula pendula), в понижениях – береза пушистая (Betula pubescens) (единично) и осина (Populus tremula). Искусственные посадки представлены следующими древесными породами: лиственница сибирская (Larix sibirica), дуб черешчатый (Quercus robur), тополь бальзамический (Populus balsamifera), клен ясенелистный (Acer negundo). В подлеске представлены кизильник черноплодный, бузина, жимолость, малина, ракитник, калина, шиповник, боярышник, смородина, акация жёлтая, черёмуха (таблица 1).

 

Таблица 1. Основные показатели состояния площадок

№ площадки

Сомкнутость (%)

Формула древостоя

Жизненность (по В. А. Алексееву)

Zn(мг/кг)

Pb(мг/кг)

Zc

1

30

7Б3Ос

3

141,7

33,7

12,5

2

20

10Лц1С1Б

3

85,2

12,2

2,09

3

85,2

12,2

2,09

4

4

107,4

29,2

6,4

5

60-70

10С

2

132,2

18,8

5,8

6

20

6Б4С

3-4

132,2

18,8

5,8

7

93,2

18,4

4,2

8

40-50

8С2Б

3-4

74

18,7

6,5

9

60

9Д1Б

3

52,5

9,9

0,2

10

50

7Б3С

3

13,6

13,7

-0,2

11

60-70

10С1Б

2

116,7

24

7,8

12

70

10С1Б

2

136,7

44,7

14,2

 

 

На пяти из двенадцати пробных площадках сильно поврежденные (сильно ослабленные) деревья, за счет снижение густоты облиствления кроны, наличие 60% мертвых и усыхающих ветвей в верхней половине кроны по В.А. Алексееву жизненность –3 (таблица 1).

Наиболее нарушенные – это площадки вдоль реки Миасс и вблизи жилых массивов, характеризуются наличием бытового мусора, рекреационной дигрессией и следами низового пожара. На этих участках: тропы занимают 10-15% площади, мощность подстилки уменьшена, увеличена освещенность, верхний полог леса изрежен, внедряются синантропные виды. Стадия рекреационной дегрессии, по Н.С. Казанской, – 3. Следы низового пожара встречаются на трети изученных площадках. Лишь на четырех участках, расположенных в центре и на северо-востоке бора, отдаленных от жилых массивов, выявлены здоровые и незначительно ослабленные деревьями [5].

Полученные данные свидетельствуют, что общий уровень загрязнения почвы тяжелыми металлами подвижной формы находиться в допустимой категории загрязнения [3]. Высокие показатели уровня загрязнения выявлены лишь на территории вблизи города и в центре бора возле поселка Каштак.

Однако если смотреть на отдельные показатели, то средние содержание по некоторым металлам превышает ПДК. Так, цинк в 3,5 раза, свинец в 4 раза, марганец в 2 раза. Такое превышения цинка и свинца обуславливается влиянием промышленных комплексов: «Мечел», «Челябинский металлургический комбинат». Свинец и цинк являются метаболическими ядами, действующие на фотосинтез и регуляторные процессы. Наличие такого количества марганца объясняется тем, что он накапливается в верхних слоях почв как составляющая органических веществ, а также из-за промышленного загрязнения.

В ходе проделанной работы были выявлены основные антропогенные факторы, угнетающие природу: загрязнение бытовым мусором, рекреационная нагрузка (вытаптывание, организация тропиночной сети), дорожная инфраструктура и низовые пожара. На их основе можно оценить экологическое состояние Каштакского бора.

Каштакский бор состоит из многолетних культурных и естественных насаждений и является рекреационным объектом. Следовательно, по данным таблицы и полученным результатам, можно сделать вывод, что бор относится к слабоизменённым и преобразованным ландшафтам (по Исаченко), а по Кочерову это нарушенные ландшафты со средней степенью антропогенного воздействия, с оценкой состояния 3 балла (из 6) [3].

Биоценоз бора находится в угнетенном состоянии, и частично нарушена закономерная смена биологических сообществ (сукцессия). Можно сделать вывод, что бор не справляется с антропогенной нагрузкой и нуждается в восстановлении.

 

Список литературы

1. Гук А.П., Арбузов С.А., Гук А.А. Использование метода независимых компонент при дешифрировании снимков лесных массивов. Новосибирск: Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 2014. Т. 1. С. 3-7. 

2. Казанская Н.С., Ланина В.В., Марфенин Н.Н. Рекреационные леса. М.: Лесная промышленность, 1977. С. 96.

3. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. Смоленск: «Маджента», 2003. 448 с.  

4. Крайнева С.В., Романова С.В. Памятники природы Челябинска // X Дальневосточная конференция по заповедному делу: материалы конф. / Отв. ред. А.Н. Стрельцов. Благовещенск, 2013. С. 179-182.

5. МУ 2.1.7.730-99 Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. Разработаны: НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (Н.В. Русаков и др.), ИМПИТМ им. Е.И. Марциновского МЗ РФ (Н.А. Романенко и др.), ООО «РАДОН» (В.Д. Симонов), ВНИИ природы (Ю.М. Матвеев).

6. Позднякова А.Д., Поздняков Л.А., Анциферова О.Н. Картирование участков сложной конфигурации в программе Surfer // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 5. С. 239-247.

7. Шатрова А.И., Андреев Д.Н. Мониторинг особо охраняемых природных территорий в городах РФ // Вопросы степеведения. 2019. № 15. С. 356-359.