ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОРОЧИНСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА НА РЕКЕ САМАРЕ

ENVIRONMENTAL ASSESSMENT OF THE EXISTING SOROCHINSK RESERVOIR ON THE SAMARA RIVER

 

Р.Р. Галиева

R. Galieva

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт степи Уральского отделения Российской академии наук

(460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11)

Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

(11, Pionerskaya st, 460000 Orenburg)

е-mail: steppeworld@gmail.com

 

В данной работе рассмотрено современное экологическое состояние Сорочинского водохранилища и прилегающей территории. Проанализировано влияние Сорочинского водохранилища, как сложного природно-антропогенного комплекса на окружающую природную среду. Представлены результаты ботанических исследований.

This report examines the current environmental state of the Sorochinsk Reservoir and the surrounding area. It analyzes the impact of the Sorochinsk Reservoir as a complicated natural and anthropogenic complex on the environment. The results of botanical research are also provided. 

Актуальность. Природа Сорочинского района Оренбургской области в последние годы сильно пострадала из-за нефтегазодобывающей деятельности человека. Интенсивное антропогенное воздействие на естественные ландшафты преобразовало их в природно-техногенные комплексы. Так, Сорочинское водохранилище, созданное по инициативе нефтяников, в значительной степени трансформировало природный ландшафт местности и продолжает оказывать комплексное воздействие на изменение природной среды и формирование растительного покрова побережья.

Объект исследований. Сорочинское водохранилище и прилегающая территория. Основные параметры Сорочинского водохранилища: полезный объем 111,0 млн. м3; площадь зеркала 34,0 км2; средняя ширина водохранилища 1,17 км; средняя глубина водохранилища 3,6 м [5]. Район исследования представлен в основном сыртово - долинными ландшафтами средней части самарского бассейна. Для района исследования характерен континентальный климат. Почвенный покров слагается черноземами южными и обыкновенными различной степени мощности и различного механического состава.

Методы исследований: исследовательская работа включала в себя 1) анализ архивных и литературных материалов; 2) рекогносцировочное обследование территории, оценку состояния флористического покрова побережья водохранилища и сбор гербария; 3) камеральную и статистическую обработку данных.

Цель данной работы - оценить современное экологическое состояние Сорочинского водохранилища и особенности растительного покрова прилегающей территории. Результаты и обсуждение: Процессы нефтегазодобычи напрямую затрагивают ландшафты нефтегазоносных районов. Но это влияние может быть не только прямым, но и опосредованным. Так, значительный урон ландшафтам Сорочинского района был нанес нефтяниками при строительстве водохранилища на реке Самаре выше Сорочинска в 1997 году [12]. Искусственный водоем должен был решить проблемы водообеспечения Бузулукского нефтегазоносного района Оренбургской области. К моменту завершения строительства гидроузла закачку пресных вод в месторождения запретили. Чтобы оправдать создание водохранилища, было принято решение использовать его для орошения сельскохозяйственных угодий и рыборазведения [10].

На сегодняшний день устойчивое состояние Сорочинского водохранилища, как природно-антропогенного комплекса, определяется способностью сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии внешних и внутренних факторов. С точки зрения эксплуатации и функциональных возможностей оно считается стабильным, но экологическая обстановка сложившаяся на акватории и прилегающей территории характеризуется как неблагоприятная. Экологические проблемы выражаются в следующем: - интенсивное освоение и использование водосбора привело к поступлению в водоем избыточной массы биогенных веществ, постепенное увеличение которых, может достигнуть критического уровня и приведет к наступлению периода бурного развития водорослей и других организмов; тревогу вызывает зарастание водоема, гниение древесно-кустарниковой растительности. Брошенный отдыхающими мусор, смывается ливневыми и паводковыми водами с берегов и оседает опасным грузом в ложе водохранилища, что приводит к засорению водоохраной зоны и акватории [6]. Стоки животноводческих ферм; пашня, огороды, эксплуатируемые с применением минеральных и органических удобрений, хозяйственно-бытовые свалки - являются основными источниками поступления загрязняющих веществ в водохранилище [5]. Таким образом, природоохранные требования, прописанные в правилах эксплуатации Сорочинского водохранилища, выполняются не в полной мере. Водохранилища, с момента их создания, проходят стадии становления, динамического равновесия и отмирания или перерождения. Долговременный экологический мониторинг показал, что стадия становления искусственных водоемов длится более 20 лет [8]. Сорочинское водохранилище по временным меркам близиться к этапу динамического равновесия экосистемы, и согласно Соловьевой В.А. [8] продолжительность этого периода будет зависеть от характера водопользования. В связи с этим возникает необходимость экологической оптимизации водоема. Мы считаем, что следует отрегулировать режим эксплуатации водохранилища: сократить площади мелководий, защитить от поступления с водосбора биогенных элементов, уменьшить безвозвратные потери на испарение с зеркала. При этом должны быть учтены с одной стороны, требования всех пользователей, а с другой - экологические требования, прежде всего, самой реки и всего бассейна.

Строительство Сорочинского водохранилища привело к изменению существовавшего ранние растительного покрова. В зоне мелководного постоянного затопления, включая ежегодно осушаемые участки, почти полностью отмирает древесно-кустарниковая и изменяется травянистая растительность. На Сорочинском водохранилище в зоне подтопления и периодического затопления оказались сосновые лесонасаждения. Исследования показали, что по истечении пяти лет около 40% сосен оказались полностью погибшими. Однако большую устойчивость к затоплению проявляют ивы [2]. Нами проводились сборы растений в различных местообитаниях изучаемого района. В ходе ботанических исследований нами было собрано 259 образцов и определено 200 видов относящихся к 134 родам и 50 семействам. Ведущими по количеству видов являются семейства Asteraceae и Poaceae, на долю которых приходится 24% от общего числа исследуемой флоры. Это является характерным для умеренных широт Голарктики [9]. 3-е место занимает семейство Fabaceae, что свойственно для флор аридных внутриконтинентальных районов Евразии [4]. Семейство Rosaceae располагается на 4 месте. 5, 6, 7 места делят семейства Brassicaceae, Lamiaceae, Salicaceae.

Первое место по количеству видов занимает род Artemisia, виды которого обладают эврибионтностью. Два вторых места делят роды Potentilla и Salix. Виды последнего всегда тяготеют к водным экосистемам. Третье место делят рода Medicago, Astragalus и Carex.

Для побережья Сорочинского водохранилища и прилегающей территории характерна следующая биоморфологическая структура флоры по Серебрякову И.Г. [7]. Основным эдификатором в древесном ярусе на северном побережье Сорочинского водохранилища является Pinus sylvestris, чаще всего формирующий монодоминантный древесный ярус. Реже встречаются олигодоминантные древесные сообщества Querqus robur, Salix alba, Betula pendula и др. По количеству видов древесная жизненная форма находится на 3-м месте (5% от общего числа видов исследуемой флоры). Видовое разнообразие кустарников Salix triandra, S. caprea, S. cinerea, Cerasus fruticosa, Amygdalus nana и т.д. также невелико (10 видов – 5,0%) и в нашей ранжировке занимает 3 -е место. Лидирующее место по количеству видов принадлежит поликарпическим травам, доля которых составляет 67,0%. Среди них многочисленны длиннокорневищные (13%) травы Elytrigia repens, Urtica dioica, Nuphar lutea и т.д. развивающиеся на хорошо увлажненных местах, и стержнекорневые Pulsatilla patens, Potentilla impolita и др. (18%) - представители засушливых мест обитаний. Второе место в приведенном анализе занимают монокарпические травы (17,5%), характерные для засушливых районов умеренной зоны северного полушария и являющиеся спутниками культурных растений в агроценозах. Большая доля приходится на однолетники Potentilla supina, Malva pusilla и т.д. (12,0%), произрастание растений этой группы на побережье тесно связано с хозяйственной деятельностью человека. Наибольшее разнообразие этих видов было отмечено вдоль проезжих дорог, в окрестностях поселка «Родина» расположенного неподалеку и местах активного отдыха людей.

В ходе нашего исследования нами были обнаружены следующие жизненные формы растений по Раункиеру К [1]. Среди типов биоморф выделяемых по данной классификации, преобладают гемикриптофиты (Agropyron pectinatum, Agrostis gigantea, Dactylis glomerata, Phleum pretense, Poa bulbosa, Festuca pratensis, Stipa capillata, Urtica dioica, Dianthus andrzejowskianus, Gypsophila paniculata, Silene nutans, Ficaria verna, Ranunculus repens, Potentilla impolita и др.), на их долю приходится 50% от всех видов флоры побережья Сорочинского водохранилища. Преобладание этой группы связано с расположением гидротехнического объекта в степной зоне. На втором месте растения, сохраняющиеся в зимнее время в виде семян - терофиты (Cannabis ruderalis, Chenopodium album, Medicago lupulina, Tripleurospermum perforatum и др., всего 14% флоры). Группа видов принадлежащих к фанерофитам (Pinus sylvestris, Ephedra distachya, Alnus glutinosa, Betula pendula, Quercus robur, Amygdalus nana, Cerasus fruticosa, Rosa acicularis, Spiraea crenata, Caragana frutex, Acer negundo, Elaeagnus argentea, Fraxinus excelsior, Populus alba, P. nigra, Salix caprea, S. cinerea, S. alba, S. triandra) расположилась на 3 месте и составляет 13% от флоры исследуемой территории. Гидрофиты (Potamogeton gramineus, Elodea canadensis, Stratiotes aloides, Lemna minor, L. trisulca и др.) и гелофиты (Equisetum fluviatile, Typha angustifolia, Potamogeton perfoliatus, Alisma plantago, Butomus umbellatus,  Scirpus lacustris, Persicaria amphibian и др.) занимают 4 место (9%). Хамефиты (Cerastium holosteoides, Potentilla bifurca, Onosma simplicissima, Onosma tinctoria, Nepeta pannonica, Artemisia abrotanum, Artemisia campestris и др.) самая малочисленная группа, на долю этих видов приходится лишь 3,5%. Таким образом, соотношение жизненных форм соответствует умеренной климатической зоне.

Если рассматривать экологические группы растений по отношению к водному режиму, то для данного района исследования характерно преобладание мезофитного и ксерофитного компонента. Это объясняется тем, что изначально на данной территории развивались степные сообщества. Создание водоема способствовало появлению гидрофитных и гигрофитных растений.

Во флоре побережья Сорочинского водохранилища встречаются виды, занесенные в Красную книгу Оренбургской области – ирис низкий (Iris pumila L.), а также, нуждающиеся в особом контроле за их состоянием в природной среде [3]. Среди них: эфедра двухколосковая (Ephedra distachya L.), козелец австрийский (Scorzonera ensifolia Bieb.), гвоздика Андржевского (Dianthum Andrzejowskianus Kulcz.). Лимитирующим фактором является в первую очередь сбор этих растений, как декоративных, а также их стравливание.

Выводы 1. На сегодняшний день Сорочинское водохранилище является неотъемлемой частью современного ландшафта Сорочинского района Оренбургской области. Основное назначение, которого заключается в регулировании и управлении стоком реки Самары. Сорочинское водохранилище, представляя собой сложную природно-антропогенную систему, оказывает комплексное воздействие на окружающую природную среду, формируя уникальную экосистему. На примере Сорочинского водохранилища мы видим, как интенсивное антропогенное воздействие на гидросферу вызывает дестабилизацию аквальной экосистемы и прилегающей к нему территории; приводит к изменению растительного покрова: появлению водных, прибрежно-водных, сорных и культурных растений, не типичных для прежнего растительного покрова степной территории. Водная и прибрежная растительность в свою очередь, участвует в формировании окружающей среды, влияет на скорость и направление протекания биологических процессов в водоемах.

  1. В связи с массовым посещением мест отдыха и развитием туризма возникает понятие об особой форме воздействия человека на растительный покров - рекреационной нагрузке. Последняя напрямую влияет на все природные компоненты, и в первую очередь на растительный покров Сорочинского водохранилища, через: - уплотнение почвы и ее загрязнение; - вытаптывание растений; - сбор растений в букеты и как лекарственное сырье; - формирование производной формы растительного покрова за счет привнесения на данную территорию сорных и культурных растений.
  2. Рациональному водопользованию в Оренбургской области мешает приоритетное направление действий на решение существующих водно-экологических проблем, а не на предупреждение их появления при хозяйственной деятельности. Вернуть экосистеме первоначальный вид, уже не возможно. Прогноз местных специалистов подтвердился: создание Сорочинского водохранилища было экологически нецелесообразным [11]. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, С. 368.
  2. Дамрин А.Г. Ландшафтные особенности искусственных водоемов Оренбургской области и обоснование их экологической оптимизации: Дис … канд. биол. наук. Оренбург, 2004. С. 13-96.
  3. Красная книга Оренбургской области. Оренбург, 1998.
  4. Куликов П. В. Конспект флоры Челябинской области (сосудистые растения). Екатеринбург, 2005. С.537.
  5. Правила эксплуатации Сорочинского водохранилища. Куйбышев, 1989.
  6. Проект водоохраной зоны Сорочинского водохранилища. Куйбышев, 1989.
  7. Серебряков И.Г. Жизненные формы высших растений и их изучение. Полевая геоботаника. Т.3. М., 1962. С.146-202.
  8. Соловьева В. А. Структура и динамика растительного покрова экотонов природно-технических водоемов среднего Поволжья: Автореф дис. … докт. биол. наук. Тольятти, 2008.
  9. Тахтаджян А. Л. Флористические области Земли. Л.: Наука, 1978. С. 500.
  10. Черняев А. М., Прохорова Н. Б., Мысовских Л. О. Беседы о воде и экологии. Екатеринбург, 2004. С. 209–218.
  11. Чибилев А. А. Природа знает лучше. Екатеринбург, 1999. С. 275.
  12. Чибилев А. А. Природное наследие Оренбургской области. Оренбург, 1996. С.380.